НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо огромное, Виктория Валерьяновна, за внимание и за пояснение. Всё понятно.
Альбина Геннадьевна, спасибо за шаблоны. Устроим новогоднюю чехарду на уроке.
Очень красивая работа, Ольга Ивановна! Шишки хо - ро - ши!
Ольга Ивановна, благодарю Вас за огромное количество идей , которые Вы мастерски...
Ольга Ивановна, с большим удовольствием собрала картинки!  Это отличный способ о...

Методика управления детским коллективом

Блог belashov

Из дипломной работы Белашова С.И. «Психологические проблемы формирования и управления детским коллективом»

Практическая работа.

Прийти к необходимости решения Вопросов, связанных с психологическими Проблемами Формирования и Управления детским коллективом, меня заставила Педагогическая Практика, связанная с преподаванием предмета «Физика» в средней школе и особенно в Среднем профессионально – техническом училище.
Согласно знаниям, полученным в Педагогическом институте, мы считаем, что основной Деятельностью учащегося школы и среднего профессионально – технического училища, является учебная деятельность.

Сформировавшиеся Мотивы побуждают и направляют эту деятельность и придают ей личностный смысл.

Мотив в свою очередь опирается на познавательную Потребность ребенка, выражающуюся в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками.

Социальные потребности ребенка, связанные с Общением, стремлением занять соответствующее место в Общественных отношениях, не являются Предметом внимания Школы. Они считаются второстепенными, с точки зрения Администрации и чиновников от системы образования, поскольку
Отчетность ведется по успеваемости и работа школы оценивается по данному критерию.

О «Воспитательной работе» администрация вспоминает тогда, когда требуется отчитаться по количеству проведенных «Мероприятий» и числу правонарушителей, именуемых в Отчетах «Трудными детьми».

Качество организации проведенных «Воспитательных мероприятий»,
их результативность по влиянию на личность участников и зрителей,
никем не проверяется, поскольку ни Администрация, ни тем более, чиновники от образования, даже не догадываются, что существует целый набор социально – психологических и личностных Методик, которые позволяют это сделать.
Ну, а если бы и знали об этом, все равно с них этого вышестоящие органы не требуют, а значит им этого и не надо.

Отрицательные результаты пренебрежения Социальными Потребностями детей в школе, проявляется не сразу, имеют длительный Скрытый период,
а проявившись, ставят в тупик и преподавателей и Администрацию.

В конце концов, свою недоработку в этой области, Администрация сваливает на преподавателей – предметников, обвиняя их в том, что они «не умеют держать дисциплину в классе».

Учителя, обладающие врожденной Волей и силой Характера, Методом проб и ошибок находят отдельные приемы «держать дисциплину», часть педагогов остается, остальные просто уходят из школы, не желая каждый день «трепать нервы».

Особенно ярко это проявляется в Средних профессионально – технических училищах, для которых Проблема заполнения вакансий преподавателями – предметниками физико – математического цикла, является хронической и неразрешимой со дня введения в ПТУ среднего образования.

Эта проблема связана с тем, что в средние профессионально – технические училища, поступают дети, выбракованные школой, как лишенные познавательных интересов, неспособные справиться с программой средней общеобразовательной школы, недисциплинированные и «ленивые».

Они приносят в училище уже сформировавшееся нежелание учиться, непонимание зачем их снова сажают за парту, вместо того чтобы сразу обучать избранной профессии.

Лицемерные призывы Администрации и чиновников «увлечь предметом» детей, у которых сформировалось стойкое отвращение к учебе, доказывает непонимание ими Социально - психологических причин данной проблемы.

Проводя Анкетирование в учебных группах Профессионально -техническогоучилища, я специально обращал внимание на количество «левополушарных» и «правополушарных детей».

Оказалось, что большинство детей складывают руки в замок левой рукой вверх. «Правополушарных» детей оказалось подавляющее большинство.

Дети с образным мышлением, творческими наклонностями, выдавливаются из школы, они неудобны, активны, задают много вопросов и требуют образных, наглядных представлений о предметах.

Они хуже усваивают предметы логического цикла: математику, физику. И именно таких детей заставляют идти учиться техническим специальностям, которые им психологически чужды.

Например.

В учебных группах, где я в качестве Мастера вел производственную практику, с огромным интересом к работе системы зажигания, мотору, проявляли интерес только 10% детей.

