Когда я была социальным педагогом, нам на курсах давали такое определение: Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности) и воспитанности, характеризующееся отсутствием необходимого запаса знаний, слабым владением способами и приемами их приобретения и неразвитостью учебно-познавательных мотивов. Из этого определения, на мой взгляд, несложно выявить детей, попадающих в категорию "Педагогически запущенный ученик".
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций (отклонений) развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей), с другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии), а, значит, проявляется в определенной позиции его личности, характеризующейся неразвитостью всех свойств субъекта самосознания, общения и деятельности, формируя явление педагогической запущенности.
Совершенно верно, Галина Васильевна, педагогически запущенного можно обучить. Необучаемые, как правило, имеют нарушения познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, которые лежат в основе обучения.
Нам сегодня говорят на всех уровнях, что нет "необучаемых" детей.
Сергей Михайлович, те, кто так говорят, находятся на более высоком уровне, чем наши дети. На наш уровень не спускаются. Потому и программы такие, и учебники, что многие дети "не догоняют"...
Педагогически запущенные дети могут индивидуально работать с учителем и усваивать программу. Такое было в моей практике: как правило, дети сдавали экзамены.
Сегодня очень много академически запущенных(таблица умножения. формулы сокращенного умножения, итд) детей.
Таблицу умножения дети отлично знают в начальной школе, когда постоянно с ней работают. В среднем звене к таблице обращаются реже и, как результат, навык уходит...
Считаю, что это не только ребёнок, который не в состоянии усвоить школьную программу, но и тот, кто срывает уроки, нарушая дисциплину, сбегает с уроков или из дома.
Считаю, что это не только ребёнок, который не в состоянии усвоить школьную программу, но и тот, кто срывает уроки, нарушая дисциплину, сбегает с уроков или из дома
Это и есть "отклонение от нормы в развитии детей, которое обусловлено недостатками обучения и воспитания".