В начале учебного года классная руководительница шестого класса стояла перед своими бывшими пятиклассниками. Она окинула взглядом своих детей и сказала, что всех их одинаково любит и рада видеть. Это было большой ложью, так как за одной из передних парт, сжавшись в комочек, сидел один мальчик, которого учительница не любила.
Она познакомилась с ним, так как и со всеми своими учениками, в прошлом учебном году. Еще тогда она заметила, что он не играет с одноклассниками, одет в грязную одежду и пахнет так, будто никогда не мылся. Со временем отношение учительницы к этому ученику становилось все хуже и дошло до того, что ей хотелось исчеркать все его письменные работы красной ручкой и поставить единицу.
Как-то раз завуч школы попросил проанализировать характеристики на всех учеников с начала обучения их в школе, и учительница поставила дело нелюбимого ученика в самый конец. Когда она, наконец, дошла до него и нехотя начала изучать его характеристики, то была ошеломлена.
Учительница, которая вела мальчика в первом классе, писала: «Это блестящий ребенок, с лучезарной улыбкой. Делает домашние задания чисто и аккуратно. Одно удовольствие находиться рядом с ним».
Учительница второго класса писала о нем: «Это превосходный ученик, которого ценят его товарищи, но у него проблемы в семье: его мать больна неизлечимой болезнью, и его жизнь дома, должно быть, сплошная борьба со смертью».
Учительница третьего класса отметила: «Смерть матери очень сильно ударила по нему. Он старается изо всех сил, но его отец не проявляет к нему интереса и его жизнь дома скоро может повлиять на его обучение, если ничего не предпринять».
Учительница четвертого класса записала: «Мальчик необязательный, не проявляет интереса к учебе, почти не имеет друзей и часто засыпает прямо в классе». После прочтения характеристик учительнице стало очень стыдно перед самой собой.
Она почувствовала себя еще хуже, когда на Новый год все ученики принесли ей подарки, обернутые в блестящую подарочную бумагу с бантами. Подарок ее нелюбимого ученика был завернут в грубую коричневую бумагу. Некоторые дети стали смеяться, когда учительница вынула из этого свертка браслетик, в котором недоставало нескольких камней и флакончик духов, заполненный на четверть. Но учительница подавила смех в классе, воскликнув:
- О, какой красивый браслет! — и, отрыв флакон, побрызгала немного духов на запястье.
В этот день мальчик задержался после уроков, подошел к учительнице и сказал: - Сегодня вы пахнете, как пахла моя мама. Когда он ушел, она долго плакала. С этого дня она отказалась преподавать только литературу, письмо и математику, и начала учить детей добру, принципам, сочувствию. Через какое-то время такого обучения нелюбимый ученик стал возвращаться к жизни. В конце учебного года он превратился в одного из самых лучших учеников. Несмотря на то, что учительница повторяла, что любит всех учеников одинаково, по-настоящему она ценила и любила только его. Через год, когда она работала уже с другими, она нашла под дверью учебного класса записку, где мальчик писал, что она самая лучшая из всех учителей, которые у него были за всю жизнь.
Прошло еще пять лет, прежде чем она получила еще одно письмо от своего бывшего ученика; он рассказывал, что закончил колледж и занял по оценкам третье место в классе, и что она продолжает быть лучшей учительницей в его жизни.
Прошло четыре года и учительница получила еще одно письмо, где ее ученик писал, что, несмотря на все трудности, скоро заканчивает университет с наилучшими оценками, и подтвердил, что она до сих пор является лучшей учительницей, которая была у него в жизни.
Спустя еще четыре года пришло еще одно письмо. В этот раз он писал, что после окончания университета решил повысить уровень своих знаний. Теперь перед его именем и фамилией стояло слово доктор. И в этом письме он писал, что она лучшая из всех учителей, которые были у него в жизни.
Время шло. В одном из своих писем он рассказывал, что познакомился с одной девушкой и женится на ней, что его отец умер два года тому назад и спросил, не откажется ли она на его свадьбе занять место, на котором обычно сидит мама жениха. Конечно же, учительница согласилась. В день свадьбы своего ученика она надела тот самый браслет с недостающими камнями и купила те же духи, которые напоминали несчастному мальчику о его маме. Они встретились, обнялись, и он почувствовал родной запах.
- Спасибо за веру в меня, спасибо, что дали мне почувствовать мою нужность и значимость и научили верить в свои силы, что научили отличать хорошее от плохого.
Учительница со слезами на глазах ответила:
- Ошибаешься, это ты меня научил всему. Я не знала, как учить, пока не познакомилась с тобой..
Очень бы хотелось, коллеги, видеть объяснения как +1, так и -1. Свое мнение никому не навязывала и не собираюсь, а вот с тем, что затронуло душу- с удовольствием поделюсь... не нравится, я такого принципа, -не читай, ставя "минус" - комментируй. Извините, если кого-то обидела... Много раз встречала, читая размещенные материалы на сайте, "-". Было обидно за коллег... Но почему -то сказать решилась только сегодня...
