НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Татьяна Викторовна, я рада, если материал будет востребован!
Я рада, если Вам понравилось оформление, Надежда Георгиевна! Учителя у меня хоро...
Марина Юрьевна, спасибо Вам за внимание и отзыв о моей работе. Всех Вам благ и у...
Надежда Георгиевна, благодарю за поддержку. "Очередную отличную" - это...
Надежда Георгиевна, спасибо за интерес к моей работе, всего Вам наилучшего.
Наталья Николаевна, благодарю Вас за внимание к шаблонам и позитивный отзыв.

Эссе "Легко ли быть молодым учителем"

Педагогический опыт


15.03.2016
Канат натянут. Можно идти
«Многие из преподавателей пожалели о том,
что не выбрали другую профессию, где условия бы были менее экстремальными, - например, лётчика-испытателя или минёра».

«Утопая в беспредельном депрессняке» М. О`Двайер

Получив диплом об окончании педагогического университета, мы представляем себя настоящими специалистами, мастерами своего дела, готовыми раскрывать учащимся тайны знания и озарять их жизнь новыми открытиями.



Однако, попадая в современную образовательную среду, понимаем, что знаний, полученных только в университете, недостаточно, чтобы выстоять в педагогической реальности. Выбирая своим профессиональным путём педагогику и решая пойти работать в школу в качестве преподавателя, большинство вчерашних студентов видит эту работу в благополучном и ярком свете: всегда послушные и любопытные ученики, понимающие родители, дружные и во всем поддерживающие педагогический коллектив и администрация образовательной организации. В школе же господствует практика над теорией, реальные ученики, родители, коллектив…

… Окрылённые атмосферой детского счастья и своей молодости, мы с удовольствием отправляемся на свой самый первый урок… Звенит звонок, и мы заходим в класс. Оглядываемся: сколько заинтересованных, любопытных лиц смотрит на нового, молодого и красивого учителя, буквально открыв рот, внимая его речам! И мы рады получить цветы из их рук, с нежностью и доброжелательством улыбаемся, открываемся им.

Но стоп! Через неделю от былой радости учеников не остается и следа. Что произошло с милыми ребятами? Куда пропало их любопытство, интерес? Напротив нас сидят девочки и мальчики, каждый из которых занят своим делом: болтают, слушают музыку, играют, смотрят в окно… И им совершенно неинтересно слушать про способы образования слов или про древнерусскую литературу.

Нас охватывает паника, и мы начинаем вспоминать все знакомые со школьной и университетской скамьи методы и приемы для привлечения их внимания: раздаем карточки, показываем яркие презентации, даже вызываем к доске особенно незаинтересованных учащихся. Ученики на наши действия реагируют как на вмешательство в их размеренное течение жизни: количество шума заметно увеличивается, успеваемость падает.

И вот нервы потихоньку начинают сдавать, и мы переходим на совсем уже не целесообразные методы: начинаем повышать голос, стучать по столу, возможно даже кричать на непослушных учеников, пытаясь привлечь внимание к себе и своему предмету.

Сначала дети пугаются, затем переходят в оборонительную позицию, стараются отстраниться от агрессивного поведения учителя. У учителя появляются конфликты с классом, между учащимися. Все больше начинают звонить родители и жаловаться на низкую успеваемость своего ребенка, на негативное отношение одноклассников к их чаду, кажущуюся перегрузку детей в расписании. А еще директор и завуч требуют сдать в минимально короткий срок образовательные программы, календарно-тематические и воспитательные планы, личные дела, справки.

Все дальше вниз, как с Останкинской телебашни, летят радужные мечты о профессии учителя, наставника и вдохновителя для подрастающего поколения…
Избирая нелёгкий труд учителя, нужно быть готовым к упорной и подчас неблагодарной работе с разными группами детей; с их противоречивыми родителями, с требовательной администрацией. Почувствовав однажды слабость своего учителя, подчиненного, окружающие неизменно начинают использовать это в своих целях. Не показать свою слабину, преодолеть возникший страх, расположить людей к себе – сложнейшая задача, стоящая перед начинающим педагогом.

