Страница 1 из 11
Форум для учителей » Предметный форум » Русский язык, литература » Не оставляет равнодушным: к чему мы идем... или пришли? ("Унылая пора"...)
Не оставляет равнодушным: к чему мы идем... или пришли?
Irishka
Дата: Вс, 27.12.2015, 18:37 | Сообщение # 1
Ирина Владимировна Киселева
(русский язык,литература)
Сообщений: 519
Позитив: 2544
Разработки | Блог
"Унылая пора". Московские школьники не могут выучить произведения классика...
Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.
Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.
Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.
Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.
На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.
Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.
Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…
Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.
«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение “пастух трубит в рожок”. У детей спросили: “Знаете, что такое рожок?” Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, “когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА”. И все».
Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»
Иоланта Качаева, "Московские новости"

Добавлено (27.12.2015, 18:37)
---------------------------------------------
Знаю, что нельзя копировать полностью текст, но не удержалась. Если перескажу, изменю авторский стиль. Поэтому приношу извинения за нарушение правила общения, но остаться равнодушной к этой статье не смогла.

Статус: Offline
super-777
Дата: Вс, 27.12.2015, 19:05 | Сообщение # 2
Садчикова Юлия Николаевна
(русский язык/литература)
Сообщений: 1446
Позитив: 972
Разработки | Блог
А стихотворение Плещеева А.Н.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит,
"Зимнее утро" Пушкина:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась...
Дети понять не могут, что такое "сени" и "вечор".  
Да мало ли таких шедевров русской классики! Обидно, что дети мало читают, мало знают, вот и понять не могут.
Статус: Offline
Латышева
Дата: Вс, 27.12.2015, 19:57 | Сообщение # 3
Татьяна Анатольевна Латышева
(учитель начальных классов)
Сообщений: 3811
Позитив: 9963
Разработки | Блог
Учительнице надо было провести большую словарную работу. Очень часто дети не понимают смысла слов из произведений классиков.
Статус: Online
ромашка5975
Дата: Вс, 27.12.2015, 21:06 | Сообщение # 4
Елена Владимировна Щербакова
(русский язык, литература)
Сообщений: 3430
Позитив: 11084
Разработки | Блог
Как я понимаю Ваши чувства, Ирина Владимировна! Наши дети не знают очень многого. Это не беда, это норма нашей жизни! Перед изучением классической литературы необходима словарная работа обязательно!
Статус: Offline
mina1963
Дата: Вс, 27.12.2015, 21:12 | Сообщение # 5
Мамаева Муминат Абдулвагабовна
(заместитель директора по УВР)
Сообщений: 268
Позитив: 361
Разработки | Блог

Цитата
Перед изучением классической литературы необходима словарная работа обязательно
Полностью согласна, без словарной работы наши дети, конечно, не понимают смысла всего произведения. Мы не только объясняем значение слов, но и переводим на родной язык, приводим примеры. Без этого никак нельзя.
Статус: Offline
Irishka
Дата: Пн, 28.12.2015, 18:54 | Сообщение # 6
Ирина Владимировна Киселева
(русский язык,литература)
Сообщений: 519
Позитив: 2544
Разработки | Блог
Цитата ромашка5975 ()
Перед изучением классической литературы необходима словарная работа обязательно!
Без этого нельзя!
Статус: Offline
puchkovasa
Дата: Пн, 28.12.2015, 20:23 | Сообщение # 7
Пучкова Светлана Александровна
(учитель физики)
Сообщений: 532
Позитив: 563
Разработки | Блог
Читают всё больше только смс, да комментарии, а про нормальную русскую классику и не только классику- совсем позабыли. Читают мало- и это страшно.
А про формулировки теорем и законов и говорить нечего
Статус: Offline
Латышева
Дата: Пн, 28.12.2015, 20:55 | Сообщение # 8
Татьяна Анатольевна Латышева
(учитель начальных классов)
Сообщений: 3811
Позитив: 9963
Разработки | Блог
Цитата puchkovasa ()
Читают мало- и это страшно.
Се ля ви! Другое поколение. yes
Статус: Online
korolevairin22
Дата: Пн, 28.12.2015, 21:06 | Сообщение # 9
Ирина Николаевна Королёва
(учитель начальных классов)
Сообщений: 534
Позитив: 2779
Разработки | Блог
На каждом уроке провожу словарную работу: и на математике, и на русском, и на чтении. Недавно разбирали слово позёмка. Это на уроке русского языка, тема "Состав слова". Варианты детей: подземный поезд, тележка. Пришлось даже видео скачать с позёмкой.
А уж о слове пороша я просто помолчу. По мнению детей это ягода - мороша.
Статус: Offline
dinatutubali
Дата: Пн, 28.12.2015, 23:46 | Сообщение # 10
Тутубалина Дина Алексеевна
(учитель/математика)
Сообщений: 33
Позитив: 390
Разработки | Блог
А у меня дети 8 вида. Изучаем виды треугольников, тупоугольный треугольник. На следующем уроке пытаемся вспомнить слово. Бедный треугольник оказался "тупоголовым" и даже попытался стать "тупорылым". Эти слова дети очень хорошо знают, думаю, благодаря родителям.
Статус: Offline
alenalinger
Дата: Вт, 29.12.2015, 06:59 | Сообщение # 11
Лингер Алена Викторовна
(самопознание)
Сообщений: 96
Позитив: 29
Разработки | Блог
Наверное, это действительно проблема молодого поколения...наши ученики многое не понимают...а порой даже не пытаются.
Статус: Offline
Galina1952
Дата: Вт, 29.12.2015, 13:51 | Сообщение # 12
Поспелова Галина Васильевна
(информатика)
Сообщений: 6289
Позитив: 8120
Разработки | Блог
Цитата Латышева ()
Учительнице надо было провести большую словарную работу. Очень часто дети не понимают смысла слов из произведений классиков.
Да! Именно с этого и нужно начинать! Я в 7-11 классах начинаю объяснение нового материала с новых для учеников слов.
Статус: Offline
WD
Дата: Вт, 29.12.2015, 14:36 | Сообщение # 13
Валериан Дмитриевич Чупин
Сообщений: 2960
Позитив: 327
Разработки | Блог
Вот Вам приобретенные метапредметные, информационные компетенции.
Статус: Offline
Форум для учителей » Предметный форум » Русский язык, литература » Не оставляет равнодушным: к чему мы идем... или пришли? ("Унылая пора"...)
Страница 1 из 11
Поиск:
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
наталл 22455
Латышева 19108
ромашка5975 19062
Galina1952 17208
81059 17124
Nevolja 13205
DAN64 13141
Cerg68 10873
tanyakurova_ 10216
vikusik46 9948
Linda 9909
Школьница 8738
annatim 8718
GOLD 8361
lubovsai 8106
КОММЕНТАРИИ
У нас в поселке три школы. От райцентра до самого дальнего села - Русской Березо...
Раиса Поликарповна, спасибо за поддержку. Рада, что посетили мой блог.
У нас до ближайшей школы 45 км.
А качество преподавания не страдает?
А у нас дети по поселку ездят в школу на рейсовых автобусах - ничего? А большинс...
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)

Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@psolovev.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.