"Чем люди живы?" Над этим вопросом в скором времени будут рассуждать одиннадцатиклассники, если выберут тему сочинения этого направления. Готовясь к уроку, попыталась сама ответить на этот вопрос. Наверное, в первую очередь, люди живы любовью: любовью матери и отца, противоположного пола, любовью к Родине. Как сказал И.С.Тургенев: "Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь". Во-вторых, люди живут верой: в человека, в себя, в Бога. "Вера – это знание того, что такое человек и для чего он живёт на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей". Это слова Л.Н.Толстого. В-третьих, люди живут заботой, добром и милосердием. "Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны" ("Письма о добром и прекрасном", Д.С.Лихачёв). И дальше так много можно рассуждать о милосердии, о знаниях, о силе дружбы, о мечте...Такая хорошая тема! И такая трудная тема: дети должны будут рассуждать о смысле жизни. Для чего живёт человек? Что он может и должен сделать в жизни? Хочется верить, что выпускники справятся с сочинением и дадут свои ответы на этот вопрос: "Чем люди живы?"
Чем люди живы? Может быть, поисками Истины) Пытливый ум не дает застыть в довольстве? Поисками способов улучшить жизнь человека? сколько ученых испытывали вакцину на себе, чтобы люди не умирали от болезней. только идущий осилит дорогу... Хочется верить, что дети справятся
Верно Вы сказали, Ирина Николаевна: поисками Истины! Герои литературы тоже находились в постоянном поиске смысла жизни. Учёные совершали открытия ради благополучия людей, нередко жертвуя собой.
Так хочется жить! А чтобы жить, надо и любить, и верить, и заботиться и уметь делиться всем этим. Очень хорошая тема. Думаю, что дети справятся с сочинением. Удачи!
Два смысла в жизни — внутренний и внешний, У внешнего — семья, дела, успех; А внутренний — неясный и нездешний — В ответственности каждого за всех. Игорь Губерман Лучше не скажешь.
Нашла в Интернете список литературы для итоговоговыпускного сочинения, которое пройдёт 3 декабря 2015 года. Литература собрана по 5 направлениям: 1. «Недаром помнит всяРоссия…»
Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про царя Калашникова..», «Кавказский пленник».
Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Пророк», «И скучно и грустно».
3. «Человек и природа вотечественной и мировой литературе».
«Слово о полку Игореве»
И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася»
А.И. Куприн «Олеся»
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»
Ч. Айтматов «Плаха»
В.М. Шукшин «Заревой дождь»
4. «Спор поколений:вместе и врозь»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Н. Островский «Гроза»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
5. «Чем люди живы?»
И.А. Гончаров «Обломов»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А также примерную формулировку задания.
Выберите только ОДНУ изпредложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, рассуждая в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
О! Булгаков! "Мастер и Маргарита"! "Любовь выскочила перед нами, как как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!" - помните Маргариту с желтыми тюльпанами. А еще, не помню дословно, о готовности того, кто любит разделять участь того, кого он любит? А про вечную любовь? "Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!" Вот чем люди живы. Но, об этом не кричат.
Татьяна Анатольевна, не называет, но описывает словами мастера точно. Мимозы Маргарита несла. Но это не суть важно. о любви все верно. Но рассуждения о трусости и приверженности истине- Понтий наказан за трусость, да и Мастер не устоял, поэтому ему дарован только покой. а человеческое достоинство? "Никогда ничего не просите, особенно у сильнейших".. чем не почва для рассуждений- весь роман и об этом тоже
По поводу цветов можно и поспорить. А "Никогда ничего не просите ... Сами предложат и сами все дадут!" - тема еще та. Но вот рассуждать по этому поводу легче будет людям чуть больше прожившим и пережившим, чем выпускники. Так ведь? Короче, "История нас рассудит".
Какая интересная тема и какая сложная тема! Это нам, выросшим среди героев Тургенева, Толстого, Шолохова, Распутина .. кажется, что можно рассуждать до бесконечности. Многим детям эта тема будет неподъемной. Не потому что рассуждать не умеют. Нет. Примеров привести смогут немного. Не знаю, как в России, у нас дети ( абсолютное большинство) не читают литературу. А люди живут совестью.. На мой взгляд.
Мне совесть от рождения дана Затем, чтоб полно пользоваться ею: Не лгать, не предавать, не быть злодеем Добру, не хвастать даром и уменьем, Примером быть родным и поколенью – Светить, что света есть, коль ночь темна, Невинных защищать, без сожаленья Карать неисправимых, неизменно Держаться клятвы, и с петлей на шее Одно твердить, будь враг хоть сатана:
Мне совесть от рождения дана Затем, чтоб полно пользоваться ею.( интернет)
Люди живут любовью. Даже при отсутствии совести (а таковых немало) способность любить не потерял никто! все на Земле во имя любви. Взаимной, безответной, к Богу, природе, себе - не важно. Любовь правит миром! только она.
Как Вы наивны, Татьяна Анатольевна.Простите. Это хорошо, что Вы не потеряли эту уверенность. Вы считаете, что все люди способны любить? Отнюдь. Чаще у людей есть совесть чем любовь. Ну разве что себя любить могут все. и то я сомневаюсь. Любовь - это такое самоотречение.. Не все на него готовы. ИМХО
Т. е. Вы считаете, что я неадекватна, неопытна, бесхитростна и глупа? Вы так близко знаете меня, чтобы судить об этом? Ваше право. Блог о том, что будут писать в сочинении выпускники. Предложена тема "Чем люди живы". Согласно второму абзацу - это любовь. Попыталась поставить себя на место выпускника(цы) и, на основе любимого произведения Михаила Афанасьевича, попытаться порассуждать. В данном контексте. Вот и все. А свое мнение я давно предпочитаю оставлять при себе. Придерживаюсь Фаины Георгиевны: "Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать".
Т. е. Вы считаете, что я неадекватна, неопытна, бесхитростна и глупа?
Никто так не считает , Татьяна Анатольевна.Да, у юности любовь на первом месте. Булгаков любовную линию нарисовал как-то блекло (это моё и только мое мнение) о любви говорить-тогда уж Бунин, Куприн.
Ой-ёй.., Татьяна Анатольевна, Вы обиделись? Вот уж чего не хотела, так это обидеть Вас. Простите. Наоборот, здорово, что в Вас сохранилась вера в любовь. Я в неё тоже, кстати, верю. Только в современном мире это лучшее из чувств подменяют другим , и словом, и смыслом. Вы рассуждаете, я рассуждаю.
Да, сижу плачу! Да согласна я с Вами полностью. Но иногда так хочется поверить в сказку. Или попробовать других заставить поверить в эту сказку. У меня не получилось. Виновата, исправлюсь.
Рада, что Вы , Татьяна Анатольевна, откликнулись. спасибо, что не обиделись. И почему же не получилось? Мы думаем, значит и детей наших учим думать. А это же практически самое важное в нашем деле.
Да куда уж от неё от любви! Я за, и про любовь писала бы тоже. Но и про совесть , и про справедливость, и про правду.. да много о чем. Главное, чтобы писали, думали.