Впервые пришлось задуматься на тему занимательности на уроках русского языка, когда однажды после очередного занятия в пятом классе ко мне подошла ученица и задала вопрос, на который я не смогла ответить. Она спросила меня: «А почему уроки русского языка такие скучные?» И тогда я не на шутку задумалась. Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. И вот нашёлся выход.
Занимательное задание - понятие и в самом деле очень широкое. Оно включает в себя целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак таких нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• необычные условия работы;
• активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых, интеллектуальных и деловых игр, занимательных конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?"), викторин и турниров, а также других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования"). Как показывает опыт, они прекрасно помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Предлагаю вашему вниманию небольшой набор своих находок.
Продолжи сказку по заданному началу… 1. Жил-был царь. И было у него доброе сердце… 2. Однажды ночью я проснулся от непонятного звука… 3. Как-то раз мне и моим друзьям пришла в голову идея…
Или по заданному названию… 1. Как ученик за пятеркой отправился 2. Тайна хороших оценок 3. Потерянный дневник 4. Судьба маленькой тучки 5. Путешествие пуговицы
Диктант +3
Особенностью данного вида диктанта является то, что для его выполнения ученику понадобиться помимо элементарных орфографических знаний, что само собой разумеется, еще и умение находить связь между заданными словами или словосочетаниями (видеть то, что их объединяет, что у них общего). А также подбирать по найденному признаку, например, на эту же букву или на эту же орфограмму, свои собственные слова. Пример задания.
Чашка, участок, чаща…(правописание букв а,у после шипящих) Подъезд, объявление, соловьи…(разделительный ъ и ь) Местность, лестница, тростник…(непроизносимая согласная в корне) Конституция, цыган, цинк…(буквы и и ы после ц)
Цифровой диктант
Это задание развивает у школьников фонематический слух. Задача учащегося заключается в том, чтобы правильно распределить слова по орфограммам, при этом не записывая эти слова на доске, а лишь обозначая их порядковый номер.
Я думаю, что все учителя стараются разнообразить свои уроки, но это не всегда возможно. 5 - 6 класс и не более. А дальше уже не до развлечений, особенно в 8 - 9. Там бы только успеть объяснить материал. А уж скучно им или весело - это проблемы учеников.
Конечно, когда в материале урока есть необычное задание,это оживляет детей, активизирует их мыслительную деятельность. Например, не просто составить предложение,а выполнить при этом 2-4 условия: по количеству слов,по наличию определённых частей речи, по употреблению словарных слов или фразеологизмов и так далее. Или в конце мини-диктанта написать продолжение 1-2 предложения. И потом по "цепочке" (один ученик за другим) прочитать.Это очень интересно!