Бегая между кухней и компьютером, затянула с публикацией "Виды интеллекта". Но сегодня мы, видно решили погрузиться в проблему интеллекта.
Попытаюсь коротенько обобщить основные идеи по теме интеллекта, наиболее важные для нашей работы.
Единого толкования и классификации интеллекта нет. Под интеллектом понимают и способность к обучению, и способность к адаптации в окружающем мире, способность структурировать абстрактные символы, способность к мышлению и пр. Как бы то ни было, в любой формулировке, интеллект- краеугольный камень обучения и один из обязательных компонентов успешности.
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы.
Однако интеллект нельзя считать лишь простой суммой этих познавательных процессов, ими он не исчерпывается, так же как интеллектуальная деятельность не может быть заменена мышлением.
Из классификаций интеллекта, используемых в настоящее время приведу
предложенную Майклом Гелбом.
Интеллект академический - способность к учению в регламентированных условиях (школа, университет). Проявляется в уровне учебной успеваемости.
Интеллект общий (генеральный фактор) - умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности. Эта способность проявляется в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровне социальной адаптированности.
Интеллект вербальный - способность к словесному анализу и синтезу, к решению вербальных задач. Вербальный интеллект содержит запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное.
Интеллект пространственный - способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности. Включает два фактора: 1) скорость и точность распознания двумерных объектов; 2) мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве.
Интеллект практический — способность манипулировать объектами, умение адаптироваться в окружающей обстановке (адекватное восприятие и понимание происходящих событий, адекватная самооценка, способность рационально действовать в новой обстановке).
Интеллект биологический - врожденная составляющая общего интеллекта. В основе лежат особенности биохимических, нейропсихо-логических процессов переработки информации центральной нервной системой.
Интеллект социальный - способность, определяющая успешность оценки, прогнозирования и понимания поведения людей.
Интеллект сенсомоторный - тип мышления, характеризующий доречевой период жизни ребенка.
Интеллект эмоциональный- способность воспринимать, выражать и понимать эмоции других людей.
Интеллект флюидный (свободный, текучий) - врожденная интеллектуальная способность приспосабливаться к новым ситуациям, овладевать новыми знаниями. Характеризуется гибкостью и скоростью мышления, входит в состав общего интеллекта.
Интеллект кристаллический (связный) - система интеллектуальных навыков, зависящая от приобретенного опыта.
Выявление преобладающего видаинтеллекта поможет ребенку стать успешнее в определенном виде деятельности. А достигнутые успехи повысят самооценку ребенка, веру в себя и успешность в развитии других видов интеллекта.
Из сегодняшних постов плавно выплыл вопрос;
А что же делать с баллами коэффициента интеллекта, полученными при тестировании?
Что делать с высокими и средними баллами, объяснять не надо.
А что делать с низкими баллами?
Работать. 1) выяснить причину (медицинские диагнозы, особенности восприятия, семейного воспитания, "дидактогенные" причины - особенности взаимодействия ребенка и учителя
2) коррекционная работа - по выявленным причинам. Вам поможет в этом школьный психолог.
Очень возможно, что ребенку необходимо и медикаментозное лечение. Тут Вам в помощь врач, закрепленный за Вашей школой.
Очень может быть, что придется поработать и с родителями (особенно важно при неразвитом социальном интеллекте).
Работа очень непростая, но ее нельзя откладывать.
Ребенок с неразвитым интеллектом очень быстро превращается из тихого троечника в отъявленного хулигана - самый простой путь "проявления себя" формирующейся личности подростка.
Чем лучше развиты все виды интеллекта, тем гибче приспосабливается человек к меняющимся условиям. Чем лучше адаптация, тем выше выживаемость вида (в том числе и человека).
любого мало - мальски адекватного человека можно определить в один из вышеперечисленных видов.
Да, мы можем сказать, что у конкретного человека лучше других выражен какой-то вид интеллекта и опираться на успешность его проявления, развивая другие, и тем самым способствовать развитию успешной счастливой личности. Это отнюдь не значит, что ребенок достигнет небывалых высот. Главное, что он будет получать удовольствие от деятельности и переходить на новую ступень развития, при этом стараясь быть успешным в разных сферах деятельности.
Главное, что он будет получать удовольствие от деятельности и переходить на новую ступень развития, при этом стараясь быть успешным в разных сферах деятельности.
Вот в этом и состоит суть теории Л.В. Занкова: "качественное приращение психики - новообразование".
При подготовке к уроку нужно учитывать не только типы интеллекта, а все особенности познавательных процессов ребенка: памяти, внимания, мышления и т.д. Они являются основой индивидуального способа действия (а отсюда и всей деятельности). Вот тогда это и будет называться дифференцированным подходом в обучении. А педагоги, к сожалению, зачастую подменяют его селективным (сильному - задание потруднее, слабому - полегче), не имеющим ни чего общего с дифференциацией.