Борьба за выживание в таких сложных условиях осуществляется методически: урочная и внеурочная работа с детьми, изучение специальной литературы, развитая система наставничества над молодым учителем, активное участие в педагогических конференциях и семинарах. Ведь «учитель – не тот, кто учит, а тот, кто учится» [А.М. Кашпировский]. Таким образом, шаг за шагом преодолеваются ступеньки образовательной лестницы от молодого неопытного выпускника педагогического университета к педагогу – носителю гордого звания «Учитель».

Каждый урок для меня как учителя – это проект. И то, какого результата удастся достичь, зависит от поэтапной работы над ним. Несомненно, важным признаком для хорошего проекта являются заинтересованные ученики. Нужно изучить их, найти индивидуальный подход к каждому ребенку для получения плодотворных результатов. А это не всегда просто... По этой причине ежедневно молодой учитель сталкивается с проблемой индивидуальности, ведь любой ученик обладает собственными талантами, способностями, потребностями.

Специфической особенностью первых лет преподавания для меня является обучение в классах, отличающихся своими возможностями в освоении основных УУД. С первого года я столкнулась с классом компенсирующего обучения, смешанным классом, одаренными ребятами, с индивидуальной работой в школе и на дому с учащимися ОВЗ. И если в смешанном классе можно дифференцированно работать, распределяя задания по возможностям того или иного учащегося, или, разбившись на группы, таким образом получить новое знание; то в классе, где у каждого ребенка имеются различные ограничения возможностей здоровья, эта задача усложняется. Любое непонимание материала со стороны ребенка переходит в остро негативную реакцию на весь процесс образования. И здесь нужно постепенно объяснять ему каждое слово, каждый знак до тех пор, пока непонимание не сойдет на нет.

А что делать, если их в классе 15? К сожалению, ни одна готовая методика не отвечает на этот вопрос в полной мере. Только постижение личности каждого учащегося в ходе индивидуальных бесед, консультаций, творческих заданий по возможностям, комплексная диагностика знаний приблизят нас к заветному результату – научат ребенка получать знания и пользоваться ими на достаточном уровне. Преодоление этого препятствия может занять не один год. Поэтому приходится запасаться терпением и твердостью духа.

Работа с одаренными детьми также проходит в сложных условиях. Не всегда педагог может заинтересовать ум ученика, чтобы сподвигнуть его на поиск нового, нестандартного. С одной стороны, учителю помогают развивающие конкурсы, олимпиады. Участвуя в них, одаренный ученик находится в неком соревновании с соперником, которого может даже не знать, если это заочный конкурс. И он делает все возможное, чтобы завоевать успех, стать лидером в этом состязании. Если конкурс очный, то дополнительным педагогическим эффектом становится живое общение с соперником, воспитание этикета борьбы, коммуникативное развитие.

С другой стороны, важнейшим этапом становится подготовка к конкурсу, которая всецело лежит на плечах учителя. Научиться тому, как направить учащегося на правильный путь, не показывая готового решения, мы можем только опытным путем, постепенно усложняя решение задачи, чтобы не перегрузить ребенка. При этом подбирая такой тип заданий, который всесторонне раскроет способности и таланты одаренного.

Работа с одаренными детьми происходит и во время урочной деятельности, и во внеурочной. На кружках, которые я провожу для учащихся, мы работаем чаще всего в группах, так как это формирует сразу несколько важнейших УУД, и как минимум развивает чувство ответственности за результат группы. Например, работая над проектом «Части речи в нашей жизни» в 5 классе, учащиеся самостоятельно составляли анкеты для учеников и для учителей к своему эксперименту, учились анализировать и высчитывать статистику, по результатам которой строился вывод. И такой подход к занятию имел большой успех и результат.

