• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: OlgaNosova  
Форум для учителей » Большая учительская » Воспитание - часть образования » Литература в школе (Как можно навредить душе ребёнка)
Литература в школе
VERAIVANOVNA
Дата: Пн, 04.04.2016, 16:26 | Сообщение # 1
Калиновская Ольга Викторовна
(Учитель английского языка)
Сообщений: 202
Позитив: 90
Разработки | Блог
«ЛИТЕРАТУРА ДОЛЖНА СОЗИДАТЬ ДУШУ, А НЕ ОТРАВЛЯТЬ ЕЕ, КАК ТОКСИНЫ»Известный священник и педагог о том, стоит ли изымать классиков у современников, чем опасна «Гроза» Островского и как объяснить подростку, что такое любовьПротоиерей Артемий ВладимировПротоирей Артемий Владимиров недавно заявил, что в таких школьных произведениях как "О любви" Антона Чехова, "Куст сирени" Александра Куприна и "Кавказ" Ивана Бунина «воспевается свободная любовь», из-за чего они являются «миной замедленного действия для наших детей». Федеральные СМИ истолковали его слова, как призыв изъять классиков из школьной программы. «Белый Крест» узнал у отца Артемия, что он имел в виду на самом деле, выступая на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, и чем сам зачитывался в школьные годы.    - Отец Артемий, как вы думаете, почему тема школьной программы по литературе и семейных идеалов вызвала такое бурное обсуждение?- Начнем с того, что многие СМИ перевернули мои слова так, как им было нужно, в угоду информационному поводу – будто бы я предлагаю исключить классические произведения из школьной программы. Владимир Познер, например, написал, что церковники занимаются не своим делом. Но я не просто служитель Церкви, а учитель русского языка, педагог высшей категории. И речь я вел не об исключении классиков из программы, а об их правильной трактовке учителем, об отборе художественных произведений согласно возрастной психологии.Перед беседой с восьмиклассниками я ознакомился с методичкой некоей госпожи Ереминой. В ней не говорится о семейном идеале, зато воспевается свободная любовь, которая не останавливается ни перед какими препятствиями.Однако школа призвана формировать норму – языковую, этическую. Проблемные произведения тоже могут быть предложены для внимательного изучения, но при условии учительской оценки и правильно расставленных акцентов.- Прочитав в восьмом классе о любовном треугольнике, современный подросток вряд ли откроет для себя Америку, тем более учитывая доступ к любой информации через Интернет. Так в чем же здесь опасность?- Дети, не имеющие правильной нравственной установки, знакомясь с подобными произведениями, научаются верить, что охватившее их чувство самоценно и ничто не имеет значения, когда кипят страсти: ни сложившаяся прежде семья, ни дети. И это не просто неправильно, но и опасно.14-15 лет - это возраст первой любви, помышлений о высоком, светлом. Поэтому в средней школе можно и нужно предлагать детям такие произведения, которые будут нацеливать их в будущем на супружескую верность, взаимное самопожертвование и другие непреходящие ценности.- Что же тогда делать, скажем, с русской классикой XIX века? Написанная в период предреволюционных настроений, она изобилует героями, которым далеко до идеала нравственности и образца для подражания?