НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Лидия Петровна, благодарю за внимание и поддержку! Всегда рада Вас видеть!
Татьяна Анатольевна, благодарю за внимание к работе и позитивный комментарий.Все...
Зоя Андреевна, спасибо, что зашли на мою страничку.Спасибо за добрые слова.
Наталья Николаевна, благодарю за интерес к работе.Всего наилучшего!
Татьяна Анатольевна,спасибо за внимание к рксурсу.
Раиса Поликарповна, благодарю за интерес к моей работе.
Спасибо, Марина Юрьевна, за внимание к ресурсу и позитивный комментарий! Рада бы...
ОНЛАЙН
fedonin50

Анализ историко-культурной ситуации в Пролетарского района г.Ростова-на-Дону

Краеведение Ростовской области

• статья
• статья
23.03.2016
Центр внешкольной работы «Досуг» находится в центре Пролетарского района г.Ростова-на-Дону, бывшем городе Нахичевань-на-Дону.

Исторически судьба крымских армян переплелась с Донским краем и городом Ростовом-на-Дону, которые стали для них второй родиной. На протяжении многих поколений пример соседствующих городов является ярким свидетельством тому, что культуры разных народов могут не только мирно уживаться, но и взаимно обогащать друг друга.

Анализ историко-культурной ситуации в районе позволяет сделать следующие выводы: большая часть населения имеет историческое прошлое, связанное с районом, где жили их старшие поколения; в сознании которых признаются фрагменты традиционной культуры; этнический состав населения отличается достаточной пестротой, но в силу исторического диалога культур в данном районе не отмечаются конфликты на национальной почве; здесь живут традиции межэтнического согласия, толерантности, отмечаются смешанные браки, добрососедские отношения и др.

Современное образовательное пространство района выглядит следующим образом:

- 14 общеобразовательных учреждений;
- муниципальная начальная школа № 116;
- прогимназия № 280;
- областной Центр технического творчества;
- городской Центр технического творчества № 2;
- городской Центр детского и юношеского туризма.

В районе расположены средние специальные учебные заведения: автотранспортый техникум, электротехнический колледж, речное училище, училище культуры, филиал Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, институт иностранных языков и другие.

Социокультурная среда значительно обогащается за счет двух театров: областного Молодежного театра и академического театра им. М. Горького, двух парков: им. В. Черевичкина и им. Октябрьской революции, музыкальной школы им. Гнесина, школы музыкантских воспитанников, детской джазовой музыкальной школы им. Кима Назаретова, областного Дома народного творчества, региональной общественной организации «Нор-Нахичеванская-на-Дону армянская община».
Район располагает солидной базой для развития физической культуры: стадион «Юность России», спортивный комплекс «Олимпиада-80», культурно-спортивный комплекс «Экспресс». Исходя из этих особенностей поликультурного образовательного пространства, было проведено диагностическое исследование воспитанников ЦВР «Досуг» (1786 чел). Цель исследования – выявление уровня гражданской воспитанности, резервных возможностей в гражданском воспитании старшеклассников.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы (Е.В. Бондаревская, Т.Н. Васильева, О. С. Газман и др.) была составлена таблица критериев, показателей, уровней воспитания гражданственности старшеклассников, адаптированная к нашему исследованию.

Первичное диагностическое исследование показало, что по отношению к себе адекватная самооценка, осознание себя как гражданина, высокий уровень саморегуляции поведения, требовательность к себе, хорошо развитая рефлексия присуща – 8,5% респондентов. Самооценка близка к адекватной, возможны проявления неуверенности в себе, но присуще понимание необходимости выполнения гражданского долга и умение регулировать свое поведение, рефлексия у 11% респондентов. Неадекватную самооценку, инфантильность, безынициативность, низкий уровень рефлексии проявили 15,3 % респондентов.