Были случаи, когда 2- 3 учащихся заставляли меня находиться на работе сверх положенного учебно-производственным планом и программой времени. Но таких детей было очень мало. Несмотря на это учащиеся моих групп, заканчивали училище с повышенными разрядами. Но даже они составляли только половину группы. Остальные такого интереса к техническим специальностям не проявляли.
Кроме того, при определении уровня знаний таких детей, выявляются Пробелы знаний, умений, навыков, образовавшиеся в начальной школе, которые и стали первопричиной отставания в усвоении знаний средней школы.

Именно это привело данных детей к потере Уважения среди сверстников в начальной школе, закрепилось на Первой ступени Средней школы.

Противоречие между Потребностью занять определенный Социальный статус в классе, соответствующий уровню Притязаний и Самооценке, при невозможность ее удовлетворить из-за Пробелов в знаниях и отрицательными оценками по предметам, явилось тем Первичным Социальным дефектом, приведшим этих детей к такой защитной реакции называемой М.С Неймарк (19) «Аффектом неадекватности».

Социальная неудовлетворенность привела к отрицательным эмоциональным переживаниям, закрепленным неоднократно, к защитной реакции в виде, Аддитивного поведения (курения), Агрессивного поведения,
либо уходу от Стресса путем Прогулов школьных занятий, еще большему отставанию и усугублению процесса Социальной дезадаптации, формированию стойкого отвращения к любому обучению в школе.

В моей практической педагогической деятельности в качестве учителя – предметника, я был поставлен перед необходимостью реанимировать познавательные потребности у таких детей.

Моей Задачей стала необходимость опираться на значимые для них Ценности, создать Деятельность по достижению значимых для них Целей, с тем,
чтобы постепенно «Сдвинуть мотив» с Цели на Средства ее достижения в виде усвоения знаний, умений, навыков для обучения преподаваемому мною предмету «Физика».

Поскольку основным видом деятельности детей этого возраста является Общение, обостряется Турнирный инстинкт, Ценностью является профессиональный интерес к избранной специальности, то единственной значимой и наглядно видимой для детей Деятельностью, являлась моя «помощь» Мастеру производственного обучения данной учебной группы в виде «Классного руководства» со всеми вытекающими из него последствиями (организация праздников, походов - то есть Внеклассного Общения).

Истиной же моей Целью являлось

Восстановление нормальной Социальной среды, помощь в удовлетворении уровня Притязаниий, восстановления Самооценки, до достижения адекватного способностям каждого члена группы, Социального статуса в группе, а также помощь в достижении более высокого статуса путем соответствующего обучения и получения необходимых знаний, умений, навыков.

Первое с чего я начал, это с хорошего Общего собрания детей и родителей (15), на котором мною были высказаны все требования в училище к учащимся группы:
ежедневная утренняя линейка, ношение формы одежды, ведение ежедневных письменных Рапортов с вручением после занятий классному руководителю,
разбивка детей по учебно - производственным бригадам, закрепление рабочих мест в классе по Алфавиту, а на производстве по Бригадам, запрет курения,
запрет пропусков занятий по неуважительным причинам, введение Премирования Бригад по результатам Соревнования между ними, введение «Нарядов вне очереди» для нарушителей дисциплины, избрание Совета бригадиров с широкими полномочиями и Родительского комитета.

Родителям были розданы Анкеты следующего содержания:
Ф.И.О. ребенка,
год рождения ребенка,
адрес проживания ребенка,
домашний телефон,
№ и адрес школы, из которой прибыл в училище,
Ф.И.О. классного руководителя,
район проживания и № отделения милиции,
интересы ребенка, любимый вид занятий,
Отец: Ф.И.О. образование, должность, адрес места работы, телефон рабочий,
Мать: Ф.И.О. образование, должность, адрес места работы, телефон рабочий.

Взято письменное «Обязательство» с родителей:
«Я, Ф.И.О., обязуюсь в том, что мой сын будет выполнять требования к учащимся, предъявляемым в училище: ходить в форме одежды училища, иметь при себе дневник, учебные принадлежности (учебники, тетради), спортивную форму, сменную обувь в соответствии с учебным расписанием, выполнять распорядок училища, участвовать во всех училищных мероприятиях, не курить».

Такие Анкеты вначале обучения позволили сразу поставить «все точки над и»,
психологически настраивали родителей и детей на выполнение данных ими и зафиксированных в письменной форме обязательств, в случае нарушения которых, их можно предъявить и о них напомнить как «забывчивым» детям, так и их «забывчивым» родителям.