Еще одна группа учащихся - обучение на дому - представляет собой совершенно иную образовательную среду, так как учащийся-инвалид очень часто не желает учиться, думая, что ему ничего из этого не пригодится в дальнейшем, не верит в себя. Это может сорвать занятие или даже всю систему уроков. Поэтому кроме изучения предмета учитель одновременно должен прививать ему уверенность в себе, собственной значимости в этом мире.

Знание контингента учащихся, их способностей и потребностей – это только одна составляющая урока-проекта. А ведь еще есть программа, учебные материалы, творческие работы, от выбора которых зависит процесс образования. Чтобы из всего множества предлагаемых методик и технологий выбрать свою, работающую на вас, придется затратить немало времени и энергии.

Поэтому, отвечая на вопрос, легко и быть молодым учителем, можно сказать точно: нет. Любое наше действие может вызвать у учеников и родителей не только положительную, но и равнодушную или даже негативную реакцию. А это вызывает стремление бороться, найти правильный выход в каждом случае. Главное не испугаться первой неудачи, а пойти дальше. Трудности будут встречаться на пути часто, но то, как мы с ними справимся, зависит только от нас самих.

Не удалось избежать трудностей и мне. Но день за днем, урок за уроком я преодолеваю эти ступеньки, чтобы справиться с проблемами в школе. Обучение в магистратуре, знакомство с инновационными образовательными процессами открыли двери в мир современной педагогики, методики, разнообразной и интересной как для меня, учителя, так и для ребят.

И если учительствовать – значит бороться, действовать, стремиться, - то стоит забыть о страхе, недовольстве, бесполезном крике. Пытаться и пробовать, ведь «кто знает дело, тот не знает страха» - таков девиз успешного молодого учителя!
Мария Абрамова, на конкурс «Молодой учитель - 2015»

©
Абрамова Мария Евгеньевна
Абрамова Мария Евгеньевна
Портфолио
Разработки
Блог автора

Понравилось? Сохраните и поделитесь:
ссылки

933
9
shirokovala
#9 | 06.10.2016 | 13:29 | 0
А я Вам по - хорошему завидую. У Вас всё только начинается. Мир не стоит на месте. Вот я сколько жила, столько и училась: через книги, опыт коллег...Желаю Вам успехов!

belashov
#8 | 02.08.2016 | 19:23 | 0
"Только постижение личности каждого учащегося в ходе индивидуальных бесед, консультаций, творческих заданий по возможностям, комплексная диагностика знаний приблизят нас к заветному результату – научат ребенка получать знания и пользоваться ими на достаточном уровне".

-Только неопытный педагог или педагогически невежественный чиновник от педагогики может нести такую чушь.

«Проблемы школьного воспитания» А.С. Макаренко
т. 5 из-во Академии пед.наук 1958 г.
«Человек не воспитывается по частям, он создается систематически всей суммой влияний, которым он подвергается.
Поэтому ОТДЕЛЬНОЕ (педагогическое) средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
…Я считаю, что Дисциплина является не средством Воспитания, а Результатом Воспитания и как средство воспитания должна отличаться от режима.
Режим – это есть определенная система средств и методов, которые помогают воспитывать.
Дисциплина в коллективе – это полная защищенность, полная уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности (стр.134, 138)
Элементы Дисциплины: Требование, Привлечение (эстетикой), понуждение (доказательство, намек), Угроза, Осуждение.
Есть чисто интеллигентская установка, если ты наказываешь, то ты плохой педагог. Тот педагог хорош, который не наказывает. Я уверен, что такая логика дезорганизует педагога … там, где нужно наказывать педагог не имеет права не наказывать (стр.158)
Логика буружазного Наказания: я тебя накажу, ты будешь страдать, вот ты страдаешь и нам нужно воздержаться от этого поступка. Сущность (нашего) Наказания в том, что человек переживает то, что он Осужден коллективом».

А.С. Макаренко "Некоторые выводы из педагогического опыта"
Полное собрание сочинений.
"Да, товарищи, наказывать вообще нужно не худших,
а лучших, а худших нужно прощать,
но чтобы все знали, что такой-то самый лучший и я ему пустяка не прощу (ППС стр.249)
Моим основным принципом было:
как можно больше требования к человеку, но вместе с тем, как можно больше уважения к нему.
Нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем.
Отказаться от риска, значит, отказаться от творчества.
Никакой метод не может быть выведен из представления о паре:
учитель плюс ученик,
а может быть выведен только из общего представления об организации школы как коллектива.
Моим основным принципом было:
как можно больше требования к человеку, но вместе с тем, как можно больше доверия к нему.
Коллектив это социальный живой организм, который потому и организм,
что он имеет органы,
что там есть полномочия,
ответственность,
соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.
Так вот, коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив, и кроме того коллектив педагогический.
Я не представлял и не представляю себе можно ли воспитывать коллектив, по крайней мере, детский коллектив,
если не будет коллектива педагогов.
Во всяком случае, я уверен, что труд не имеющий ввиду создание материальных ценностей не является положительным элементом воспитания, так что труд так называемый учебный и тот должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать.
Но если бы меня спросили с чего я начал бы в нормальной школе,
я сказал бы, я начал бы с хорошего Общего собрания,
где от души в лоб сказал - бы ребятам:
во-первых чего я хочу,
во-вторых, чего я от них требую,
в-третьих, я предсказал бы им, что у них будет через года.
Я убежден, что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет огромное значение (Стр.242 Полного Собрания сочинений Макаренко»).
Я говорил, что у меня нет таланта, а мастерства я добился. Мастерство это то, чего можно добиться, и как может быть известен мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастер-педагог (стр.244)
В педагогических ВУЗах этим ПЕДАГОГИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ и не пахнет.
Там не знают, что такое педагогическое мастерство.
Мы имеет такое положение, когда это мастерство каждый имеет право назвать КУСТАРНЫМ (стр.267).

i
irinairina
#7 | 17.06.2016 | 11:08 | 0
Зачем "бороться"? Рядом с нами дети. "Преодолевать трудности" - да. "Искать новые пути" - да. Позитивное восприятие себя, окружающих, своей работы - способ избежать преждевременного профессионального выгорания. Звучит идеалистично, но необходимо вытягивать себя из ситуации "противостояния сторон". Обучение = сотрудничество.
Мария Евгеньевна, спасибо за эссе. Интересно. Кое что примерила на себя. Творческих идей!

arnika
#6 | 11.06.2016 | 23:42 | 0
Мудрые мысли, Мария Евгеньевна. Интересно было через эссе познакомиться с Вами. Пока в школу приходят мыслящие молодые люди, наше образование будет расти и развиваться. Удачи и успехов Вам!

irinapobozh
#5 | 10.06.2016 | 08:29 | 0
Мария Евгеньевна,я рада,что такие разумные,талантливые люди как Вы есть среди нас!!!

ромашка5975
#2 | 18.03.2016 | 23:27 | 0
Цитата
Главное не испугаться первой неудачи, а пойти дальше.
Всё правильно, Мария Евгеньевна! Работать в школе - это постоянно бороться с трудностями. Но уж если выбрали такую профессию, нужно идти до конца! Всё получится!!!

mari_ev
#3 | 19.03.2016 | 15:01 | 0
Спасибо, этим и живу. Мне очень нравится в школе!

antropo4ka
#1 | 18.03.2016 | 11:11 | 0
Удачи, Мария Евгеньевна! Так держать!

mari_ev
#4 | 19.03.2016 | 15:01 | 0
Спасибо большое!




Здравствуйте, Гость!
Регистрация
Преимущества
Вход на сайт
Рассылка материалов
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)