- Конечно, классические произведения затрагивают жизнь, которая никогда не укладывается в прокрустово ложе морали. Важны и подтекст, который подразумевает автор, и мудрость самого читателя. Например, я столкнулся с парадоксом «Маленьких трагедий» Пушкина: сами по себе сюжеты довольно тяжелые, но тягостного впечатления по прочтении их не возникает. Пушкин призывает нас размышлять, он хочет, чтобы читатель отвратился от того порока и страстей, которые овладели бароном в «Скупом рыцаре» или Дон-Жуаном. При этом автор избегает всякого морализаторства. Художественное произведение будет отвечать принципу художественности, когда оно подсказывает выход.- Есть ли, на ваш взгляд, в школьной программе такие произведения, которые не отвечают этому принципу и, следовательно, могли бы не включаться в обязательную программу?- Есть спорные произведения. Например, «Мастер и Маргарита» Булгакова. Люди у нас сегодня близки к бытовому оккультизму и, не имея религиозной культуры, черпают некие псевдознания из астрологии и гороскопов. Чтение романа Булгакова в этом плане может стать чем-то сродни вызыванию нечистой силы. Ко мне как к священнику однажды пришла девушка, которая настолько была очарована этим романом, что пыталась вступать в контакт с демоническими силами.Когда изучаются такие классические произведения как «Анна Каренина» Толстого или «Гроза» Островского, педагог должен помнить, что у современной молодежи жизненные силы крайне ослаблены. К сожалению, пастырям известны случаи, когда обманутые и обесчещенные девушки или же юноши, оказавшиеся в безвыходном положении, прощаются с жизнью, как с гнутой копейкой.    Если учить по старинке, как это предлагается, например, в программной статье Добролюбова «Луч света в темном царстве», то ребенку можно серьезно навредить. Педагог должен построить уроки так, чтобы молодой человек понимал, что ни при каких обстоятельствах нельзя посягать на священный дар жизни и бросать его в лицо Создателю. Педагог должен отрешиться от клишированных оценок в преподавании.К примеру, «Герой нашего времени» – совсем не детское произведение, но в художественном отношении - один из лучших русских романов. Учителю нужно много трудиться, чтобы, читая его с детьми, самому быть носителем нравственного начала. Литература – лишь отправная точка для размышлений.- Получается, нужно не столько школьную программу пересматривать, сколько учителей просвещать?- Я считаю, что педагогический вуз – это такое место, где обязательно должно найтись место и пастырю, чтобы в будущих педагогах взрастить это нравственное зерно.К сожалению, сегодня школа слагает с себя ответственность за воспитание, не бережет детскую душу. Но я знаю, что если директор школы, учителя мотивированы как воспитатели, имеют авторские курсы преподавания, можно добиться замечательных успехов.Там же, где царствуют казенщина или коммерческий подход, где педагоги призваны лишь натаскивать, соблюдать стандартные схемы, без заинтересованности во внутреннем мире подростка, дети уже к 6-7 классу могут испортить себе и мозг, и сердце.Вот пример. Мальчик с девочкой в соцсетях обмениваются такими фотографиями, которые не имеют отношения не то что к любви и дружбе, но даже к здоровому человеческому поведению. Подобные инфернальные картинки могут сделать детей психопатами. Общаясь с подростками во время миссионерских поездок по России, я вижу, что школьники очень нуждаются в живом слове и в общении с пастырем.- Какие русские произведения, на ваш взгляд, могут сформировать у подрастающего поколения здоровый взгляд на человеческие взаимоотношения?- В программе есть «Обломов» Гончарова, а еще два произведения из этого, по сути, триптиха – «Обрыв» и «Обыкновенная история», почему-то остались в стороне. Хотя именно в них выведены прекрасные образы девушек с христианским мышлением.