В течение первых Двух недель обучения, ребята ближе знакомятся друг с другом,
организуются между ними взаимные симпатии, а поскольку сидят они уже по алфавиту, то и знакомятся, и дружаться чаще со своими соседями по парте, что оказывается очень удобно и для контроля со стороны преподавателей, в том числе за сохранностью мебели и учебников, и для обработки результатов анкетирования.

Рассадка ребят по Списку в Журнале помогает учителям быстрее запомнить в лицо учащегося и его постоянное место расположения в классе.

Теряется обезличенность учеников, что позволяет усилить контроль за их поведением и деятельностью.

Пока ребята не знают друг друга, для Управляемости группой с первого дня занятий, необходимо назначить Временного старосту, который первое время будет помогать мастеру и классному руководителю в организационной работе.
Это должен быть парень всем своим видом, общительный, вызывающий уважение у членов учебной группы, хорошо физически и умственно развитый, с задатками Лидера, симпатичный, уверенный в себе, хорошо успевающий по учебным дисциплинам, доброжелательный.

Беру личные дела учащихся группы, смотрю в школьной Характеристике есть ли слово «Общительный».

Таких ребят четверо.

По всем параметрам подходит Миша С. Рост выше среднего, крупный, хорошо сложен, однако мешковат. Советуюсь с мастером. Он согласен. Советуюсь с Мишей С. Он тоже согласен.

Объясняю ему его права и обязанности.
Он назначается старостой Временно, до проведения Анкетирования и выявление наиболее уважаемых ребят в группе и выборов на общем собрании группы Совета бригадиров.

В обязанности Старосты входит:
построение группы на урок,
назначение дежурных на неделю по двое, согласно Списку в Классном журнале.
В случае болезни, назначаются дежурить следующие двое по списку. Выздоровевшие будут дежурить на следующей неделе,
заполнение Рапортички и вручение ее преподавателю на уроке,
построение группы после уроков и вручение Рапортички мастеру или классному руководителю на вечерней линейке с оглашением Рапортички и подведением итогов учебного дня.
Поскольку для хорошего восприятия обучения, для общения, необходимо чувство защищенности, снижение тревожности, появляется необходимость скорейшего объединения детей в Микрогруппы для взаимной поддержки, а также в случае агрессии со стороны старшекурсников.
Эта потребность является прекрасным поводом и возможностью для объединения детей в учебно – производственные Бригады.
С согласия Мастера производственного обучения, для получения информации об уровне притязаний и формирующейся социальной структуре данной учебной группы, мною был проведен Социометрический опрос по Вопросам:
С кем бы ты хотел оказаться в одной бригаде?
С кем бы ты не желал оказаться в одной бригаде?
Согласен ли ты быть бригадиром, если тебя выберет большинство?

Ребятам было объявлено, что для прохождения Производственной практики, их необходимо разбить на учебные Бригады, избрать бригадиров и организовать соревнование за право получения соответствующих премий.
Детям объяснялось, что результаты Анкетирования будут сообщены через день, будет сообщено:
кого выбрало и сколько человек,
но кто выбирал останется тайной, о которой буду знать только я и больше никто.
Каждый получил листок бумаги, где написал свою фамилию и номер вопроса. Выбирать можно было любое количество ребят из своей учебной группы, располагая их фамилии в порядке предпочтения под номерами 1, 2, 3, и так далее.
Листочки Анкеты собирал Лично я у каждого отвечающего.
Следующий вопрос задавался только после того, как все ответили на предыдущий.
Оказалось, что ответив полностью на первый и третий вопрос, дети отказывались отвечать на второй.
В дальнейшей работе, второй вопрос мною не задавался, поскольку существенного значения не имел.

При обработке Анкет оказалось, что наибольшее число голосов получили Дима Б. и Дима З. Причем Дима Б. получил на 2 голоса больше.

Зарисовав Социограмму – мишень в виде графов Взаимных выборов, получилось, что Дима Д., Дима С., Гриша З., и Дима З., образуют лидирующую Микрогруппу во главе которой стоит Дима Б.

Этот мальчик ничем особым в группе не выделялся, скорее даже был незаметен. С ребятами всегда доброжелателен, добросовестен в работе, спокоен, успевал по всем предметам. Его товарищи были более активны, но к учебе особого интереса не проявляли.

