По мнению Казаковцева, у учителя практически нет защиты. В практике каждого педагога может встретиться недовольный им ученик или его родитель, оклеветать учителя, вынести эту клевету в публичное пространство. Да, скорее всего, потом разберутся, и учитель будет оправдан. Но на репутации все равно останется пятно. «Ложечки нашлись, а осадок остался». В каждой школе должны работать психологи, в обязанности которых входит предотвращение конфликтов и примирение сторон в том случае, если конфликт между участниками образовательного процесса уже случился.
Считаю, что и наличие психолога не исправит ситуацию. Надо менять общественное мнение о школе и учителе. К сожалению, родители верят своему ребенку и даже не пытаются разобраться. У нас психолога оклеветал ученик 3 класса, рассказав маме, что его ругали матом! Мама разъяренная прилетела в школу и грозила всем, что напишет жалобу в прокуратуру... А мы и понять не могли о чем она говорит. Наш психолог и слов то таких не знает (интеллигентнейшая дама 53 лет). А история оказалась проста: мальчику сделали замечание на прогулке (психолог замещала учителя), чтобы не убегал далеко (естественно в доброжелательной форме, объяснив опасность оказаться под машиной). Потом ребенок рассказал все, как было на самом деле, но мама даже не извинилась... Обидно, что учитель сейчас имеет только обязанности и у него совсем не осталось прав. А ребенок наоборот знает свои права, но не знает обязанностей (и не только в школе, но и дома - многие родители не справляются с воспитанием детей)
учитель сейчас имеет только обязанности и у него совсем не осталось прав. А ребенок наоборот знает свои права, но не знает обязанностей (и не только в школе, но и дома - многие родители не справляются с воспитанием детей)
Это точно. Уже в начальных классах есть дети, которые даже письменные домашние задания не выполняют, а дома родителям говорят, что всё выполнили. Родители верят своим чадам, даже не заглянув в их тетради. А когда за четверть выходит оценка, не удовлетворяющая родителей, бегут в школу, винят учителя. Раньше, в начальной школе, мы даже представить себе такое не могли. Выполняли задания все. А сейчас у некоторых детей каждый день такая картина. Родителям говорить уже бесполезно, всё равно найдут себе оправдания и обвинят учителя.
Kotealeks,полностью согласна с Вашими мыслями. Но ведь детей-то кто-то такими вырастил! Они уже поняли к своим 7-9 годам, как можно себя вести. Родители за своего чада будут горой стоять, тем более, что им есть куда обратиться за помощью, куча разных инстанций. А вот куда обратиться педагогу?
Kotealeks,согласна с вами. Обидно, что учитель сейчас имеет только обязанности и у него совсем не осталось прав. А ребенок наоборот знает свои права, но не знает обязанностей (и не только в школе, но и дома - многие родители не справляются с воспитанием детей).Но многие родители не хотят признать, что они, как родители, не справляются с ребенком уже в дошкольном возрасте. А придя в школу, начинают обвинять во всем учителя,вместе со своим "фантазером"-ребенком.И родители верят ребенку, но не учителю,хотя знают, что их ребенок может лгать,грубить,что вырастили невежу,признать свои ошибки не хотят.Любят хорошие оценки и родители и дети, но родители забыли научить свое чадо трудиться добросовестно.Многие с начальных классов забыли, что такое домашняя работа.Не хотят делать,устали,говорят мамы.А то и сами за них сделают. Разве наше поколение позволяло вести себя так?Работать становится страшно.
Как-то надо с этим бороться, я думаю, что самим учителям. Больше нас никто защищать не будет. Может объединяться, добиваться каких-то нормативных актов, законов о защите учителей? Медики же добиваются.
Из ФЗ РФ "Об образовании в РФ" Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
.2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; 6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; 7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами; 9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации; 10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации; 11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени; 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; 3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; 4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда; 7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
(Российский учитель один из самых защищенных в мире. Прав у российского учителя много, но правами нужно еще уметь пользоваться. Мешают как не знание законодательства, так и психологическая трусость.
Сергей Викторович, я считаю, что вставлять куски "Закона об образовании" и говорить теоретическим языком, что защита в данном правовом поле - огромная, лишь подчеркивает, что Вы или далеки от реального образовательного поля (то есть работаете не в школе, а создаете методические рекомендации, либо осуществляете контроль над ОУ); либо не являетесь классным руководителем, либо работаете в небольшой школе, может быть, даже сельской. В больших школах, где учится от 1 тысячи до 2-3 тысяч учащихся большое количество всегда неудовлетворенных родителей, а если это гимназия или лицей, то степень притязания гораздо выше.
Согласна, у учителя защиты нет! Родители,дети позволяют себе оскорбление, подозрение в адрес учителя. Если раньше не нравились двойки, теперь есть такие мамаши, что требуют от учителя пятерки для своего сына (дочки)
Пока образование будет услугой, у учителя не будет защиты
Да, но когда я начинала работать, образование также было услугой, но защита у нас была. И дети, и родители нас уважали. Не было того, что сейчас творится. Родители не перестают жаловаться, все их что-то не устраивает, отмените то, уберите это... Повысить тон на детей нельзя, трудиться заставлять нельзя, а что можно?
либо работаете в небольшой школе, может быть, даже сельской.В больших школах, где учится от 1 тысячи до 2-3 тысяч учащихся большое количество всегда неудовлетворенных родителей
Да, я начинал работать в самой большой сельской школе области (500 учеников) по распределению. Большая часть моей учительской работы пришлась на школу, в которой училось около 2.5 тысяч учеников. В школе работало около 180 учителей. Свою общественную деятельность я начал председателем стачечного комитета школы. За моими плечами забастовки, митинги, пикеты, демонстрации, а также много выигранных судов по защите прав учителей.