Или вот «Капитанская дочка» Пушкина. Не Пугачев с его буйной натурой и разбойничьей психологией, а Маша Миронова должна быть здесь главным предметом исследования. Настолько притягательно, живо выписан ее светлый образ. И все искусство учителя здесь будет заключаться в том, чтобы делать параллели, переклички с веком нынешним, отталкиваясь от деталей произведения, подспудно выстраивать определенную нравственную программу.- Какие книги повлияли на ваше мировоззрение?- Своим интересом к живому слову я более всего обязан, наверное, Чарльзу Диккенсу. Меня в юности очень впечатлили диккенсовские персонажи, в том числе, женские образы, высокие и благородные характеры. Говорят, что Тургенев отчасти заимствовал у Диккенса черты своих героев.С детства для меня и для моего брата-близнеца Мити чтение стало по-настоящему важным занятием. Будучи педагогом и священником, я знаю, что круг чтения влияет не только на речевые навыки, но и на устроение души, развитие личности. И задача родителей, учителей подбирать такие произведения, которые созидают душу, а не отравляют ее, как токсины.- Вы часто общаетесь со школьниками, студентами. Как объяснить подростку, что такое любовь?- С одной стороны, это дар свыше. С другой – потребность служить избранному нами человеку так, чтобы будни превращались в праздники, чтобы наше общение имело полноту радости, и мы вместе чувствовали себя счастливее, чем до момента нашей встречи. Любовь – это внутренняя потребность созидать. В идеале любовь должна быть первой и единственной, вечной. Она преображает человека, делает его нравственно крепким…    - Вы сейчас нарисовали какую-то идеалистическую картину. Подросток воодушевится такими словами, а потом столкнется совсем с другой реальностью…- А в педагогике без темы подвига и идеала не обойтись! Но до такой любви, конечно, нужно дорасти. Необходимо трудиться над собой, бороться с себялюбием, многое в себе изменить. Человек создан для любви, и Бог есть любовь. Однако в розовых очках ходить не стоит.
Нельзя быть поспешным и опрометчивым в выборе спутника жизни. Христианская мудрость в этом плане может многое рассказать современному молодому человеку. Одна из моих любых тем для бесед со студентами – «Как не ошибиться в выборе жениха»?- И как же?- Это отдельная большая тема для разговора. Но вот несколько штрихов. Нужно обращать внимание на ряд важных моментов. Например, как любимый человек относится к собственным родителям. Если пуповина, которая связывает отцов и детей, будет отрезана, человек подсечет свое собственное бытие.Родителей, конечно, не выбирают, и отношения в семьях бывают разными. Но чем выше нравственное развитие личности, тем яснее сознание, что родителей нужно жалеть, сострадать им. Другими словами, чтобы сложилась твоя собственная жизнь, покрой любовью родительские недостатки.Весь сыр-бор в прессе произошел из-за обсуждения в том числе семейного идеала, семейных ценностей. Мне звонили из программы «Пусть говорят» и задавали такой же вопрос: «Вы думаете, что если восьмиклассница узнает о любовном треугольнике, то это повлияет на ее нравственность?». А если бы это была ваша дочь, какое понимание жизни вы захотели бы в нее вложить?Сегодня столько красивых, милых девушек, которые, живя в многомиллионном городе, не могут найти того, кому они могли бы доверить свою судьбу! И это потому, что семейный идеал выветрен. Раньше мужчина был готов брать полноту ответственности за любимую женщину. В наше время многое изменилось. Поэтому девушке не нужно быть простодушной и податливой. Если ты сохраняешь дистанцию, то у тебя есть время узнать человека, с которым ты общаешься: думает ли он об обслуживании своих страстишек или он относится к вам благоговейно. И не лучше ли эти простые истины заложить в душу ребенка уже в средней и даже в начальной школе?..Фото: Алексей СовертковПротоиерей Артемий Владимиров
Бседовала Анна Коузова«Белый Крест»
Статус: Оффлайн
yelenaageeva
Дата: Пн, 04.04.2016, 17:26 | Сообщение # 2
Агеева Елена Павловна
(литература)
Сообщений: 225
Позитив: 553
Разработки | Блог
Учить литературе нужно так, чтобы мурашки у детей постоянно пробегали... чтобы чувствовали радость и беду героев.
Статус: Оффлайн
VERAIVANOVNA
Дата: Пн, 04.04.2016, 17:31 | Сообщение # 3
Калиновская Ольга Викторовна
(Учитель английского языка)
Сообщений: 202
Позитив: 90
Разработки | Блог
А что вы скажете о статье? Вы разделяете мнение Артемия Владимирова?
Статус: Оффлайн
super-777
Дата: Пн, 04.04.2016, 17:58 | Сообщение # 4
Садчикова Юлия Николаевна
(русский язык/литература)
Сообщений: 1620
Позитив: 1131
Разработки | Блог
Цитата
К сожалению, сегодня школа слагает с себя ответственность за воспитание, не бережет детскую душу.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Цитата
Общаясь с подростками во время миссионерских поездок по России, я вижу, что школьники очень нуждаются в живом слове и в общении с пастырем.

Значит, с себя ответственности ОНИ не слагают! Ну так займитесь ДЕЛОМ!
Статус: Оффлайн
putilova80
Дата: Пн, 04.04.2016, 19:33 | Сообщение # 5
Лисицина Ольга Павловна
(методист)
Сообщений: 140
Позитив: 180
Разработки | Блог

Цитата
Я считаю, что педагогический вуз – это такое место, где обязательно должно найтись место и пастырю
Неожиданный поворот! Вот вам и школа, отделенная от церкви!
Статус: Оффлайн
VERAIVANOVNA
Дата: Пн, 04.04.2016, 20:06 | Сообщение # 6
Калиновская Ольга Викторовна
(Учитель английского языка)
Сообщений: 202
Позитив: 90
Разработки | Блог
Ну вот он и работает во время миссионерских поездок и, как я поняла, он работает учителем русского языка и литературы (или работал)

Добавлено (04.04.2016, 19:51)
---------------------------------------------
Цитата putilova80 ()
Неожиданный поворот! Вот вам и школа, отделенная от церкви!
Вам не нравится такое вмешательство? Мне в институте преподавали литературу 19-20 веков именно с православных позиций, каждое произведение можно рассматривать под разными углами зрения в зависимости от мировоззрения педагога.

Добавлено (04.04.2016, 20:06)
---------------------------------------------
Цитата super-777 ()
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Думаю, дело здесь в том, что православное учение о душе и счастье очень сильно отличается от нынешних тенденций в мире, которые затягивают и учителя.
Статус: Оффлайн
smolenczewatat
Дата: Пн, 04.04.2016, 21:10 | Сообщение # 7
Смоленцева Татьяна Григорьевна
(учитель начальных классов)
Сообщений: 652
Позитив: 5407
Разработки | Блог
Цитата VERAIVANOVNA ()
Педагог должен построить уроки так, чтобы молодой человек понимал, что ни при каких обстоятельствах нельзя посягать на священный дар жизни и бросать его в лицо Создателю.
Цитата VERAIVANOVNA ()
Учителю нужно много трудиться, чтобы, читая его с детьми, самому быть носителем нравственного начала.
Мне близка позиция священника. Учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов - это те люди, которые средствами литературы формируют душу ребёнка. Конечно, мы в первую очередь должны понимать, как  правильно донести материал, чтобы формировать нравственные ценности, не навредить, а помочь.
Статус: Оффлайн
putilova80
Дата: Вт, 05.04.2016, 04:20 | Сообщение # 8
Лисицина Ольга Павловна
(методист)
Сообщений: 140
Позитив: 180
Разработки | Блог
Цитата VERAIVANOVNA ()
Вам не нравится такое вмешательство?
Мне не нравится.
Статус: Оффлайн
VERAIVANOVNA
Дата: Вт, 05.04.2016, 16:07 | Сообщение # 9
Калиновская Ольга Викторовна
(Учитель английского языка)
Сообщений: 202
Позитив: 90
Разработки | Блог
Статус: Оффлайн
vestavesta
Дата: Вт, 05.04.2016, 16:27 | Сообщение # 10
Веселовская Татьяна Александровна
Сообщений: 1
Позитив: 6
Разработки | Блог
с отцом Артемием согласна...
Статус: Оффлайн
VERAIVANOVNA
Дата: Ср, 13.04.2016, 16:41 | Сообщение # 11
Калиновская Ольга Викторовна
(Учитель английского языка)
Сообщений: 202
Позитив: 90
Разработки | Блог

Добавлено (13.04.2016, 16:41)
---------------------------------------------
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: «ПОЛАГАЮ, НУЖНО ПРОВЕСТИ ФОРУМ С УЧАСТИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РОДИТЕЛЕЙ, ПИСАТЕЛЕЙ, УЧЕНЫХ»Москва, 13 апреля 2016 г.12 апреля 2016 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В своем слове Патриарх Кирилл остановился и на проблеме преподавания литературы в школе, передает Интерфакс-Религия.   Фото: Фото: С. Власов    «Я глубоко убежден в том, что если не принять сейчас важных шагов, результат может быть очень печальным. Преподавание литературы сходит на нет в нашей школе, и сохрани Бог, чтобы реформы, которые могут иметь место, не усугубили существующее положение», – сказал Святейший.«И полагаю, что в какой-то момент, вероятно, нужно будет провести форум с участием большого количества преподавателей литературы, родителей, писателей, ученых – с тем, чтобы авторитетно высказаться на эту тему», – добавил он.Литература должна напоминать людям, что «мир, в котором мы живем, мир, созданный Господом, прекрасен, полон красоты, добра, света, чтобы наши современники, которые нередко об этом забывают, были способны осознавать эту великую истину», – отметил Святейший Патриарх, но искусство должно говорить и о проблемах, которые являются «неотъемлемой стороной человеческой жизни». «Очень важно, чтобы этот разговор о человеческих проблемах был деидеологизирован, деполитизирован», – подчеркнул Патриарх, приведя для иллюстрации своих слов примеры произведений русских классиков, которые «не были вдали от политического дискурса, но умели выразить свои мысли таким образом, что эти мысли стали актуальными для каждого последующего поколения людей».Говоря об этом, Патриарх Кирилл выразил глубокое убеждение в том, что решение вопроса о преподавании литературы в современной школе также нужно «вывести за рамки политической дискуссии».

Статус: Оффлайн
81059
Дата: Пт, 15.04.2016, 10:11 | Сообщение # 12
Хлустикова Елена Дмитриевна
(немецкий язык)
Сообщений: 5494
Позитив: 9608
Разработки | Блог
СВ. Серафим был прав!
Статус: Оффлайн
русиш
Дата: Чт, 07.09.2017, 20:02 | Сообщение # 13
Селиванова Галина Геннадьевна
(русский язык и литература)
Сообщений: 1613
Позитив: 2723
Разработки | Блог
Со многим согласна!
Статус: Оффлайн
Nadezhda57
Дата: Чт, 07.09.2017, 20:25 | Сообщение # 14
Тихонова Надежда Андреевна
(полная свобода)
Сообщений: 2357
Позитив: 8408
Разработки | Блог
Каждый имеет право на своё мнение.
Думаю, священнику-педагогу стоит попробовать свои идеи претворить в воскресной школе, проанализировать полученный опыт и предложить его учителям, если он окажется положительным, как рекомендации.
Статус: Оффлайн
marinabeketo
Дата: Чт, 07.09.2017, 20:57 | Сообщение # 15
Бекетова Марина Николаевна
(учитель истории и обществознан)
Сообщений: 80
Позитив: 282
Разработки | Блог
Такое впечатление, что священнослужители хотят всех убедить в том, что учителя литературы занимаются не тем, чем надо. Нравственность не воспитывают, мораль не культивируют, от суицидов спасти и не стараются даже. Удивительно, как сюда учителя начальных классов и истории не попали. Да и биологи тоже невесть что и невесть как объясняют определенные темы.
Мысли - то у священников - философов очень даже верные, но вот как их преподносят?! Светских учителей зачем же обижать? Как-то и не по христиански даже.
Статус: Оффлайн
Nadezhda57
Дата: Чт, 07.09.2017, 21:10 | Сообщение # 16
Тихонова Надежда Андреевна
(полная свобода)
Сообщений: 2357
Позитив: 8408
Разработки | Блог
Цитата marinabeketo ()
Мысли - то у священников - философов очень даже верные, но вот как их преподносят?! Светских учителей зачем же обижать? Как-то и не по христиански даже.