По полученным результатам Социометрического опроса, мною были сформированы учебные Бригады, по Микрогруппам, которые выявились в результате обработки анкет.
Число учащихся в Бригаде оказалось разное.
Предварительный Список членов Бригад был написан на доске, с целью предоставления возможности отдельным членам Бригад до утверждения Списка общим собранием, поменять бригаду по своему выбору.
В состав Бригад включались и «отверженные», если они имели тяготение к Лидеру в данной Бригаде или кому – либо из его близкого окружения.
Бригадирами назначались ребята, получившие большинство Взаимных выборов в данной Бригаде, которые дали в анкете согласие занять эту должность.

Мы с Мастером производственного обучения, предложили группе избрать Диму Б. профоргом группы, Диму С. комсоргом. Гриша З. и еще двое ребят были, с согласия членов бригад, назначены мастером бригадирами. Миша С. уже официально, также с согласия общего собрания, остался в должности старосты группы.

В Совет бригадиров входили:
весь актив,
все лидеры с правом решающего голоса,
а также классный руководитель
и мастер производственного обучения с правом совещательного голоса.
Председателя Совета бригадиров, избирал сам Совет по моей рекомендации, из числа Лидеров, входящих в наиболее влиятельную микрогруппу.
Состав Совета бригадиров утверждался общим собранием группы.

Уже к концу Первого полугодия у Димы Б. количество хороших оценок превысило количество троек, что оказалось характерно и для его друзей.
На следующем Родительском собрании мы предложили выбрать в Родительский комитет родителей Димы Б. и родителей его близких товарищей.

Это позволило еще больше усилить Доверие Лидера группы к нам, поскольку улучшение успеваемости сына создало Доверительные отношения с его родителями, а те в свою очередь еще более укрепили наш авторитет в его глазах.
Конечно, не обходилось без срывов.

Были случаи пропуска уроков по неуважительным причинам, но все–таки общая картина успехов была очевидна.

Взять хотя бы случай, когда мастер группы был отправлен в командировку.
При подобной ситуации в других группах иногда на учебные занятия являлось очень мало детей. В нашей группе, ребят было всегда значительно больше, и в первую очередь, это были Дима Б. и его группировка, ведущая всех остальных за собой. И что интересно отметить, что сообщение родителям о прогулах их детьми занятий не давало должного эффекта, а то и давало обратный эффект.

Участие же бригад в соревновании внутри группы, позволяло усилить действенный контроль за посещением занятий учащимися.

К концу Учебного года структура коллектива группы более дифференцировалась.
При Опросе ребят по Вопросу:

«С кем бы ты хотел работать в одной Бригаде в летнем стройотряде?»,
Дима Б. еще более утвердил положение Лидера и получил вдвое больше Выборов, чем вначале года – 15 Выборов, это уже Половина группы!

Вокруг него сформировалась Микрогруппа из хорошо успевающих ребят. Это мальчики А., Б., и П.

Дима З. потерял свое лидирующее положение, но остался в группе Димы Б., а Гриша З. вошел в новую Микрогруппу с мальчиками Ю. и К.
Причем эта Микрогруппа не конфликтовала с лидирующей, но имела свои особенности, иногда мешающие ее членам полноценно учиться.

В эту Микрогруппу вошли ребята, усваивающие с трудом новый материал, более инфантильные и чаще нарушающие на уроках дисциплину, но при этом подчиняющиеся требованиям учителей и согласующие свои действия с мнением лидирующей группировки Димы Б.

Характерно, что родители вновь возникшей Микрогруппы не утруждали себя посещением родительских собраний. Так родители Гриши З., за все время обучения его в училище, присутствовали только на первом собрании, да и то не в трезвом виде.

Поэтому надеяться на воспитательное воздействие таких родителей не приходилось. У мальчика К., входящего в эту микрогруппу серьезно заболела мать (ее парализовало), а у мальчика Сережи Е., появилась мачеха, с которой у него никак не складывались хорошие отношения. Все эти факторы, конечно, давали себя знать, и ребята из этой микрогруппы в новом учебном году привлекли наше пристальное внимание. С отцом Сережи Е., мы стали встречаться более часто, а вот с родителями Гриши З., встретиться никак не получалось. Единственно, что можно было сделать, это связаться по телефону, да и то, было слышно, что язык у мамы немного заплетается, а про папу и говорить не приходится. И все- таки при этом с группой установились деловые и доброжелательные отношения. Ребята регулярно посещали занятия, а в результате проделанной работы по учету межличностных отношений, поднятия статуса Лидеров и организации соревнования между бригадами, ребята не стремились к общению на стороне, так как доброжелательная атмосфера, установившаяся внутри группы, позволяла реализовать дефицит в общении, в друзьях и общих интересах среди своих товарищей.

