Эту фразу я смогла сказать 25 лет назад, когда придя в школу, в которой работаю по сей день, получила в наследство от лучшего учителя литературы и русского языка того времени кабинет русского языка и литературы. Надо сказать, наследство было не богатым: несколько альбомов с раздаточным материалом по литературе для изучения биографии и творчества нескольких писателей, несколько (примерно до 20 штук) иллюстраций картин русских художников, папка большого размера, в которой хранились портреты писателей 18 и 19 веков. Небольшая коробочка со слайдами при отсутствии аппаратуры, которая могла бы воспроизвести данные слайды. Пожалуй, это были все наглядные пособия, выполненные типографским способом. А еще были папки с рисунками учащихся по изученным произведениям, сборники любимых стихотворений, рефераты, выполненные также учащимися. И все… А еще возник вопрос: «Что же с этим делать?» Хочется работать продуктивно, творчески, возбуждать в юных головах проблемные и эвристические вопросы на основе каких-либо ассоциаций. Но вездесущий, вечно живущий школьный мелок мне в этом не поможет. Надо действовать. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Вот тут-то все и началось… Каждому начинающему учителю знакомы папочки, в которые мы собирали все о жизни и творчестве писателей (что можно было вырезать из газет, журналов) были первыми, что помогало мне и моим ученикам при подготовке уроков и внеурочных мероприятий. Далее начался сбор, снова сегодня модных, виниловых пластинок, диафильмов со сказками и детскими рассказами. Появляется видео – собираю кассеты с экранизацией литературных произведений. Записываю на кассеты все телевизионные программы по литературе и художественные фильмы, созданные по классическим произведениям. Сегодня в кабинете собрано более 500 видео (перед Вами самая малая часть моей фильмотеки). и 60 аудио кассет. Видео просуществовало совсем не долго – началась эпоха DVD. Ну что ж, будем собирать диски. Собрано более 200 дисков с различного рода информацией: тренажеры, словари, энциклопедии, вся коллекция «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия», коллекция дисков из серии «Русская литература в произведениях кинематографа», диски с записью художественных классических фильмов. Конечно, огромную пользу извлекаем из фондов Интернета (и тоже почти все используем на уроках). Но здесь нужно быть осторожным – каждый материал, полученный из фондов Интернета, тщательно просматриваю, обрабатываю, адаптирую к своим детям, не ущемляя авторских прав. К этим дискам бесконечно прибавляются детские презентации по темам уроков, которые они делают сами. Они сами создают и проводят уроки – презентации. А в мае 2009 формой промежуточной аттестации по литературе у восьмиклассников стала защита презентации на литературную тему. И это все - в копилку кабинета! Спросите о соответствующей аппаратуре? Отвечаю: «В кабинете есть большой телевизор, видеоплеер, DVD плеер, мультимедийный проектор, компьютер, два музыкальных центра ( это все - призовой фонд после участия в различных конкурсных проектах)» Это все здорово, но скучно! Надо творить что-то и своими руками. Творим! Не люблю «застойных, двадцатипятилетних» стендов, с которых красуются еще и представители прошедших политических эпох. Много лет наша школа работает как русская культурологическая школа, поэтому мы с ребятами постоянно меняем экспозиции в кабинете, посвященные русским ремеслам. Рисуем сами!
Это самая малая доля работ по русскому направлению! Мы еще и избу русскую рисовали, и ее убранство, и утварь. О повседневной жизни русского народа мы знаем почти все, благодаря экспозициям кабинета. У нас существует целая коллекция плакатов по морфологии. А вот их рисовали родители.
Конечно, как и у всех, заинтересованных своей работой заведующих кабинетами, у меня существует сотни папок и папочек.
Следует ли понимать, что тематика Вашего кабинета "Русские ремесла"? У нас в школе все кабинеты русского языка и литературы тематические: Есенина, Пушкина, Льва Толстого.
Нам такие стенды (рисованные) вешать запрещено. Все должно быть отпечатано, ровно, стандартно. Сейчас многие школы и от таких стендов отказываются - заказывают в типографии, но это очень дорогое удовольствие.
Лариса! Это только рисунки для сменных стендов. У нас поощряется творчество детей и родителей при оформлении кабинета. А стенд "Сегодня на уроке" вообще обязательный. Средств не хватит, чтобы каждый раз распечатывать материал для него. Поэтому творим!
Татьяна, Вы молодец, проделали огромную работу! И в первый год педагогической деятельности Вам сказочно повезло. Только пришли и сразу кабинет. Обычно молодым учителям приходится несколько лет бегать по чужим кабинетам.