НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо за работу! Здорово!
Надежда Георгиевна, благодарю за высокую оценку моей работы. И Вам удачи и успех...
Пополнила копилочку!  Качественный ресурс!
Галина Васильевна, спасибо за тёплый отзыв. Очень приятно, что разработка оказал...
Спасибо за чудную игру! И когда успеваете,Ольга Ивановна?
Наталья Ивановна, очень приятно Ваше внимание, рада, что материал Вам понравился.
Интересная работ! Завтра  идём в начальную школу-поиграем!

Любовь к Родине с первым учебником

Воспитание


02.03.2016
Как-то раз была в гостях. Моё внимание привлекли полки с книгами. Книг было великое множество. Я пробежала глазами по книжным полкам. На самой верхней были собрания сочинений Гончарова и Тургенева. На следующей полке - серия книг Жизнь замечательных людей. На третьей полке книги были вперемешку. Моё внимание привлекла книга для чтения учащихся начальной школы, выпущенная в середине прошлого века. Я открыла книгу и погрузилась в чтение…

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентностимладшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.


Одной из немаловажных целей, я считаю обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

У меня на полках в шкафу много книг и учебников. Попадаются среди них и очень интересные экземпляры. По некоторым учебникам училась я, по каким – то еще моя мама. Особое место занимает букварь, автор Горецкий, выпущенный еще в годы перестройки.

Нынешние первоклассники постигают буквы по Азбуке все того же Горецкого. Я рассказала своим ученикам про автора, и показала тот букварь, выпущенный еще в Советском Союзе. Увидев, на одной из первых страниц большой портрет В.И. Ленина дети заинтересовались, спросили: «Кто это?» Такого вопроса я никак не ожидала, ляпнула первое попавшееся, сказала, что это президент такой раньше был…

Уже с первых страниц этот букварь пронизан духом коммунизма и патриотизма. Первая часть книги – знакомство со звуками и буквами. Во второй части представлены коротенькие стихи и рассказы русских писателей: Ушинского, Толстого, Барто, Михалкова и других. Были и зарисовки из жизни Ленина, снабженные его фотографиями. Все эти произведения воспитывают лучшие качества юных патриотов – любовь ко всему живому, уважение к близким людям. На картинках, сопровождающих стихи можно заметить детей разных народностей Советского Союза.

Когда я только – только стала преподавать в школе, мы после Азбуки начинали работать с учебником «Литературное чтение» автора Кубасовой Ольги Владимировны. Учебник начинался с текста гимна нашей страны. Более никаких явно патриотических произведений я не заметила. Безусловно, учебник хорошо построен с дидактической точки зрения – много стихов (а ведь дети стихи не особо любят), в четвертом классе были «Подвиги Геракла», былины про богатырей, мифы Древней Греции.Вот видна скрытая «заточенность» книги на формирование любви к стране, ее прошлому. На мой, взгляд, очень удачно «вписались» Библейские сказания, которые помогают ребятам при освоении курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Помню, когда читали «Девочка со спичками» короткий святочный рассказ ХансаКристиана Андерсена, одна из родительниц поделилась со мной, что когда дома с сыном перечитывали этот рассказ, оба плакали – было очень жалко девочку. Эта ситуация говорит, о том, что не чуждо нашим детям сочувствие и переживание к таким же, как они.

…Что там интересного? – раздался голос гостеприимной хозяйки, и я отвлеклась от учебника. Со времени как, я познакомилась с книгой для чтения,прошло несколько месяцев и как то все позабылось, но тут пришлось вспомнить.

Первый день отпуска прошел на диване в компании телевизора. Как то невесело стало после оглашения результатов экзаменов выпускников школ, после известий из Украины, окончательно себя «добила» просмотром криминальных хроник. Что же это происходит? - ужаснулась я и переключила на музыкальный канал, а там лихо отплясывали полуголые мальчики и девочки, под какую-то незатейливую мелодию.