Лидеры были задействованы и их организаторские возможности реализованы в общественной работе группы.

Новый лидер группировки Гриша З., также участвовал в подведении итогов соревнования, как и другие ребята в его окружении, и также интересовался итогами, как и другие ребята этой учебной группы.

На Втором курсе дисциплинированность группы несколько снизилась, что кстати вообще характерно для второго курса ПТУ.

Но при этом по отношению к параллельным группам, поведение ребят данной учебной группы и их отношение к учебе, стали значительно более осознаны. Появились ребята, подумывающие о продолжении своего образования, причем как раз из той Микрогруппы, в которой Лидером стал Дима Б.

При Опросе учителей, ведущих в данной группе свои предметы, а также Мастера группы, стала вырисовываться все более ясная картина усиления Сплоченности группы вокруг лидера Димы Б. к концу второго курса.

Наблюдения показали, что Дима Б., ведет большую часть группы за собой и, таким образом, в группе стало преобладающим Общественное мнение, создаваемое ведущей Микрогруппой и направленное на общественно значимые Цели:
получение хороших знаний по общеобразовательным предметам и получение полноценных знаний, умений, навыков по специальности.

Таким образом, группа подошла к концу второго года обучения с вполне сложившейся структурой Коллектива, хорошо Сплоченная, со сложившимся Общественным мнением и стремлением сдать экзамены в конце года с хорошими результатами.

Действительно результаты экзаменов подтвердили хорошую подготовку группы, причем по сравнению с параллельными группами, данная группа не только лучше сдала экзамены, но и на самих экзаменах вела себя более дисциплинированно и серьезно, по мнению преподавателей, принимавших в ней эти экзамены.

Интересно отметить, что все ребята, входившие в микрогруппу Димы Б., сдали экзамены с хорошими оценками, а Дима З., входящий в эту микрогруппу удивил всех учителей отличной подготовкой по предметам, сдав все экзамены на отлично, и в дальнейшем не сбавляя темпа, закончил училище с отличием, получив повышенный разряд по специальности.

Повышенные разряды, также получили Дима Б., и многие ребята, входившие в его микрогруппу. Таким образом, группа благополучно перешла на 3й курс в полном составе. Были, конечно, и сбои в работе. Так у мальчика, входящего вначале в микрогруппу Димы Б., родители перестали посещать родительские собрания, жили за городом, поэтому контроль со стороны родителей был утерян. Мальчик стал чаще пропускать занятия и постепенно перешел в группировку Гриши З., что отрицательно сказалось на его поведении и привело даже к правонарушению. На производственной практике он утащил с соседнего молокозавода несколько пачек молока для себя и своих друзей. Этот вопрос, конечно, разбирался нами на групповом собрании, и мальчик осознал неблаговидность своего поступка. В дальнейшем подобных нарушений за ним не числилось.

На третьем году обучения группа вышла из–под моего контроля, так как в группу был назначен другой Классный руководитель, что, конечно, сказалось на дисциплине. Но благодаря проделанной двухлетней работе с группой, мы остались уверены, что сложившаяся структура межличностных отношений, атмосфера доверия друг к другу, лидирующее положение микрогруппы Димы Б., и сложившееся под действием этой микрогруппы общественное мнение, будут и в дальнейшем оказывать на ребят данной учебной группы, свое положительное воздействие. Действительно наши надежды оправдались, более половины группы по окончанию училища получили повышенные разряды.

Этот результат нашей работы нашел свое отражение в публикации в газете «Правда» 18.02.1982г. в статье «Растим бригадиров».

Как мы видим, ребята с Лидирующими характеристиками, благодаря примененной социометрии, без какого – либо труда с их стороны, сразу занимали социальный статус в группе, соответствующий их уровню притязаний, что предотвращало возможные конфликты между детьми за занятие соответствующего статуса, а значит укрепляло дружеские связи в группе.

Вторым плюсом такого подхода к формированию актива группы, являлось создание положительного отношения Лидеров к Классному руководителю и Мастеру, появлялось доверие к старшим, ранее подорванное в школе.

Для закрепления наметившегося улучшения психологического климата в группе, мною предлагалось преподавателям – предметникам, обратить особое внимание на Лидеров в группе, и по мере сил, стараться задавать им такие вопросы на уроке, на которые они могли бы хорошо отвечать, получать хорошие оценки и соответственно подтверждать ими свой высокий социальный статус.

