Детская игра «В школу» (я была только учителем) стала реальностью. После получения среднего образования в выборе профессии сомнений не было. Плюс перед глазами огромный бабушкин опыт в педагогике. Анализируя её 48- летний учительский труд, совершенно убеждена, что всё сделано ею правильно. иногда я прошу вспомнить, как всё начиналось.
…Нелегко писать о себе, когда за плечами путь, длиною в жизнь, - задумалась она. В августе 2004 года 48 лет этому пути. Но восприятие школы, с её уроками, учениками, коллегами, родителями, администрацией всё такое же восторженно-трепетное. Переступать школьный порог так же ответственно. Смотреть в глаза ребят, понимать их радости и обиды, проверять их грамотные и не совсем удачные, а порой безграмотные работы всё также необходимо. Волноваться, когда завуч идёт на урок или проверка свыше - в порядке вещей. Всё такие же светлые чувства и мысли, обращённые к школе, к учителю, недаром профессию нашу называют вечной. Родители доверяют нам самое дорогое - своих детей. Как ребёнку будет в школе, как родители будут относиться - многое зависит от учителя.
Педагогика- это постоянный поиск, одержимость, неудовлетворённость и творчество во все времена. Учитель - это внутреннее состояние человека. Мы всю жизнь «горим» своей профессией. Творческому учителю свойственно всю жизнь искать новых путей, методик, технологий в обучении. В моей практике их было немало. Учителя с удовольствием осваивали Липецкий метод преподавания. Сколько новых методик и потом прошло сквозь учительскую душу, сознание! Меняется время, становятся другими люди. Отрадно видеть, как жизнь, меняясь, всё-таки улучшается. И школа не может быть только прежней. Учителями освоены различные технологии: развивающее обучение, личностно- ориентированное, диалог культур, педагогика сотрудничества, встречных усилий, сотворчество и др. Богатый опыт приобрели учителя с применением современной учебной техники: уроки- презентации, использование интерактивной доски, составление электронных учебников. Изменился и школьник. Но главное в нём осталось: пытливость, любознательность, необходимость в помощи. Мудрый учитель выберет эффективную технологию, у него хватит души зажечь ребёнка, выработать потребность познавать, научит самостоятельности в действиях. Мне не хочется говорить о негативных сторонах в нашей школьной жизни.
Педагогический коллектив постоянно занимается разрешением этих проблем. Большую часть жизни я проработала со старшеклассниками. Комфортность на уроке для учащихся и учителя, бесконфликтность ситуации необходимы.
«Трудный школьник- это, прежде всего, несчастный ребёнок, которому необходимы сочувствие, понимание, помощь». Богатство души педагогический такт, знание психологии ребенка, профессионализм, порядочность и мудрость учителя делают своё доброе дело. Культура общения предотвращает конфликты.
Надо умело пользоваться словом так как оно тончайшее прикосновение к сердцу, слово может стать и нежным, благоухающим цветком, и острым ножом, безжалостно ковырнувшим нежную ткань души, и комьями грязи. Мудрое и доброе, оно доставляет радость. А глупое и злое, необдуманное и бестактное ранит, приводит в оцепенение силы души, порождает внутренний конфликт. Овладеть искусством общения - большая удача в педагогической работе. Об этом я помню когда общаюсь с ребёнком, его родителями, коллегами, администрацией. Не унижать человека словом, уважать и возвышать его нужно. Униженный учитель не может воспитать человека с чувством собственного достоинства, а униженный ученик никогда не станет полноценной личностью. Это стало основой моих взаимоотношений с людьми.
А ещё я считаю необходимостью в школьном деле нравственное воспитание. На уроках литературы утверждаются основы нравственности классные часы, родительские собрания должны работать на разрешение проблем нравственного воспитания человека. Учитель в этом деле первый.
В школе дел много. Несмотря на солидный стаж и возраст, я чувствую свою возможность и необходимость в причастности к самому благородному занятию- быть учителем. Это делает мою жизнь полноценнее…
Слушая бабушку, я понимаю, что работать в школе - это, прежде всего, любить детей, любить свою профессию. Тогда только с удовольствием учатся, когда с удовольствием учат. Я убеждена, если учитель с удовольствием идёт на работу, если он испытывает потребность в личном росте, если у него получается быть другом детей, то за таким учителем будущее, так как он сам творит это будущее.