НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо, Ирина Евгеньевна, за такую яркую игру! Взяла для внука, западает у нас ...
Спасибо,Любовь Николаевна! взяла для работы с внуком.
Светлана Николаевна, благодарю за интерес к моей работе! Всего Вам доброго!
Светлана Николаевна, спасибо за шаблоны с большим рабочим полем!
Олеся Викторовна, спасибо за интерактивную игру!
Олеся Викторовна, спасибо за школьные шаблоны!
Олеся Викторовна, благодарю за шаблоны! Творческих Вам успехов!
ОНЛАЙН

Этнопедагогика в начальной школе

Воспитание

28.02.2016


Одним из главных направлений в педагогической науке для всестороннего воспитания подрастающего поколения является этнопедагогика или народная педагогика.



Народная педагогика – многовековая мудрость народа, познания, вера, понятия, привычки, культура, обычаи и традиции. История мудрой многовековой народной педагогики помогает воспитывать у детей доброжелательность, уважительные отношения к окружающим, чувство собственного достоинства. Веками люди, населявшие просторы Казахстана, накопили бесценный педагогический опыт, передавая подрастающим поколениям правила, нормы, традиции, обычаи и принципы поведения человека.

Анализ учебных программ и учебников начальной школы показал, что элементы этнопедагоки широко представлены в них.

Главенствующую роль имеют, конечно же, такие предметы, как обучение грамоте, литературное чтение, познание мира, ИЗО. Уже в период обучения грамоте изучая буквы, читая первые предложения, учащиеся сталкиваются с новыми словами. Например, при изучении буквы Ю появляется слово юрта. На уроке не только объясняется значение этого слова, но и осуществляется связь со словами чум, вигмам: это переносное жилище . Тем самым, показывается связь между разными народами. Блок УНТ (устное народное творчество) знакомит детей с пословицами, поговорками, загадками, сказками разных народов. Учащиеся учатся соотносить пословицы разных народов. Например, казахской пословице «Если друг твой – человек плохой, это значит ты и сам такой» соответствует русская пословица « Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». Удачным, на наш взгляд, является размещение в учебнике 3 класса Казахской легенды «О ласточке» и корейской сказки «Ласточка». Проанализировав эти два произведения, дети видят общность между двумя народами, такими разными на первый взгляд. Ласточка является символом добра, счастья.

Нравоучения и мудрые советы молодежи, примеры для их образца и подражания передаются народной педагогикой не только через жанры УНТ, но и авторские произведения Абая, Толстого и других авторов.

Элементы этнопедагогики успешно включаются в учебно-воспитательный процесс по познанию мира, помогают школьникам лучше понять природные явления, связь жизни и труда людей с изменениями в природе. Такие элементы как примета, пословица, поговорка, сказка, легенда помогают лучшему восприятию биологических понятий. Задания по проверке народных примет, выполнение которых требует длительного времени, способствуют развитию у учащихся наблюдательности, прививают любовь к окружающей среде.

Изучая тему «Разнообразие животных», мы изучаем отдельные виды растений, произрастающие на территории Казахстана. Для развития познавательного интереса учащимся предлагаются различные легенды о растениях, которые отражают, какие либо интересные истории о появлении названия растения, основанные на наблюдении народа. Учащимся не только интересно читать, но и самим сочинять свои легенды.

Изучая тему «Страницы истории» мы снова обращаемся к народной памяти. Легенды о батырах, истории о подвигах народа во имя свободы всегда интересны детям. Изучение данных тем заставляет учащихся обращаться за помощью к книге, искать новые сведения и факты по истории страны. Неоценимую помощь здесь оказывают родители. Они рассказывают детям об истории своей семьи, предках, семейных традициях.

Говоря об этнопедагогике на уроках ИЗО, следует отметить, что здесь также программа насыщена темами, позволяющими расширить знания учащихся : Прикладное искусство, Знаки и символы народного календаря, Национальная одежда, Мой Казахстан, Наш дастархан и т.д. Дети не только рисуют , но и получают теоретические знания по теме: какай смысл несёт в себе какой либо орнамент, когда носят определённый вид одежды, как правильно накрывать праздничный стол.

Не столь широко данный вопрос рассматривается на уроках математики, но те не менее, в содержании задач дети встречаются с названиями детских игр, музыкальных инструментов.