Родительский Комитет был избран из родителей, чьи дети оказались в Активе группы, что позволило соединить усилия актива детей и актива родителей.
Кроме премирования победивших в соревновании бригад со стороны училища, Родительский комитет создал свой Фонд премирования, для еженедельного угощения Бригад – победительниц самым простым и самым дешевым детским лакомством – мороженым.

Критериями оценки соревнования Бригад была Дисциплинированность бригады в целом и Средняя успеваемость по бригаде.

Итоги подводились еженедельно на Совете бригадиров по официальным Рапортам, в которых преподаватели заносили замечания на нарушителей дисциплины на уроке, а также по Журналу успеваемости по предметам.

Дисциплинированность рассчитывалась как отношение
общего числа нарушений по бригаде к числу членов бригады.

В дальнейшем мы отказались от Критерия по Успеваемости, поскольку он полностью зависел от Дисциплинированности группы на уроках.
Были введены «Наряды вне очереди» для нарушителей дисциплины.

С тех, кто после занятий выполнял такой наряд, нарушения дисциплины снимались. Считалось, что он осознал свою вину и делом доказал, что не желает подводить своих товарищей.

С теми же, кто не желал этого делать, воспитательная работа проводилась по традиционному методу личной беседы, «прорабатывания» на Совете командиров и общем собрании группы, а если не действовало, то вызовом родителей.
Все беседы с нарушителями заносились в Журнал группы.

Первое с чего начинался « Воспитательный» разговор, это с Перечня последовательности «мероприятий» с нарушителем:
наряд вне очереди,
беседа с Классным руководителем и Мастером,
беседа на Совете бригадиров,
беседа на Общем собрании группы,
снятие Бригады с премии,
вызов родителей,
письмо родителям на работу,
выговор по училищу,
отчисление.

Сама угроза лишения всей Бригады премии из–за «вины» нарушителя, являлась серьезной Заявкой на снижение его Социального статуса в Группе, что при восстановлении Самооценки и уровня Притязаний, оказывало сильнейшее психологическое давление на личность нарушителя.

Наряд вне очереди, являлся прекрасным Способом снятия психологического напряжения между нарушителем и его бригадой, которая являлась для него еще и Референтной группой, мнением которой он очень дорожил.

Систематический Учет всех, даже самых незначительных нарушений любого члена группы в Рапортичке, под контролем всех членов конкурирующих бригад,
простота критериев
и гласность
подведения Итогов еженедельного соревнования между бригадами на Совете бригадиров, являющихся Лидерами в своих бригадах,
не позволяла нарушителям уйти из-под контроля.

Заседания Совета бригадиров были открытыми с правом присутствия любого члена группы.

Перечень необходимых работ по училищу составлялся совместно с заместителем Директора по хозяйственной работе, который был рад такой неожиданно свалившейся для него помощи.

В период дежурства группы по училищу, оно сияло чистотой, а Сплоченная группа не позволяла уже никому мусорить в ее дежурство.

Систематическое «подкрепление» правильного поведения
еженедельным (19) подведением итогов,
с вручением при всей группе, победившей бригаде, мороженого, даже тем членам бригады - победительницы, которые нарушали установленный порядок,
создавало «Мажор» в межличностных отношениях, как членов Бригады, так и всей группы в целом.

Мороженое создавало ту, самую Близкую перспективу, о которой упоминал А.С. Макаренко (20) .

Интересно было наблюдать, как не самый лучший член победившей Бригады с гордостью и достоинством «снисходил» к проигравшим членам другой Бригады, разрешая полизать честно заработанное свое мороженное.

Ежемесячное денежное премирование членов победившей Бригады,
вручение бригаде бесплатных билетов в театр, кино, экскурсию, создавало Среднюю перспективу.

Возможность в каникулы поехать в дальний поход или экскурсию в другой город, получить по окончании училища повышенный разряд, создавало Дальнюю перспективу.

Поскольку в обязанности Мастера производственного обучения входила
не только организация производственной практики на предприятии,
но также оформление нарядов на работы, табелей, расчета премий,
выдача одежды, обуви, инструмента, сухих пайков,
оформление питания группы в столовой,
контроль за качеством питания,
составление меню и т.д.,

то привлечение бригадиров к Организации этой деятельности, не только освободило часть его времени, но и дало возможность Лидерам группы почувствовать свою значимость, необходимость в качестве помощников взрослых, а также подтверждало собственную «взрослость».

Чувство взрослости как Новообразование подросткового возраста, которое детям необходимо было доказывать в школе
с помощью курения, драк, дерзости учителям и родителям,
оказалось крайне востребованным в этой Организаторской деятельности в качестве помощников Мастера производственного обучения.

Авторитет Совета бригадиров, самих бригадиров, резко возрастал, поскольку Доверие и Ответственность по оформлению нарядов, табелей, расчета премий, другой организаторской деятельности падали на плечи бригадиров 14 – 15 лет. В течение 6 месяцев такой работы мальчишки взрослели на глазах.
Авторитет классного руководителя, Мастера производственного обучения становился непререкаемым, поддержанным всеми Лидерами группы.
Положительное отношение преподавателей – предметников к Лидерам, переносилось детьми на преподаваемый предмет,
а ведомые не хотели отставать от своих бригадиров.

Получить бригадиру «3» по предмету становилось зазорным, средний балл по группе всегда оказывался выше, чем в других учебных группах.
Завязавшиеся дружеские связи внутри учебной группы, замкнулись Взаимными выборами.

В результате возможность заводить дружеские связи на стороне оказалась столь слабой, что даже ранее имевшиеся ослабли или оборвались.

Группа оказалась под полным Контролем Классного руководителя и Мастера производственного обучения, поскольку все дружеские связи были у них на виду.
Число Лидеров в группах и сами Лидеры не менялись, а вот число ребят, примкнувших к лидеру, менялось.

Поддерживая Лидера положительно направленной Микрогруппы, создавая условия контакта Лидеров друг с другом,
удалось систематически увеличивать Сплоченность группы, что видно по приложенным к работе Социометрическим таблицам и графам.

Единичные нарушения дисциплины не составляло труда расследовать, поскольку было известно кто исполнитель, а кто Лидер.

У детей складывалось представление, что еще до совершения нарушения, Классный руководитель знает, что задумано и кто нарушит. А сам будущий нарушитель уже знал, как придется заглаживать свою шалость.

В то время как в параллельных учебных группах совершались серьезные правонарушения и даже преступления, данная Группа казалась заговоренной.
Некоторые мастера даже обвиняли Классного руководителя, что он каждый год особым образом отбирает себе самых лучших детей.

Преподаватели – предметники обратили внимание, что походка детей, темп разговора, мимика, жесты, манера носить одежду и разговаривать – полностью копирует Классного руководителя.

Наиболее «слабые» преподаватели – предметники «не умеющие держать класс», готовы были давать уроки только в данной учебной группе, поскольку вопроса «дисциплины» в ней не существовало.

Группа успешно закончила училище, причем из 30 человек половина получила повышенные разряды. Газета «Правда» 18 февраля 1982 г. опубликовала статью «Растим бригадиров» по материалам данной работы.

После освобождения вакансии Мастера производственного обучения в училище, в связи с увольнением «запившего» мастера в одной из групп 2го курса, я перешел работать мастером, чтобы проверить данную Методику в этом качестве.

Сложившееся у ребят негативное отношение к обучению и к производственной практике переломить было очень трудно. Но сама вышеописанная Методика и здесь дала положительные результаты. Ребята успешно закончили училище и ни один не попал в тюрьму.

Были и претензии родителей: «Мой–то дома вообще не ест, только воду хлебает. Чем вы там их кормите Сергей Ильич?».

–Дело состояло в том, что ребята питались в столовой училища и производственного предприятия за безналичный расчет, который оплачивало училище.

Это означало, что за питание детей всей группы училище оплачивало вперед. Часть мастеров сквозь пальцы глядело на то, что порции не пришедших детей оставались невостребованы и шли на прокорм администрации столовой, которая за счет детей экономила на продуктах. (При подсчете эта сумма оказалась не маленькой по 150 руб. в день. 1руб.=1доллару США).

В моих же группах дети сами вели весь Учет, сами заполняли Ведомости на питание и были в курсе всех бухгалтерских Расчетов.

В мою задачу входило защищать их интересы перед руководителями столовой, участвовать в составлении меню и снимать пробу.

Фактически роль мастера полностью копировала роль Старшины в армии.
Поэтому по моему требованию и требованию Совета бригадиров, директор столовой была вынуждена выдавать группе все порции по оплаченному счету на всех детей, пусть даже не пришедших или заболевших.

Все порции выдавались бригадирам по количеству членов бригады, ну а как они справлялись с ними, это решали сами бригады.

Вначале своей работы мастером, пройдя вдоль обеденных столов, я приметил, что первое остается несъеденным, от второго остается гарнир, а компот идет нарасхват.

Ребята-подростки растут, им нужно много мяса и витаминов, вот они и берут то, что требует организм. Следовательно, меню должно быть составлено так, чтобы удовлетворить потребности растущего организма!

