Одаренность и способность это не одно и то же. По-моему, одаренность может проявляться в какой-то одной сфере, ну пусть в двух. Одаренность надо развивать, а то она зачахнет на корню.
Сейчас стало возможным устраивать профильные лагерные смены для одаренных детей. Я с этой работой не сталкивалась. А может кто-то работал в таком лагере? Каковы впечатления?
П. Ершов - автор известной сказки про Горбунка,написал в 19 лет. Потом вопреки своему таланту начал писать оды и прочее. Больше ничего хорошего не получилось. Талантливый сказочник работал против своего таланта.
Самое главное: "вычислить" одаренных детей и "не потерять" их в общей массе рутины. А для этого и проводятся в нашей школе конференции, предметные месяцы. Каждый месяц проводим День победителя, когда производится награждение учеников-победителей в любой области. Главное, найти эту область!
А дети-то как рады! Принимают участие во всевозможных мероприятиях. Могут не учиться на "5", а выступить на спортивном празднике, поздравить ветеранов, принять участие в концерте, в дистанционной олимпиаде и т. д. Таким образом ученики формируют своё портфолио
Галина Васильевна, (Самое главное: "Самое главное: "вычислить" одаренных детей и "не потерять" их в общей массе рутины их в общей массе рутины. )-довольно часто не получается. Приведу пример:"А.Эйнштейн - слыл он человеком «не подающимнадежд», не блистал ни памятью, ни эрудицией, не изучал физику в знаменитых университетах у знаменитых профессоров, не был связан в годы учебы ни с одной физической школой, никто им не руководил, не направлял. Гимназию не окончил — ему просто предложили покинуть ее, в политехническую школу не попал— не сдал языки, ему ничего не оставалось, как окончить обычную среднюю школу. После школы поступил на педагогический факультет, где готовили учителей физики и математики. Окончил вуз и два года не мог найти работы: наконец стал техническим экспертом в патентном бюро и этот, всего лишь мелкий чиновник третьего класса, сделал переворот в науке.Тихий, с медленной речью,раздражал учителей, они спешили с нимрасстаться."
Это всё-таки не одарённость, а активная жизненная позиция. Вы же сами пишите: ученики формируют портфолио.
Заниматься спортом и побеждать, выступая за свою школу; провести концерт для ветеранов, нарисовать лучший плакат или выпустить стенгазету, победившую в конкурсе - это активная жизненная позиция по Вашему? Или всё же одарённость?
Да, это моё мнение. Провести концерт, нарисовать плакат и т. д. может практически любой ученик (за редким исключением) при предварительной подготовке. В любой школе проводятся концерты, выпускаются газеты - и этим занимаются обычные ученики. А вот победы в спорте - другое дело. Чемпионов мало, но они есть. Из таких талантливых детей и получаются олимпийские чемпионы.
Одаренные дети практически отсутствуют, одаренные рождаются раз в несколько десятков лет, и их знает каждый. Например, Ломоносов, Пушкин и др. Таких в своей практике не встречала, способные дети встречаются, но тоже редко, да и способность проявляется в какой-нибудь одной области знаний.
Я думаю, что самый большой талант - это трудолюбие! У меня было много сообразительных, талантливых детей, но им настолько всё просто давалось, что они не хотели развивать свой талант и он угасал. А были вот такие, как Эйнштэйн - сделают такое, что не сразу поймешь. Его стараешься избегать, а он настойчиво тебя преследует, карпит, делает и смотришь, а он такой умница! Поэтому, я присматриваю настойчивых и трудолюбивых, остаюсь с ними после уроков, встречаюсь в каникулы (для меня не проблема -живу через дорогу от школы)! А на уроках даю более сложные задания, прошу их быть помошниками (когда сам объясняешь, лучше усваиваешь материал). Но гениальных детей я учила, только двух, но по моим предметам они свою гениальность не проявляли!