НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Лидия Петровна, благодарю за познавательную викторину!
Валентина Викторовна, какие красочные шаблоны у Вас получились! Спасибо!
Татьяна Анатольевна, спасибо тест! Не на все вопросы ответила правильно с первог...
Надежда Георгиевна, очень понравилась Ваша работа и музыкальный сюрприз!
Наталья Николаевна, благодарю за красочную познавательную презентацию!
Татьяна Владимировна, благодарю за красочную познавательную разработку!
Татьяна Анатольевна, благодарю за положительный отзыв!

Педагогика и воинская служба 13.01.95. Москва

Блог belashov

Журнал «Социальная работа» №1/9 1997 г.
ПЕДАГОГИКА И ВОИНСКАЯ СЛУЖБА 13.01.95. Москва
автор Белашов С.И.тел.900-86-29

Мне, педагогу с 25 летним стажем работы с подростками и молодежью крайне удивительно, что наработанные столетиями педагогические методы не используются в воинских коллективах.

Система А. С. Макаренко, изучаемая и внедряемая в Японии и ФРГ, даже не известна не только рядовым командирам, но и тем, кто готовит рекомендации для работы с личным составом в воинских коллективах.

Предлагаемые мною рекомендации работы с личным составом основаны только на развитии идей А. С. Макаренко, моем личном опыте работы с подростками и молодежью и развитии этих идей с использованием современных социально-психологических тестов и методов работы с малыми, контактными группами и коллективами.

1. Вопросы педагогики – это, прежде всего, вопросы воспитания. Однако по настоящее время точного определения понятию "воспитание" нигде не дано в узком, практическом понимании этого вида человеческой деятельности.
Воспитание, в моем понимании, это процесс балансировки двух социально-психологических качеств личности - уровня самоуважения и уровня уважения в сложившемся контактном коллективе /социального статуса и уровня социальных притязаний/.

Воспитанный человек тот, который владеет приемами и способами такой балансировки собственной личности.

Невоспитанный тот, который ими не владеет.

Задача педагога-воспитателя научить воспитуемого этим методам и способам самобалансировки в любом коллективе, в который он может попасть.

2. Для того, чтобы владеть этими способами, человек должен знать свои способности, возможности, потенции и видеть, как складывается в контактном коллективе взаимопонимание между его товарищами, между ним и его товарищами, видеть способности, возможности каждого из своих товарищей, понимать причины их отношения к нему и к друг другу в связи с тем или иным его поведением или поступком.

Кто же может обучить этому молодого человека, если такого обучения видеть социальные отношения в контактном коллективе, его ранее не обучали?
Таким человеком в школе должен являться учитель, классный руководитель, психолог, а в армии таким человеком должен быть командир. Следовательно, командир должен сам владеть таким видением социальных отношений и уметь обучить этому подчиненных.

3. Как же строится человеческий коллектив?

Его строение определено уже тем, что это коллектив человеческий, а "Человек это животное общественное" как писал К. Маркс, и на его поведение отложило свой отпечаток его происхождение.

В складывающемся воинском коллективе командир должен принять активное участие в формировании социальных связей между его членами.

Помочь положительно ориентированному лидеру занять ведущее положение, отрицательно ориентированному лидеру создать условия для потери авторитета, высвечивании и ликвидации его отрицательных черт характера,
аутсайдеру, слабому, отверженному помочь включиться в сферу общения сильного положительного лидера, чтобы он почувствовал себя увереннее в сфере влияния этого лидера - вот задача педагога.

Как определить лидера и строение социальных связей внутри воинского коллектива? Для этого существуют ряд приемов при помощи которых это можно сделать.

При знакомстве с личными делами, характеристиками вновь прибывших, необходимо обратить внимание на такую черту характеристики как общительность. Это основная черта лидера.

При личном знакомстве обратить внимание на физическое и интеллектуальное развитие вновь прибывших ребят.

Как правило, лидер обладает хорошим физическим развитием и смышленым выражением лица.

Обратить внимание, опросить ребят как они учились, каким предметам в школе отдавали предпочтение.

Лидер, как правило, это гуманитарий, которому легче даются гуманитарные дисциплины и естественные предметы.

Обратить внимание как ведут себя ребята в свободном общении, вокруг кого "кучкуются", кто идет впереди, если группа идет не строем.

Кто - заводила различных игр в свободное время.

Кто - наиболее общителен, быстро идет на контракт, непринужденно вступает в разговор, выражает стремление в чем-то помочь, в чем-то посочувствовать товарищу.

Кто - умеет играть на музыкальном инструменте, петь, плясать.

Для подтверждения данных наблюдений следует провести социометрический опрос с обязательным графическим его оформлением.

Лидер, как правило, получает наибольшее число взаимных выборов. Очень важно определить это окружение лидера, которое оказывает на него непосредственное влияние.

Как правило, в группе может быть до 30% потенциальных лидеров.

Лидер - это врожденное качество и поэтому он им остается в любом коллективе, только количество членов его окружения может варьироваться от 2-3 до 16 человек.

Любой контактный коллектив, превышающий 16 человек, обязательно делится на два или больше группировок.

Сплоченность коллектива определяется уменьшением количества группировок.
Увеличение числа группировок в коллективе указывает на плохую воспитательную работу командира и низкую сплоченность коллектива.

Такой коллектив и менее управляем, т.к. имеет несколько центров ориентации его членов.

Совпадение сложившихся группировок с официальной структурой воинского коллектива предоставляет возможность командиру использовать не только формальные рычаги управления, но и неформальные межличностные связи.

Тонкость управления межличностными связями, педагогическое чутье командира, могут создать оптимальные условия для исполнения данным коллективом своего воинского долга и усвоения данным коллективом необходимых навыков в кратчайшие сроки. Но для этого командир должен знать основы психологии не только личности лидера, но и основы психологии самого коллектива и его членов.

4. Обучение основам воинского искусства, приемам работы с техникой может быть ускорено в 10 раз за счет знания психологии усвоения материала при работе с контактным коллективом, знания психологии лидеров коллектива, созданием условий, при которых и лидеры, и руководимые ими контактные группы, оказываются заинтересованы в получении положительных результатов воинского труда. Необходимо использовать в положительном направлении заложенные в человека природой инстинкты выживания и продолжения рода.

Среди лидеров сильно проявляет себя турнирный инстинкт. Даже молоденькие мальчишечки, дошколята, время от времени наскакивают друг на друга как петушки, пытаясь показать остальным свои лидирующие качества.

Воинская молодежь находится в самом турнирном возрасте и если командир не учитывает этого, попустительствует выяснению турнирных отношений между лидерами, "пускай мол сами разбираются кто главный", это и есть психологическая и педагогическая безграмотность.

Командир должен использовать этот естественный биологический турнирный инстинкт, инстинкт продолжения рода для сильного самца, с пользой для него и для всего коллектива.

Нужно сместить критерии турнира с выяснения кто сильнее, на критерии кто умелее. Подключить к этому соревнованию те группы, в которых ведущими являются лидеры.

Создать условия для соревнования обеих групп, и обоих лидеров, в усвоении предлагаемого материала, методов и приемов работы с техникой, методов и приемов воинского искусства, заранее предоставив соревнующимся объективные критерии оценки результатов соревнования, чтобы не было по окончании каких-либо споров и сомнений в результатах.

Естественно, если лидеров больше и групп больше двух, то необходимо организовать соревнование между несколькими группами.

В результате снимается объективное основание конфликта в воинском коллективе, уменьшается количество драк и даже травм.

Потребность выиграть турнир, вызывает у его участников необходимость ускорения обучения, улучшения качества обучения воинскому труду и увеличивает авторитет командира как специалиста в этой области, который в состоянии в кратчайшие сроки и качественно подготовить лидера и его команду к ожидаемым соревнованиям.

У грамотного командира резко поднимается его авторитет у личного состава.
У неграмотного командира, его авторитет резко падает.

Захочет ли неграмотный командир, чтобы его подчиненные участвовали в таком соревновании?

Такой конфликт может решить только старший командир.

Но зачем ему создавать себе такие трудности? А существует ли бесконфликтное развитие? Разрешение этого вопроса, видимо, должно взять на себя Главное управление по работе с личным составом МО РФ.

Если командир показал себя хорошим специалистом в воинском труде, и хорошим педагогом при подготовке его воинского коллектива к таким соревнованиям, помог лидеру и его товарищам занять заслуженное место в данных соревнованиях, то его авторитет среди молодежи поднимается на такую высоту, что они уже непроизвольно начинают подражать такому командиру и в хороших качествах и в плохих.

Он становится для ребят кумиром и удержаться на такой высоте молодому командиру очень трудно, если он сам не будет постоянно совершенствоваться в избранном им виде деятельности воинского труда. Такое состояние толкает молодого командира к самосовершенствованию, чтобы не уронить свой авторитет у подчиненных. А это, в свою очередь, за счет подражания ребят его приемам воинского труда, ускоряет их совершенствование в данной деятельности. Процесс начинает двигаться по спирали. Обучение превращается из формы произвольной, обязятельной, в форму непроизвольного усвоения, переходит в форму досуга, интереса, и воспитанник даже не замечает этого перехода.

В задачу воспитателя входит обязанность обратная заданной - отвлекать воспитанника на другие формы деятельности, чтобы избежать его переутомления.
Перед воспитателем появляется новая, творческая задача создания новых педагогических ситуаций, которые толкали бы воспитанников к новым формам и методам усвоения материала, новым видам соревнования, новым достижениям в избранной деятельности.

Не последнее место в этом соревновании имеет форма поощрения.

Наибольший эффект дает поощрение коллектива, при котором каждый член коллектива получает что-то для себя, но обязательно вместе со всеми. Будь это внеочередная увольнительная, торт, съеденный всеми вместе, поощрение грамотами или часами, денежная премия каждому и т.д.

Самый слабый член коллектива чувствует себя в долгу перед всеми, получая равную премию со всеми и в дальнейшем в силу этого, психологически настроен не подводить свой коллектив и выложиться до конца в следующем соревновании.
Очень большой эффект дает критерий "дисциплинированность".
+------------------------------------------------------------------------------+
кол-во членов коллектива
Дисциплинированность =- -------------------------------
кол-во нарушений
+-----------------------------------------------------------------------------+

В данном критерии как в капле воды находят отражение все достижения воспитателя за определенный период времени.

Как правило, такой критерий, подводимый в течение недели, дает своим результатом возможность еженедельного премирования всего коллектива.
Нарушитель дисциплины подводит всех своих товарищей и ощущает сильнейшее их отрицательное эмоциональное давление.

Здесь вступает в силу новый вид компенсаций - наряд вне очереди. Нарушителю представляется возможность не подводить товарищей, даже если он непроизвольно, в силу своего характера и нарушил установленный режим.

Если виновный исполнил наряд вне очереди добросовестно, загладив свою вину, то при подведении итогов, его нарушение не учитывается и ребята на него не обижаются, т.к. он доказал, что виноват, сознает это и исправляется делом, чтобы не подводить товарищей. При этом ни одно, даже самое маленькое нарушение режима не остается безнаказанным, что является психологическим гарантом профилактики правонарушений в команде.

Подобная воспитательная работа с контактным коллективом увеличивает его сплоченность, количество дружеских связей, проверенных совместным участием в различных соревнованиях, в том числе и по военной специальности.

А поскольку количество дружеских связей у каждого индивидуума ограничено, то увеличение связей внутри коллектива, ослабляет и даже разрывает связи вне его.
Роль командира держать "руку на пульсе", контролировать эти связи, усиливать или ослаблять их влияния внутри коллектива. При этом деятельность подконтрольна командиру. Коллектив становится полностью управляемым с помощью психологических методов влияния. Команды исполняются мгновенно. Подчиненные еще до оглашения приказов, знают что и как делать.

Завет А. В. Суворова "Каждый солдат должен знать свой маневр" получает материальное воплощение.

Ликвидируются объективные причины правонарушений. Каждый член коллектива чувствует свою защищенность среди товарищей.

Лица, находящиеся в пограничных состояниях, получают чувство опоры в коллективе и выводятся из этих состояний.

Адаптация в новых условиях проходит в минимальные сроки и с минимальными отклонениями. Боеготовность коллектива становится максимальной.

Педагог-практик, член ПК по делам молодежи Моссовета 21 - го созыва БЕЛАШОВ Сергей Ильич Дом. адрес: 127474, Москва, Бескудниковский бульвар, 8-3-78, тел. 489-32-21.

ссылки
Новые записи:
Растительность Токио, еда и д... (0)
Что за гостья появилась? (20)
Талант (1)
Стихотворение: "Метель з... (0)
Грамотность, вперёд! (1)
Конкурсы патриотической песни (8)
Учиться, учиться и ещё раз уч... (8)
Семейная игра "Мама и я" (17)
Самостоятельное путешествие и... (5)
И здесь золотое сечение (7)
221
1
ynot
#1 | 25.08.2016 | 06:23 | 0
потрясающая глубина и ясность



Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@psolovev.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.
Индекс цитирования