Мы вместе с Советом бригадиров сели и посчитали меню, исходя из суммы, заложенной в смету питания и потребностей детей. Оказалось, что на ту же сумму можно составить меню так, что каждому ребенку при половине порции первого, которую они раньше оставляли недоеденной, можно дать 4 котлеты, а при уменьшении гарнира, дать и еще 3 компота. В результате дети вылезали из-за стола наевшись до отвала и в обеденный перерыв лежали как тюлени, переваривая столь обильную пищу.

Ко Второму курсу все мои подопечные оказывались на пол головы выше своих товарищей из параллельных групп, и это было не случайно, а в каждой группе, в которой я работал.

Ребята, отслужившие в армии и особенно Миша С., который служил в Египте в период обострения кризиса 80х, рассказывал, что войти в режим Воинского коллектива было очень легко, поскольку требования там мало отличались от моих требований в училище.

Последующая работа, по данной Методике, с новыми учебными группами, давала все более и более положительные результаты.
Но установленный детьми контроль за организацией производственной практики и, особенно, за организацией питания ребят в столовой, имел и негативные последствия, поскольку выявил хищения со стороны Администрации столовой тесно связанной с Администрацией училища, что привело к крупному скандалу с Администрацией, покрывающей расхитителей.
Встав на сторону детей, я оказался в эпицентре скандала, и был незаконно уволен.

Через 19 лет судебных тяжб судебным Решением Хамовнического райсуда г. Москвы от 17.05.2002 г. было установлено, что основания к моему увольнению были ложными и сфабрикованными администрацией.

ссылки
Новые записи:
Смена паспорта (21)
Кубановедение (32)
Сборник Высоцкого "Нерв&... (4)
Конкурсы патриотической песни (13)
Школьный технодром (32)
У меня есть мечта...А у Вас?! (10)
Растительность Токио, еда и д... (6)
Что за гостья появилась? (44)
Талант (13)
Стихотворение: "Метель з... (5)
395
7
наталл
#1 | 01.05.2016 | 18:33 | 0

Цитата
Через 19 лет судебных тяжб
Такого не пожелаешь никому!

farnat55
#2 | 02.05.2016 | 00:54 | 0
Сергей Ильич, ваша история меня не удивила. Частенько такие ситуации у нас в порядке вещей. И это очень обидно. Жаль, что потребовалось так много времени (19 лет!!!), чтобы восстановить справедливость. Рада за Вас. Лучше поздно, чем никогда! А что с администрацией? Так и осталась безнаказанной?

belashov
#3 | 02.05.2016 | 11:12 | 0
Директор СГПТУ№173 Луначарский довел училище до полного развала уволен с работы через 5 лет за развал воспитательной работы "по собственному желанию". Училище расформировано. Предыдущий директор "повесился" в камере предварительного заключения, поскольку обещал все о махинациях Главуправления профтехобразования Москвы рассказать следователям. Зам директора по производственной работе "неизвестные" убили ножом в затылок около его дома. Старший мастер "упал" с 5 этажа. Меня "телефонным правом" лишили возможности работать в системе профтехобразования. В результате я был избран депутатом Моссовета в 1990 г. В 1993 г. Моссовет разогнан, я "телефонным правом" лишен возможности трудоустройства. Читайте мою книгу "Последний Моссовет". Название книги наберите в поисковике.

наталл
#4 | 02.05.2016 | 21:57 | 0
Одно могу сказать: у Вас железное здоровье и крепкие нервы!

belashov
#5 | 03.05.2016 | 11:54 | 0
Мне 69 лет. Безработный с 1993 г. Инфаркт получил в 1995 г. Так, что здоровье у меня железное и нервы крепкие!!! Вы и ваши учителя используете социометрию в своей работе для определения лидеров, их микрогрупп и управления детскими коллективами? Если используете, то расскажите об этом.

farnat55
#6 | 03.05.2016 | 17:01 | 0
Страшная история! Пережить такое... Вот уж, на самом деле, такого никому не пожелаешь.

belashov
#7 | 22.06.2016 | 11:49 | 0
Поместил этот и другой материал в разделе "Мои материалы". Так модератор снял, придравшись к тому, что я не указал своих личных данных, хотя он их имеет при моей регистрации. Странный этот сайт. Как будто модераторы хотят показать авторам, что модераторы их умнее и значительнее, чем есть на самом дела.



Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@psolovev.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.
Индекс цитирования