По отношению к другим чувство толерантности, желание приносить пользу близким и незнакомым людям, помогать и защищать их права показали 6,4% респондентов. Уважение прав и обязанностей людей, традиций культур других народов, желание приносить пользу близким и знакомым людям, помогать и защищать их права - 9,4% респондентов. Понимание необходимости уважения прав и обязанностей других людей, традиций культур других народов; желание приносить пользу людям, помогать, помогать и защищать их права -11,7% респондентов.

По отношению к обществу показали активность в организации осуществления гражданских инициатив, устойчивое желание изменить мир к лучшему; принятие общечеловеческих ценностей как личный смысл – 4,6% респондентов. Проявили участие в реализации гражданских инициатив, хорошо осознают необходимость изменить мир к лучшему, ориентируются на общечеловеческие ценности – 5,4 % респондентов. Неустойчивое желание участвовать в реализации гражданских инициатив, преобладание направленности на себя, ориентация на общечеловеческие ценности не стабильна у 10,8 % респондентов.

По отношению к государству показали знание, исполнение прав и обязанностей гражданина, направленность на поддержание основ демократизации государства, участие в преобразовательной деятельности – 3,5 % респондентов. Стремление к знанию и исполнению прав и обязанностей гражданина, понимание необходимости поддержания основ демократизации государства, желание участвовать в преобразовательной деятельности проявили 4,9 % респондентов. Понимание необходимости в знании, исполнении прав и обязанностей гражданина, неустойчивое желание способствовать демократизации основ государственности, непостоянное участие в преобразовательной деятельности показали 8,5 % респондентов.

Общая картина уровня гражданской воспитанности обучающихся на начальном этапе работы выглядела следующим образом.

- Кол-во воспитанников 1786 чел.
- Высокий уровень 23 %
- Средний уровень 30,7 %
- Низкий уровень 46,3 %

Анализ данных исследования, современной социокультурной ситуации и образовательного пространства свидетельствуют о том, что пути «включения» ребенка в культуру своего народа, богатый опыт семейного воспитания, традиции этнопедагогики, история образования и культуры, историческое краеведение нуждаются в своем воссоздании и экологии. Изучение опыта прошлых поколений обогатило содержание и формы досуговой деятельности, помогающие достичь единства и снять противоречия, трения между поколениями, хранить память о предках, укреплять единство поколений, развивать национальные чувства, способствовать социальному творчеству, эстетизации среды и пр.

Принимая во внимание потребность современного общества в истинном гражданине и интерес молодежи к духовно-национальным традициям своей культуры, нами разработана модель воспитательной системы «Тропинки радуги». Основываясь на данных исследования образовательного пространства района, было принято решение при работе над моделью воспитательной системы принять основополагающей идею диалога армянской и русской культур.

Воспитательная система ЦВР «Досуг» естественным образом трансформируется в целостное развивающее образовательно-воспитательное пространство района, в котором УДО играет координирующую и объединяющую роль.

В концепции ЦВР «Досуг» прогнозируемая цель – модель воспитанника – определяется как физически здоровая личность, духовно богатая, высоко образованная, адаптированная к современной жизни, способная на творческие социокультурные действия. Выпускник-личность, реализующая свой целевой выбор и обладающая гражданскими, нравственными, интеллектуально-познавательными качествами, имеющая развитое самосознание и перспективное отношение к себе. Воспитание выпускника согласно данной модели воспитательной системы возможно лишь при насыщении образовательного пространства ЦВР «Досуг» и всего Пролетарского района глубоким культурным содержанием и консолидацией усилий всех социокультурных институтов нашего района.