Рассказ -притча. Честно, пока дочитала, плакала. Как часто мы не замечаем что происходит вокруг. Надо быть предельно внимательными, чтобы не стать "слепцами".
Относительно "-": Есть на портале строгие ценители, которые считают свое мнение, свои знания безукоризненными, вот и не утруждаются комментариями. По правилам блога этого портала этот блог не соответствует многим критериям. Наверное, этим и руководствовались ет\. кто поставил "-". Я эту притчу видела на многих сайтах, но кто-то, может, увидит ее первый раз. Нельзя лишать людей возможности задуматься о себе и своей работе, даже если это кому-то не нравится. Это нормально - делиться тем, что задело за душу. Не все же время делиться всем известными новостями и "мудростью на каждый день", да пересказывать другие порталы. Ирина Владимировна, не расстраивайтесь. относитесь к этому философски: Равнодушными не оставили строгих ценителей.
Я минусов никому никогда не ставила. Мне не все нравится, я могу высказаться, поспорить, но не оценивать! Система начисляемых баллов снижает качество блогов, постов, материалов. В погоне за этими баллами создаются и блоги ради блогов, и высказывания бывает, глубиной мысли не отличаются. Хотя мы все умеем отличить зерна от плевел. А рациональные зерна есть. Из-за этого сейчас я предпочитаю СУП другим учительским соцсетям.
Согласна с Вами, Елена. Если честно, то не расстроилась:просто за баллами не гналась, притча, действительно, задела душу.Решила поделиться с коллегами)))
Если мне что-то не нравится, то это не значит что кому-то оно не нужно. Я всегда раздражаюсь из-за минусов! Но сейчас стала терпимее, это было и будет. Ну и пусть тот человек спрятася, а мы не будем обращать внимания.
Действительно, эта притча ещё раз заставила нас задуматься о ценности взаимоотношения учителя с учеником. А плакала я потому, что у меня в пятый класс пришла именно такая девочка. Ещё не знаю, что у неё в семье, но в классе она отвержена, а такая старательная.
Эту притчу я уже читал ранее. Но все равно полезно еще раз повторить. Возможно такие напоминания заставляют каждый раз по-новому смотреть на свой класс.
Ирина Владимировна! Спасибо Вам за этот блог! Я поставила "+", наверное, потому, что в этой учительнице узнала себя. Нет, у меня не было такого ученика в классе. Но иногда приходится смотреть на детей другими глазами: у каждого из них свой мир, каждый из них переживает что-то своё, возможно, тоже подобную трагедию. Этой темой Вы ещё раз заставили всех нас повернуться к детям с широко открытым для кажого из них сердцем.
Спасибо за блог. Очень поучительный рассказ, действительно без слез не прочитать. Очень правильные шаги учительницы и чуткое внимание ученика могут продолжить воспитывать в нас людей.
Действительно, притча полезная, хоть и знакомая. Как часто нам не хватает терпения и внимания в спешке с бумагами, в погоне за баллами. А такие дети бывают, наверное, во многих классах. Будем добрее и внимательнее к нашим "маленьким учителям". Спасибо за притчу.
... Много раз встречала, читая размещенные материалы на сайте, "-". Было обидно за коллег...
Иногда, когда увидишь "-" за свой материал, да еще поставленный тихонечко, исподтишка (простите за это слово!), думаешь: "И это сделал УЧИТЕЛЬ?" Иногда теряется желание делиться своими наработками, своими мыслями только потому, что не хочется такого необоснованного негатива! Многоуважаемый "минусовщик"! Вам не по душе пришлась эта притча? Почему "-"? Не ответит!!! Сидит в уголочке, ухмыляется: "Как приятно! Пакость сделал!"
Дорогая Ирина Владимировна, растрогали до слез! Какая удивительная история! Обязательно сохраню и прочитаю коллегам. Дети многому нас могут научить. А тот, кто поставил "-", наверное просто эту историю не дочитал до конца. Мне неприятно, что среди нас есть такие люди. Спасибо вам, Ирина Владимировна!
Те кто ставит минус тоже имеют на это право. Притча замечательная. Душу конечно трогает. А минус может быть за то, что мысли-то не свои. Мне однажды блог удалили за то, что рекомендации учителям были не мои, а с другого сайта. Хоть я и комментировала их. А здесь просто готовый текст..Может за это минус? Не обижайтесь. Мы не обязаны всем нравится и мысли наши и посты тоже.
Но я считаю, что сопереживать можно искренне только реальному человеку.
Возможно, каждый из нас и переживал за реального "своего" человека! Я не знала этой притчи, но думаю, она просто заслуживает внимания. Я о-очень редко встречаю блоги, материал которых я не видела бы или не знала, но не высказываюсь столь категорично и знаю, что учителя люди очень ранимые и каждый минус ранит до слёз, но не стоит на этом зацикливаться. Посмотрите на тех кому в этой жизни больше не повезло (минус это не конец жизни, а всего лишь, чье-то мнение и оно имеет право на жизнь) и улыбнитесь.