А что такое творчество? Обычно так говорят, когда человек сделал что-то необычное, индивидуальное,... То есть говорим о результате труда. А как же сам процесс? А если ребёнок ничего не сделал, то есть нет этого "продукта" творчества. Можно ли в этом случае называть ребёнка креативным?
Предлагаю посмотреть ролик о детках детского сада. На видео явно выделяется один танцор, который привлекает к себе основное внимание зрителей. Можно ли его назвать креативным? Или малыш просто не может запомнить основные движения танца?
Этот типчик из тех, кто хочет привлечь к себе внимание. Слышите реакцию родителей? Всем весело, а ему только того и надо. Придёт он в школу и будет слушать одно и тоже много лет :"Перестань паясничать!" Креативный человек -это новатор, созидатель нового, нестандартного.
Скорее всего, Вы правы. Как же можно определить креативен ребёнок или просто дурачиться? Один может надеть на куртку майку и его сочтут ненормальным. А другой намотает себе на шею 20 шарфов и станет тем, кем он и стал - Вячеславом Зайцевым.
Однако контексты, в которых употребляется понятие «креативный» не оставляют никаких сомнений в том, что это, по меньшей мере, не то же самое, что «творческий». Представим себе креативного Ф.М. Достоевского или креативного Л.Н. Толстого – получается что-то невероятное и даже комическое, хотя и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой, несомненно, личности творческие. Печально известные создатели финансовых пирамид, вроде нашего соотечественника С. Мавроди, представляют собой хрестоматийный образец, или эталон креативности, но разве можно их назвать людьми творческими? Данный вопрос, по всей видимости, риторический. (Философия)
"Креативность — это способность реагировать на необходимость новых подходов и новых продуктов. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации." «Творчество» — процесс создания новых по замыслу культурных и материальных ценностей."
(Психология творчества) Креативность - это одно из свойств (качеств) мышления.
Так как креативность - свойство мышления (наравне с гибкостью, быстротой и глубиной мышления). Это качество есть у каждого человека, только степень его развития разная. Это так же как обобщение, анализ, синтез. У кого-то эти операции развиты лучше, у кого-то хуже. Мы применяем этот термин обычно к людям творческим, создающим новое. Вот у них высокая степень креативности. Но есть много креативных людей, которые ничего не создают. А потенциально могут это делать. Поэтому креативный - не всегда творческий. Это как "троечник" с задатками гения. Не будет работать над собой, гением не станет.
Поэтому, если творчество еще можно как-то наблюдать, то креативность диагностируется, как и другие параметры мышления (аналогии и сходства, обобщение, степень аналитико-синтетических параметров). По показателям степени креативности можно прогнозировать способность к творчеству. Многие родители в городах ведут детей в психол. центры, чтобы определиться с направлением деятельности своего ребенка и получится ли из него знаменитость?
А мне, кажется, он наиболее артистично исполнил танец и движения делал исправно. Только, у него, возможно , с ритмом не всё в порядке или со слухом. И костюм у него не похож на других. Может, перед ним стояла задача сыграть другого снеговичка? А креативность, это и есть способность творчески мыслить. Обычно, мы это связываем с художественным творчеством или прикладным, часто с литературным творчеством. Но креативность присуща любой деятельности. Вся история человечества связана с креативностью, начиная с постройки жилища из костей и шкур, и заканчивая, разработкой супер новых программ для компьютера и искусственного разума. Всё, что ново, то креативно. Некоторым неуверенным детям я говорю :"Ты художник, пока рисуешь не похоже на других!" Множество художников, как Пикассо, Малевич, Петров-Водкин, Лентулов, Шагал, Пирасмани и т.д. не вызывают всеобщего обожания, кто-то их вообще не понимает, но они не похожи на других, а значит креативны.