И тут я вспомнила тот учебник, выпущенный почти 60 лет назад. Отчего-то мне подумалось, что тот учебник не «вырастил» бы такое поколение.

Учебник от корки до корки пронизан любовью к стране, народу и правительству. Много произведений касаются великих праздников страны – 9 мая, 7 ноября, 1 мая, День Красной Армии, день рождения Ленина…. Есть произведения про революционеров, партизан, пионеров – героев. Ведь кто то и зачем-то писал эти произведения? Предположу, что был какой-то социальный заказ на такие рассказы и стихи. И результат был - все хотели быть летчиками, космонавтами, строителями, комбайнерами, быть полезными своей стране. А сейчас, что? «Я уеду жить в Лондон…»…

Учебники, выпущенные, в Советском Союзе как-то выгодно отличаются от нынешних учебников, в плане идейности, воспитания патриотизма и преданности стране.

Безусловно, сегодняшние учебники содержат много интересных и замечательных произведений русских и зарубежных авторов, эти стихи и рассказы реализуют все те цели, что я озвучила во втором абзаце данной статьи. Но, не хватает мне чего-то, нет произведений, которые бы нацеливали маленьких читателей на свою значимость в стране, давали почву для размышлений.

«Ну, щас, начнем с детства зомбировать детей всякими идейными глупостями…» так и предвижу комментарии наших читателей.

Но, почему бы не написать и включить в учебники по литературному чтению подобные произведения? Написать про воссоединение Крыма и России, что-нибудь про Олимпиаду в Сочи, хоккей, рассказать про современных ученых, про известных полководцев, написать о Дне народного единства или Дне семьи, любви и верности…

Словом, пропиарить все лучшие стороны нашей страны. Думаю, что подобные произведения помогут подрастающему поколению более глубоко осознать свою принадлежность к стране, не дожидаясь уроков истории и обществознания в средней и старшей школе.

©
Грачева Любовь Владимировна
Грачева Любовь Владимировна
Портфолио
Разработки
Блог автора

Понравилось? Сохраните и поделитесь:
ссылки

701
8
Nadezhda57
#7 | 05.03.2016 | 21:42 | 0
Интересная и полезная ретроперспектива! Да, учебники были заидеологизированы, но они выполняли заказ того времени и довольно успешно.
Потом вдруг решили, что можно обойтись и без идеологии, забыв, что воспитание всегда было и есть идеологично.
И стихотворение  В.Фёдорова актуально и в нынешнее время:
"Все испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займет их враг,
Займет, сводя все те же счеты,
Займет, засядет,
Нас разя...
Сердца!
Да это же высоты, 
Которых отдавать нельзя".

Cerg68
#6 | 05.03.2016 | 13:55 | 0
Любовь Владимировна! Большое спасибо, что Вы затронули данную тему! Мы с вами работаем в разных системах образования, но проблемы у нас одинаковые. В современных учебниках не так много интересных текстов. Очень часто не учитывается возраст учеников, включаются рассказы, не несущие смысловой нагрузки. Жаль, что нынешнее поколение детей  не получит даже представления о многих интересных авторах. Поэтому, большая ответственность возлагается на учителей, которые могут восполнить пробелы детского круга чтения.

nayrok
#5 | 04.03.2016 | 20:42 | -1

Цитата
А чтобы Вы сказали о самой статье? Мне очень понравилась работа!
А что бы Вы сказали о самой статье? Мне очень понравилась работа!

tylik
#4 | 04.03.2016 | 20:37 | 0
Заставляет задуматься....

nayrok
#1 | 03.03.2016 | 20:57 | 0
Ужас! Сколько ошибок!

Осипова
#2 | 04.03.2016 | 12:39 | -1
Вы считали знаки препинания? Орфографических я не обнаружила.

Cerg68
#3 | 04.03.2016 | 14:01 | 0
А чтобы Вы сказали о самой статье? Мне очень понравилась работа!

V
Valunia2015
#8 | 11.03.2016 | 23:07 | 0
Я с Вами согласна. Тема интересная, но статью не мешало бы доработать.




Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)