Знаете ли вы, на что в первую очередь обратит внимание аудитория? На естественность поведения оратора. Ваше выступление может быть очень ценным, но при неправильной подаче информации вас ожидает провал. Избавиться от неуверенности и зажатости, наработать опыт выступлений, импровизаций и общения с людьми вам помогут здесь.
Как себя вести?
• Избегайте излишней жестикуляции. Она может быстро утомить присутствующих и вызвать у них раздражение. Жесты должны быть естественными и спокойными.
• Не читайте все с листа. Важно установить визуальный контакт с аудиторией, чтобы она почувствовала вашу эмоуиональность и заинтересованность в выступлении.
• Постоянно меняйте тон голоса. В обычной беседе ваш тон всегда естественно изменяется, понижается и повышается в соответствующих моментах. Используйте данный принцип в своем выступлении, так можно акцентировать внимание на нужной фразе или слове.
• Следите за тем, КАК вы говорите. Как только вам покажется, что вы начали говорить неуверенно и зажато, сделайте паузу, чтобы взять эмоции под контроль. Вы можете выбрать среди слушателей симпатичного вам человека и продолжить говорить, как бы обращаясь к нему, при этом представляйте, что отвечаете на его вопрос. Это заставит вас излагать мысли более естественно.
• Задавайте уточняющие вопросы и отвечайте. Можете обратититься к слушателям "Вы хотите знать, почему именно так? Об этом говорят следующие факты..." Это поможет сделать выступление менее монотонным и скучным.
• Делайте паузы. Так вы сможете выделить мысль, донести вашу идею до ума и сердца каждого человека. Дайте аудитории пару секунд, чтобы она могла осмыслить сказанное и принять его.
• Меняйте скорость речи. Это один из отличных приемов, позволяющих выделить какую-либо мысль. В повседневной жизни вы меняете темп речи не задумываясь, перенесите этот навык в ваше выступление. Это придаст выразительности и сделает речь более динамичной.
• Акцентируйте внимание на важных словах. Правильно распределите акценты в каждой фразе, произнесите слова с интонацией, тогда ваша мысль будет для слушателей понятной и убедительной.
• Помните, что каждый оратор уникален. Абсолютно одинаковых людей не бывает. Ваша индивидуальность, харизма, манера говорить выгодно отличают вас от остальных, позволяют внести в каждое публичное выступление ваш особый шарм и сделать речь искренней.
Первоначальная задача педагога — установить контакт, привлечь внимание, превратитьсовокупность индивидов в целое, завоевать внимание, осуществить доказательства в главной части и в заключении утвердить тезис, побудить к качественной учебе, повышению уровня образованности и культуры. Педагог должен помнить, что только: — высокие профессиональныезнания дают публичной речи высокую объективность достоверность и глубину; —наглядность снимает абстрактность изложения; — ясность и точность позволяетизбежать путаницы, двусмысленности, недосказанности; — неожиданные примеры,факты, парадоксы вызовут удивление, усилят впечатление; — юмор поможет поднять моральныйдух слушателей и не позволит «засушить» речь; — повторы основных положений,мыслей помогут слушателям воспринять вас в целом; — выдержка, такт — ваши друзья при всехнеблагоприятных обстоятельствах.
Не так давно вернулась с международного форума в Петербурге, так вот там довелось слушать Хакамаду. Она мастерски сумела заворожить слушателей. Говорила простые истины, но как!!! И с юмором, и с нужными повторами, и со сменой интонации, и с неожиданными примерами. Ну как будто только что прочитала все ваши советы. Двигалась по сцене, а зал следил за ней взглядом и ловил этот ее взгляд в темных очках. Мастер, одним словом.
Когда я училась, у нас был предмет "Мастерство публичного выступления", изучение которого очень помогло мне в жизни, приходилось очень много выступать на разных уровнях...
Очень полезные рекомендации. Как бы еще не забывать о них. Риторика, действительно, целое искусство. Когда мы выступаем, то не видим себя со стороны. На курсах повышения квалификации у нас было практическое занятие, где каждый должен был выступить перед аудиторией. Это все снимали на видео, а потом смотрели еще раз в записи и обсуждали. Некоторые себя не узнавали. Неужели я так говорю? Так себя преподношу? Нет, это не я.
И еще — самые «банальные»мелочи: — избегайте, не проявляйтепризнаков неуверенности; — избегайте проявленияпренебрежения, неуважения ваших слушателей; — не заставляйте вашихслушателей с самого начала обороняться; — при возможности признавайтеправоту слушателей; — выберите стиль убедительный,но не навязчивый;— умейте остановиться вовремя; — не доказывайте очевидного; — отбросьте посредственыедоводы, факты. В ораторском искусстве нужны неправила, а труд. Риторические знания должны расшевелить природный ум,проявить свою индивидуальность. Ораторское искусство требует свободного проявлениявзглядов, искренности, правдивости. Педагог должен стоять с веком наравне —понимать духовные потребности общества. «Так не забывай что искусство начинается там,где слабые теряют уверенность в своих силах и охоту работать». Валериан Чупин. Классическаяриторика в практике учителя физики .
Данные рекомендации очень полезны для начинающих ораторов, а избавиться от неуверенности и зажатости можно только с опытом выступлений.
Не скажите. По-молодости я не боялась выступать публично, но чем больше опыта, тем больше страха: а вдруг не так поймут, вдруг скажу неправильно... Хотя детей учу выступать публично с защитой проектов, у них хорошо получается, а сама...