Браво, Марина Николаевна! Так уж получается, что, как лечить и учить, знает каждый, потому и считает своим долгом поучать... smile
Статус: Оффлайн
русиш
Дата: Чт, 07.09.2017, 21:21 | Сообщение # 17
Селиванова Галина Геннадьевна
(русский язык и литература)
Сообщений: 1613
Позитив: 2723
Разработки | Блог
Священнослужители программу и учебники по литературе видели? Учитель выполняет программу и план. Про нравственность много произведений? Все повыбрасывали, зато  зарубежку вставили.
Статус: Оффлайн
Nadezhda57
Дата: Пт, 08.09.2017, 19:29 | Сообщение # 18
Тихонова Надежда Андреевна
(полная свобода)
Сообщений: 2357
Позитив: 8408
Разработки | Блог
Цитата русиш ()
Про нравственность много произведений?
Да разве только в этом дело? Ну, право же, нелепо возлагать даже часть ответственности за нравственность на учителя литературы по многим причинам. Ну, не имеет даже очень хорошая литература большого влияния на современного подростка, как это было раньше:
"Если путь прорубая отцовским мечом
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, —
Значитнужные книги ты в детстве читал!"
Это мы были "книжные", и то не все. А у нынешнего поколения несколько другие приоритеты, даже если они пишут правильные сочинения...
Статус: Оффлайн
mari_ev
Дата: Сб, 09.09.2017, 10:45 | Сообщение # 19
Абрамова Мария Евгеньевна
(русский язык, литература)
Сообщений: 129
Позитив: 68
Разработки | Блог
Цитата русиш ()
Священнослужители программу и учебники по литературе видели? Учитель выполняет программу и план. Про нравственность много произведений? Все повыбрасывали, зато  зарубежку вставили.
Согласна с вами, что в первую очередь выполняется план и программа, принятые даже не в школе, а в регионе, государстве. Здесь единственное, что и старается делать учитель, это акцентировать внимание на темы, которые способствуют формированию у ученика нравственного самосознания.
Цитата VERAIVANOVNA ()
Перед беседой с восьмиклассниками я ознакомился с методичкой некоей госпожи Ереминой. В ней не говорится о семейном идеале, зато воспевается свободная любовь, которая не останавливается ни перед какими препятствиями.
Действительно есть такие методички? Мне не встречались. И сама писала в университете курсовую работу по рассказу Бунина "Кавказ", поэтому знаю, что там есть о чем поговорить с восьмиклассниками, обходя "свободную любовь" стороной, чтобы не навредить их психике.
Статус: Оффлайн
Форум для учителей » Большая учительская » Воспитание - часть образования » Литература в школе (Как можно навредить душе ребёнка)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Латышева 26118
ромашка5975 25660
DAN64 23511
наталл 22474
Linda 19972
Galina1952 18893
81059 18580
Cerg68 16030
vikusik46 15020
tanyakurova_ 13721
user14398 13205
GOR154 12058
Natali19 9440
Школьница 8744
lubovsai 8736
КОММЕНТАРИИ
Спасибо, что заметили мою работу! Я обучаю детей с ОВЗ, приходится экспериментир...
Вера Николаевна, спасибо за тренажёры! Уже не знаешь, как выработать почерк у бо...
Ирина Евгеньевна, спасибо за такую красоту! Очень нужно и своевременно!
Любовь Николаевна, спасибо за внимание к работе и добрые слова комментария! Буду...
Очень интересная викторина! Оформление прекрасное! Обязательно воспользуюсь. Спа...
Вера Александровна, какой огромный труд вложен в проект! Я просто в восторге от ...
Вера Александровна, спасибо, что поделились! Очень понравился Ваш творческий про...
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)

Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети