Уважаемые учителя-логопеды, коллеги, как у вас проходит зачисление на школьные логопункты через ПМПК? У меня возникла проблема- сложно уговорить родителей пройти с ребенком комиссию и получить статус - ребенок с ОВЗ. В каком документе прописано, что школьный логопед с 2016 года работает только с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (статус ПМПК)? Сколько детей одновременно может быть зачислено? Читала, что в основном логопеды выполняют локальные акты и в разных регионах требования различны. Говорят, что инструктивно-методическое письмо Ястребовой устарело, но ведь ничего в замен так и не создали на федеральном уровне. По каким нормативным документам Вы работаете?
Я - не логопед. Но занятия логопеда посещают только дети с ОВЗ, т. е. кто имеет заключение региональной ПМПК. Многие родители не согласны вешать на своего ребенка этот ярлык. В моем классе только один ребенок посещает логопеда - ОВЗ с ЗПР. Многие родители сами ищут логопеда и водят детей к нему на занятия. Все время возникает вопрос: чем занимались логопеды в садах, если у детей элементарно не поставлены звуки.
Спасибо за комментарий. Что происходит в детских садах не могу сказать, так как работаю на базе средней общеобразовательной школы. Но Вы совершенно правы в том, что количество детей с нарушениями речи, поступающих из детского сада, постоянно растет. Связано это скорее всего из-за того, что логопедические группы сократили (во всяком случае у нас их нет), а в условиях логопункта при д/с сложные дефекты исправить проблематично.
Вопрос о нарушенном звукопроизношении должен быть адресован не только к логопедам дошкольных учреждений (хотя от грамотности специалиста зависит многое), но и к родителям.Посчитайте сами: индивидуальные занятия с ребёнком проводятся примерно 3 раза в неделю по 15-20 минут в зависимости от возраста, всё остальное время автоматизацией поставленного звука должны заниматься воспитатели и родители!Можно привести массу примеров, когда родители занимают выжидательную позицию!Даже при платных занятиях с логопедом дома нужно закреплять отработанный речевой материал.
Мы сами отбираем детей для зачисления и проводим через школьную ПМПк. Никто не отменял Письмо Мин.Образования РФ от 14.12.2000 №2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения". Работаем в соответствии с ним. Дети с ОВЗ, если прописаны занятия с логопедом, зачисляются на логопункт. Максимальная наполняемость для города 25 человек. На ставку логопеда положено от 6 до 12 человек с ОВЗ. Так что, если у Вас все дети будут с ОВЗ, то наполняемость будет меньше.
Спасибо всем за комментарии. Я тоже набирала в этом году детей сама, зачисляла через школьный консилиум, но от коллег из других регионов узнала, что теперь необходимо иметь заключение ПМПК. Это связано с вступлением в силу ФГОС для детей с ОВЗ. Но мне непонятно, как это осуществить...Внимательно перечитала приказы, но там об этом ничего не сказано. Вот и стало интересно на какие законы и приказы ориентироваться. А если в школе нет логопеда, то как будут выполняться рекомендации ТПМПК, если она прописывает занятия с логопедом практически всем детям с ОВЗ?
Наталья Викторовна, не совсем поняла о каком документе идёт речь? Может быть, Вы имеете ввиду дополнительную оплату за работу с детьми, имеющими речевые нарушения? Вот это как раз есть в документах по оплате: там прописано, что доплата проводится за 100% работу с детьми с ОВЗ. Согласна с Натальей Геннадьевной, что отмены нормативной документации о которой она пишет не было!У нас через районную ПМПК для зачисления на логопункт проходят дети с ТНР (уже несколько лет), остальных зачисляем и выпускаем через школьный ПМП консилиум. Это прописано в муниципальном Положении о логопунктах (школьных и дошкольных). Родители на 99% без проблем идут на районную ПМПК для зачисления на логопункт, ведь они видят все документы, которые Вы( или психолог) предварительно с ними подписываете.
Спасибо за пояснения. Так и я работала... понятно, что инструктивно-методическое письмо не отменяли, но в нем нет ни слова про детей с ОВЗ. Не совсем понятно сколько у меня должно быть всего детей на 1 ставку(никто дополнительно за детей с ОВЗ мне платить не собирается), если со статусом ОВЗ на данный момент у меня- 6 первоклассников и второклассник (моторная алалия, речь практически отсутствует). По вступившему в силу ФГОС для детей с ОВЗ - этого количества уже достаточно на ставку! Но Вы правы, никто не отменил вышеуказанное письмо. Возникает противоречие! Так на какой документ я должна ориентироваться в первую очередь и кого зачислять в первую очередь,тех кто прошел ТПМПК и принес рекомендацию о необходимости занятий с логопедом или детей с первичной речевой патологией, но, не прошедших ПМПК? Как объяснить администрации, что не должна я набирать в таких условиях 25 детей? А проблема с ТПМПК возникает еще и потому, что у нас нет районной комиссии и надо ехать в областной центр. Не у всех есть такая возможность. А выезд к нам в район у них возможен только в феврале. Но к этому времени у меня, естественно, уже не будет мест, так как детей с нарушениями речи очень много.
Уточните, какие нормативные документы приняты на уровне района, города при вступлении в силу ФГОС для детей с ОВЗ. Тем более, что это касается только 1-классников, а 2-4 классы Вы зачисляете, как и раньше. Если дети обучаются по программам 7.1 и 7.2 (любой вариант), то, наверняка, вводятся КРЗ, предусмотренные учебным планом. Таким образом и оказывается специализированная помощь. Речевые нарушения носят вторичный характер. Вы работаете на школьном логопункте и, соответственно, должны руководствоваться нормативной документацией логопункта при зачислении детей.
На уровне школы принята программа сопровождения детей с ОВЗ. В районе и городе не знаю, во всяком случае никто не доводил до сведения(у нас нет МО логопедов - крутимся с логопедом д/с сами как можем) Учитель пишет адаптированную программу, никаких КРЗ в плане не предусмотрено. Но в программе прописано, что логопед, как и психолог должны оказывать помощь всем детям с ОВЗ, независимо первичен речевой дефект или вторичен. У меня есть ребенок 1 класса, обучающийся по программе 4.1 + ОНР, 5 по 7.1 и 7.2 второклассник 7.1+ моторная алалия. Уровень развития речи у всех разный и взять их на групповые занятия невозможно. Естественно, я добрала до 23 детей, соблюдая требования инструктивного письма. Но работать так очень сложно. На очереди еще 18 первоклассников с ФФНР. А это будущие дисграфики, если не оказывать помощь сейчас... Провожу беседы с родителями, учителями. Но и учителя понять можно, когда ему с ними заниматься, если в классе по 28 детей. У меня такого аврала как сейчас еще не было. Нужна еще одна ставка логопеда, но это невозможно из-за отсутствия финансов...
Я имела ввиду следующие приказы: Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067) и ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 159
Наталья Викторовна, если у Вас шесть первоклассников с ОВЗ, то Вы можете больше никого не зачислять. 25 человек-это если нет статуса ребёнка ОВЗ. На основании приказа №1015 32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Спасибо за ответ! Я читала этот приказ, но что делать с остальными детьми, нуждающимися в помощи логопеда... Как всегда приказ утвердили, а штатное расписание никто изменять не собирается, так как в области просто нет денег. Наша областная Дума приняла поправки: с 1 января нам не будут компенсировать отопление, как было раньше 100%, а будет фиксированная выплата за отопление и свет 1200 рублей. И пенсионерам (учителям, отработавшим всю жизнь в сельской местности), которые выйдут на пенсию с января 2017 - отопление компенсировать не будут... При том, что пенсия у нас не дотягивает до 10000. Но это уже совсем другая тема...
У меня 12600 (начисление, а налог вычтут...) - высшая категория и 25 лет стаж. Откуда же такие средние з/п выводят... неужели одна Москва достойно оплачивает труд учителя, хотя, по словам сестры, (она учитель младших классов в Москве) и им з/п урезали. А родители считают (посмотрев телевизор, где сообщают о 36000), что мы и получаем огромные деньги и при этом просим их дома закреплять пройденное... Прорвемся, мы пережили 90-е годы и сейчас выживем!
У нас учителя неплохо получают, да еще и стимулирование у них хорошее. В среднем 30-35 тысяч. У нас оклад считается от 3480рублей, поэтому потолок около 9, плюс стимулирование(100 2700. Но когда мне предложили взять класс перед пенсией, сказала, что на работе логопеда бывает трудно, радостно, а иногда просто обидно, но никогда не бывает СКУЧНО! И променять не смогу. Хотя уважаю труд учителя.
И у нас оклад считается от 3480 рублей. Но и у учителя и у логопеда начисления на ставку одинаковые - зависят от стажа и категории. Учителя практически все работают на 2 ставки+ стимулирование (не каждый месяц и не всегда много). Все равно з/п около 20000 выходит. У завучей стимулирование 50%, у директора было 100%, но с октября сняли и сейчас - 40%! Мне предлагали внеурочку, но как совместить свою работу не объяснили. Брать детей с уроков не разрешают, тогда как мне составить свой график работы, если я сама буду после уроков занята внеурочкой...отказалась! Пусть з/п смешная, но работу свою я не брошу (как в том стихотворении про мишку). Поэтому и пытаюсь понять как работать в новых условиях. Раньше все было просто - в первую очередь зачисляла детей с первичными речевыми нарушениями. И только если оставалось место брала деток с ЗПР и т.п. Сейчас приоритет детям с ОВЗ. Как решать это противоречие? Кого брать в первую очередь на логопункт? Директор вникать в работу лог.службы не желает и никакого положения о логопункте в школе нет, хотя я неоднократно к нему обращалась и даже примерное положение приносила на рассмотрение, но, увы... приходится решать свои проблемы самостоятельно.
Вы сами напишите положение о школьном логопункте. Пропишите там, что в связи с внедрением ФГОС для ОВЗ, зачисление в первую очередь осуществляется по выписке с ПМПК детей с ОВЗ. Опираясь на Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 30 августа 2013 г. № 1015 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, на ставку приходится 6-12 учащихся с ОВЗ или 25 учащихся без статуса.
В Смоленскую область приезжали дефектологи и логопеды из Москвы. Нам было сказано, что с этого года школьные учителя-логопеды должны работать только с детьми, имеющими статус ОВЗ, подтвержденный ПМПК... Без выписки ПМПК зачислять детей не имеем права. Если в школе нет детей с ОВЗ, то и логопед не нужен и его имеют право уволить.
Коллеги!Вернулась в эту тему по логопункту после поездки на Всероссийскую конференцию "Совершенствование деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий в повестке актуальной образовательной политики", которая проходила 12-14 октября в учебно-научном институте сравнительной образовательной политики. (РУДН, г.Москва) Нигде не написано об отмене документа о школьном логопункте 2000года, но всё-таки есть более свежий документ, о котором тут неоднократно упоминали (Приказ 1015 от 30.08.2013г.) Более того, в Приказ 1014 тоже сейчас внесли изменения и в ближайшем будущем они будут утверждены.В обсуждении было много конкретных вопросов и ответов. Видео с пленарных заседаний выложено на ютубе "Конференция о совершенствовании деятельности специалистов ПМПК - 12 октября 2017 г."
Подскажите пожалуйста, как заниматься с ребёнком 11 класса учителю логопеду, ребёнок принес заключение ПМПК. Но программ нет, а в заключении стоит развитие связной речи. Может кто сталкивался с такой проблемой.