Анализ консолидации деятельности различных социальных институтов свидетельствует:

- основой воспитательной системы района остается детско-молодежная общественная организация «Союз верных друзей», в числе приоритетных направлений деятельности которой является военно-патриотическое направление. Деятельность организации естественным образом трансформируется в образовательное пространство района, в частности во все 14 школ;

- сотрудничество с библиотекой им А.С. Пушкина дает положительный результат в передаче поколениям исторических и национальных ценностей нашего региона и истории России в целом (проведение конкурсов, викторин, бесед о героях воины и труда нашей малой Родины, встречи с интересными людьми, выставки новых книг о наших соотечественниках и об истории нашего края и др.);

- работа подростковых клубов «Заря», «Мужество», «Сокол» направлена на сохранение, воспроизведение традиций малой Родины, ее народов, познание своих корней и фиксирование полученных знаний в конкретной деятельности (изготовление национальных костюмов, описание, исследовательская работа по поиску фольклорного материала, пополнение экспонатами музея этнографии);

- тесное сотрудничество с парком им В. Черевичкина дает возможность воспитывать патриотизм у детей на примере пионеров-героев и их подвигов. (Здесь ежегодно проводится военно-патриотический фестиваль, дни памяти юного героя, спортивно–ориентированные игры, посвященные памяти В. Черевичкина и других пионеров погибших во время ВОВ, встречи с сестрой юного героя.);

- сотрудничество с домом ребенка, военным госпиталем, а также с центром социальной защиты детства по проведению мероприятий для малообеспеченных семей и детей - инвалидов позволяет воспитать в детях милосердие, желание помочь близким, проявить себя с лучшей стороны, суметь рассмотреть, где нужна их помощь (проведение концертов и спектаклей, игровых программ и интеллектуально-познавательных викторин, сбор игрушек и вещей первой необходимости);

- работа Совета Ветеранов направлена на воспитания в детях и молодежи района патриотизма, терпимости, любви к Отечеству, веры в себя и будущее страны (вечера встреч с ветеранами, акция «Письмо ветерану», уроки мужества и др.);

- тесное сотрудничество с училищем культуры позволяет студентам приобщиться к воспитанию и социализации подростков на практике, опробовать свои силы как педагога-организатора;

- областной молодежный театр и театр им М.Горького позволяют приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, здесь происходит не только трансляция национального духовного богатства, но и вырабатывается умение осмыслить и ценить, принять или не принять те или иные культурные ценности народа;

- тесное сотрудничество с областным домом народного творчества позволяет шире раскрыть диапазон приобщения к народной, национальной культуре своей малой Родины, своего края;

- взаимодействие со спортивными комплексами и стадионами района дает возможность детям почувствовать радость победы и гордость за спортивные достижения своего донского края,

- взаимодействие с обществом «Нор-Нахечеван» позволяет не только воспитать в детях основы толерантности, конструктивного диалога культур, но и освещает данную работу в прессе.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что воспитательное значение каждого социального института в отдельности велико, а в целом они создают воспитательную систему, которая воспитывает основы гражданственности в каждом ребенке, подростке, юноше и девушке.

Совмещая теоретические занятия с организаторской и просветительской деятельностью, у воспитанников ЦВР «Досуг» произошли изменения в иерархии ценностей, они стали проявлять выдержку, толерантность по отношению к другим людям, научились самостоятельно распределять социальные роли.
Исследования уровней воспитания гражданственности на заключительном этапе работы представлены в виде следующей таблицы.

Высокий 23% -> 32,4%
Средний 30,7% -> 38,7%
Низкий 46,3% -> 28,9%

Итак, результаты работы по воспитанию гражданственности, которая основывалась на специально разработанной и научно – обоснованной программе, целенаправленно созданной воспитательной системе и интеграции всех ее компонентов, позволяют сделать вывод о том, что уровень воспитания гражданственности заметно возрос. Функционирование данной модели воспитательной системы эффективно и концептуально обосновано.

©
Новохатская Нина Викторовна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:
ссылки
По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Анализ историко-культурной ситуации в Пролетарского района г.Ростова-на-Дону» категории «Краеведение Ростовской области» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «статья».



Загрузка началась...
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!

1715
56
0
Спасибо 
+0





БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт