НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Какие красивые снимки! Как люблю соборы! Вот бы побывать и послушать настоящую о...
Валентина Викторовна, спасибо Вам за работу! Очень понравился 3 шаблон.
Татьяна Владимировна, спасибо за доступный урок! Обязательно воспользуюсь!
Надежда Андреевна, прекрасная работа! Вы всегда поражаете своим особым видением ...
Лидия Петровна, благодарю за познавательную викторину!
Блоги » Творчество
05.12.2015 23:31

"Как научиться рисовать? Забыть, что ты не умеешь"

Блог Lguseva

Начать нужно с того, что рисовать я не умела никогда. Я совершенно не представляла, как можно сесть и нарисовать с натуры что-то - будь то какой-то предмет, пейзаж или живой объект. Пропорции, перспектива, светотени - какая ерунда! В школе я очень быстро поняла, что мои рисунки настолько неуклюжи и незатейливы по сравнению с рисунками подруг, что не стоит оно того. В общем, вплоть до 26 лет я могла нарисовать только ромашку, и то после длительной тренировки. А, да! Ещё на физике я профессионально изображаю глаз, в который попадает луч света.

    

Осенние каникулы в тот год начались для меня с небольшого потрясения. Пребывая в растерянных чувствах, только вернувшись из командировки, не успев прийти в себя, наткнулась в учительской на необычное объявление:

"Дорогие коллеги! Приглашаем всех желающих на урок правополушарного рисования".

Одна очень творческая организация проводила такие акции для учителей - бесплатные мастер-классы для всех желающих, с выездом в школу. Пройти мимо, как вы понимаете, было невозможно. Представляете, всё действие происходит в стареньком кабинете изо, парты с крышками (ещё сохранились!), звучит красивая классическая музыка, Лист. Нам выдали фартуки, салфетки, гуашь, кисточки разных размеров и маленькие листочки акварельной бумаги (1/6 формата А4).

Для меня это было первое потрясение - можно нарисовать что-то красками на крохотном листе. Потрясение №2: сразу после промывки кистей баночки с водой мы должны накрыть картонкой и не залезать в них до самого конца занятия (как???!!!). Затем ведущая, Анна, предложила нам нарисовать первый рисунок - что угодно, что мы умеем. У меня получился (точнее, не очень получился) ёлочный шарик:

А затем началось волшебство. Оказывается, для того, чтобы рисовать, важно не думать логически - левым полушарием, а предоставить правому полушарию головного мозга, полушарию, отвечающему за творческие способности, полную свободу. Для этого, во-первых, нельзя разговаривать во время творческого процесса, нельзя формулировать, нельзя сомневаться. Нужно просто рисовать, не думая о том, что получится. Пока мы готовили фоны... Про фоны отдельная история - ставим кисточкой несколько цветных пятен, на ту же кисточку (не моем её, помните?) берём белый цвет и мажем, мажем, мажем.

Потрясение №3. Краски в банках можно пачкать, и это здорово! Это нисколько их не портит! Вот тут пришлось преодолеть себя, наступить на горло своей аккуратности, убедить, что краски чужие, не новые, и раз хозяин говорит, что надо их смешивать и пачкать, значит надо пачкать! Фоны - это круто! Мы мажем кисточкой, и получается великолепное закатное небо, отражение чего-то в воде, солнечный свет. Просыпается фантазия!

Мы молчим, и от этого переживания внутри только усиливаются, наступает эйфория - это так просто, я могу, я это делаю! Я правда сделала эту красоту! Мы молчим, а пока мы готовим фоны, Анна рассказывает забавные истории, как она тоже не умела рисовать, хотя по образованию архитектор и психолог. Рассказывает про свой первый опыт правополушарного рисования, чувство восторга от ощущения, что можно нарисовать всё, что только увидишь! И, так или иначе, мы тоже верим, что можем. Тем более что результат уже перед нами. А потом мы пишем горы, деревья, цветы, море, водопад.

Восемь рисунков за полтора часа. И каждое творение обязательно ставят в рамочку и показывают всем - и твой рисунок правда есть за что похвалить! Попробуйте, любой рисунок в рамке выглядит намного благороднее!

Для меня это занятие было как глоток чистого воздуха, ощущение новой себя. Все проблемы растворились, осталась только лёгкость и радость от творчества.

К слову сказать "зарисовали" мы все - и бывший подполковник милиции, ныне учитель физкультуры, и педагог-психолог с тремя высшими образованиями, и завучи, и рядовые учителя.

Пусть результат первого занятия далёк от канонического, это всё равно. Блок уже снят, я рисую. Уже второй год я рисую (пишу? какая разница!) гуашью, карандашами, ручкой, пастелью. Когда на бумаге появляется изображение, это удивительное чувство, которое невозможно передать словами. После рабочего дня, практически ночью, когда сил ни на что нет, ты садишься за стол и красками создаёшь удивительные вещи - настроение, гармонию, красоту в душе.

В последнее время очень люблю рисовать прямо пальцами. И пусть мои работы пока несовершенны, я получаю удовольствие даже просто от процесса.

Потребность совершенствоваться - огромная. Но художественная школа не для меня. Не готова я каждое воскресенье отдавать курсам. И потом, я совсем не уверена, что буду счастлива оттого, что научусь рисовать гипсовую голову и восковой натюрморт, пусть и идеально правильно. Тем не менее время от времени просматриваю какие-нибудь уроки в Интернете, пробую разные техники.

Рисую по фотографиям те места, в которых побывала - и они словно становятся ближе.

Неповторимые эмоции испытываешь, когда рисуешь море - мартовский шторм или октябрьский рассвет.

Как у Бродского:

"Октябрь. Море поутру
лежит щекой на волнорезе.
Стручки акаций на ветру,
как дождь на кровельном железе,
чечетку выбивают. Луч
светила, вставшего из моря,
скорей пронзителен, чем жгуч;
его пронзительности вторя,
на весла севшие гребцы
глядят на снежные зубцы".

Интересной для меня оказалась книга "Визуальное мышление" Дэна Роэма. Помню, прочитав её... Нет, не так. С трудом заставив себя дочитать её, я подумала: слишком заумно, сложно и запутанно, чтобы быть эффективным. А потом оказалось, что суть книги где-то отложилась и поневоле всплывает из подсознания в подходящий момент. И сейчас на уроке, когда слов не хватает, мне проще нарисовать какую-нибудь визуальную схему - компьютерные сети, почтовые ящики, машинки, человечков. Об эстетической стороне и анатомической достоверности практически не задумываюсь - получается забавно и наглядно. Сейчас на Универсариуме проходит курс "Азбука рисования" для самых начинающих. Уроки рассчитаны на детей, но учится очень много взрослых. Темы рисунков для домашних заданий необычны. Например, нарисуйте ветер, эмоции, ритм. Одно из условий курса - за любое выполненное домашнее задание ставить только оценку "5", независимо от уровня выполнения. Правда, это очень поддерживает, хотя думаю, что пережила бы и критику. Зато можно рисовать просто от души.

          

Дети очень болезненно реагируют на критику творчества. Когда мой родной класс был ещё только пятым, 50% оценок по изо были тройками. Ещё 20% - двойки. Это был ужас. Дети переживали, родители пытались рисовать за детей - и тоже получали тройки, а я пыталась найти компромисс между педагогом-художником и обычными детьми. До сих пор многие, хотя им уже по 17 лет, ненавидят рисовать.

Недели две назад в пятом классе мы начали осваивать в Paint. Первый урок - свободная тема, чтобы оценить возможности. Редко кто рисует что-то путное. В этом году очень много чудовищ и каляк-маляк. Один мальчик тихо признался: "Я не умею рисовать!". Говорю: "Здорово! Я тоже! Смотри,здесь всё просто!" - и при помощи фигур и линий вместе с ним мы нарисовали грузовик. После урока подошёл ко мне с широченной улыбкой, показал свой рисунок и сказал: "Я сегодня научился рисовать!"

Я правда верю, что рисовать может каждый. Главное - рисовать. В конце концов, неудачный рисунок можно просто выкинуть (у меня таких море!), а радость оттого что получилось безгранична.





ссылки
Новые записи:
Растительность Токио, еда и д... (0)
Что за гостья появилась? (21)
Талант (2)
Стихотворение: "Метель з... (0)
Грамотность, вперёд! (1)
Конкурсы патриотической песни (8)
Учиться, учиться и ещё раз уч... (8)
Семейная игра "Мама и я" (17)
Самостоятельное путешествие и... (5)
И здесь золотое сечение (7)
673
15
natamarch
#1 | 06.12.2015 | 12:08 | 0
Людмила Александровна желаю успехов!

Lguseva
#2 | 06.12.2015 | 12:19 | 0
Спасибо!

lubovsai
#3 | 06.12.2015 | 14:27 | 0
Как здорово! Молодцы!

Lguseva
#8 | 06.12.2015 | 19:17 | 0
Спасибо)

DAN64
#4 | 06.12.2015 | 15:01 | 0
Очень важно - поверить в себя + желание научиться = успех. Удачи Вам!

Lguseva
#9 | 06.12.2015 | 19:18 | 0
Спасибо! Это точно. И ещё умение преодолевать лень и много-много практики.

PElena
#5 | 06.12.2015 | 17:42 | 0
Здорово! Даже немного жаль, что все это прошло мимо меня sad

Lguseva
#7 | 06.12.2015 | 19:15 | 0
Всё можно наверстать - сходите к ним на мастер-класс в любое время - можно и самой, и вместе с ребёнком.

smolenczewatat
#6 | 06.12.2015 | 18:22 | 0
Людмила Александровна, у Вас прекрасные работы! Желаю дальнейших успехов в освоении такого непростого вида искусства.

Lguseva
#10 | 06.12.2015 | 19:19 | 0
Спасибо за добрые слова)

matematik1
#11 | 06.12.2015 | 19:58 | 0
Людмила Александровна, спасибо за интересный рассказ. У нас сейчас стали проводить подобные мастер-классы для всех желающих. Люди выходят окрыленные маленьким успехом. С удовольствием посмотрела Ваши работы. Желаю Вам удачи!

Lguseva
#15 | 09.12.2015 | 20:48 | 0
Окрыленные - самое точное слово!

melisa1
#12 | 06.12.2015 | 21:12 | 0
Людмила Александровна, спасибо Вам. Вы пробудили веру в то, что можно научиться рисовать любому человеку. Моя мечта- уметь рисовать. не умею абсолютно.. Но так хочется, может и мне рискнуть?

Lguseva
#14 | 07.12.2015 | 15:22 | 0
Спасибо Вам) Конечно, попробуйте! Рисование не может быть правильным или неправильным, это просто способ самовыражения. Выберите то, что вам захочется рисовать - и нарисуйте. Потом, в сети есть много уроков для начинающих. И главное - не судите свои рисунки, они прекрасны, потому что вы решились их создать. Удачи вам!

melisa1
#13 | 06.12.2015 | 21:12 | 0
А работы у Вас замечательные.


Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@psolovev.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.
Индекс цитирования