Расширить знания учащихся по разным направлениям помогают подборки книг, имеющиеся у каждого учителя в начальной школе: Казахские детские игры, Герои казахского эпоса, Летописные места Казахстана, Казахские музыкальные инструменты и т.д. книги написаны простым доступным языком. Дети с удовольствием читают их на переменах или берут для прочтения домой.

Важная роль в реализации этнопедагогики отводится внеклассным мероприятиям, проводимым в начальной школе. Такие праздники как Новый год, Наурыз, Масленица Праздник бабушек и мам проводятся совместно с родителями. Люди старшего поколения рассказывают детям о традициях празднования того или иного народного праздника, угощают детей национальными блюдами, показывают различные игры.

Таким образом, мы видим, что именно в начальной школе этнопедагогика реализуется в полной мере.

Автор: Зобнина Ирина Евгеньевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


4425
14

ynot
#14 | 17.03.2016 | 07:43 | 0 [Материал]
Какая блестящая, продуманная и полезная статья! Огромное спасибо, Ирина Евгеньевна за Ваш труд!

alenalinger
#13 | 16.03.2016 | 08:24 | 0 [Материал]
Ирина Евгеньевна, Вы правильно раскрыли суть этнопедагогики, порой наши ученики не могут объяснить смысл пословиц и поговорок. В семьях это стало не актуально, по-этому школа должна максимально вложить знания в своего ученика.

Nadezhda57
#12 | 05.03.2016 | 21:34 | 1 [Материал]
Знание культуры других народов помогает глубже и лучше понять окружающих тебя людей - это аксиома. А ещё культуры имеют особенность проникать друг в друга, обогащаясь и обогащая друг друга. 
Мы были в Астане в Музее Президентского центра культуры... В одном из залов экспонировались экспонаты народных промыслов, в частности ковры... меня изумило, как причудливо переплелись в коврах времён столыпинской реформы национальные узоры казахского и русского народов, создав необыкновенно изящный, удивительный  рисунок...
Вот такому взаимопониманию, взаимопроникновению культур мы и должны учить наших детей

ромашка5975
#11 | 05.03.2016 | 16:37 | 0 [Материал]
Ирина Евгеньевна, чувство собственного достоинства, доброжелательность, патриотизм воспитываются именно в начальной школе. Спасибо Вам за актуальную работу!

vikusik46
#7 | 05.03.2016 | 05:14 | 0 [Материал]
Ирина Евгеньевна, с почином Вас! Интересно было почитать и поучиться, спасибо!

Cerg68
#8 | 05.03.2016 | 13:58 | 1 [Материал]
Вам спасибо, Виктория Валерьяновна! Очень приятно Ваше внимание!

tylik
#6 | 04.03.2016 | 20:48 | 0 [Материал]
Очень интересная тема , опыт и статья!Для меня она интересна ещё и тем, что, проживая в отдаленном районе крайнего севера, приходится сталкиваться с детьми, приезжающими из тундры. Родители этих детей ведут кочевой образ жизни. Однако, удивительно то, что есть дети, которые впитывая в себя народные традиции, образ жизни, увы, не знают названия ягод, рыбы даже на ненецком языке. Было бы здорово, если бы эта тема была систематизирована и обобщена для разных народов.

Cerg68
#9 | 05.03.2016 | 14:58 | 0 [Материал]
Татьяна Ивановна, спасибо за Ваш комментарий. Я не очень удивлена, что дети плохо знают свой язык. Такие  факты наблюдаются повсеместно.

tylik
#10 | 05.03.2016 | 15:01 | 0 [Материал]
Ирина Евгеньевна,язык они знают и зачастую на русском не говорят, а вот сведения об окружающем их мире сформированы, увы, недостаточно.

Cerg68
#4 | 04.03.2016 | 13:57 | 0 [Материал]
Спасибо, Вера Борисовна! Не могу сказать, что тема самая актуальная, но она очень важна. Казахстан - государство многонациональное, поэтому в воспитательной области мы опираемся на знания и традиции самых разных народов.

tylik
#5 | 04.03.2016 | 20:47 | 0 [Материал]
Очень актуальная!

Осипова
#2 | 04.03.2016 | 12:57 | 0 [Материал]
Очень интересная статья. Спасибо за опыт.

Cerg68
#3 | 04.03.2016 | 13:55 | 0 [Материал]
Марина Ивановна, спасибо Вам за внимание к работе!

19vera02
#1 | 04.03.2016 | 11:43 | 0 [Материал]
Ирина Евгеньевна, вы затронули и раскрыли самую актуальную тему. Дальнейших Вам творческих начинаний.



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт