Уважаемые коллеги! Уже несколько лет подряд я прошу детей вести читательский дневник. Система такая: заводится тетрадка, расчерчивается на столбики: "Дата", "Что прочитано", "Роспись родителей", "Роспись учителя". Если всю неделю есть записи, читательский дневник сдается вовремя, то ставлю "5". Для любителей интернета есть аналог на сайте. А теперь, собственно, мои сомнения: 1. Не оставляет мысль, что оценка "5" только за то, что ребенок читал - "слишком жирно". 2. Читательский дневник "серьезнее" - с мини-отзывами о книгах, рисунками вести каждый день невозможно, следовательно, каждый день можно и не читать. Пока вот такие у меня метания. Буду благодарна за ответы на главный вопрос - как оптимизировать работу с читательским дневником и его оценивание? Как у вас ведется читательский дневник?
Мне кажется, что такую работу давать лучше на летние каникулы, ведь мы же даем список литературы на лето. А как доказать, что ты прочитал? Поможет только читательский дневник. У нас примерно такие графы: автор, название произведения, сюжет, главные герои, рисунок (по желанию), чему научила меня данная книга. Такой метод используем только в среднем звене.
Алиса Леонидовна, Вы мои мысли прочитали. У меня такая же ситуация. Тоже много раз задумывалась, как такую работу вести, разнообразие должно быть. С отзыывами и рисунками дневник превратится в творческий отчет по прочитанным книгам.
Вот если ребенок читает большое произведение, то можно будет отражать в рисунках(т.д.) прочитанные главы. А в конце после прочтения книги можно и отзыв написать. Но я думаю, что такая работа посильна не всем учащимся.
Я задаю на каникулы (не обязательно летние) несколько произведений. Дети пишут краткую аннотацию. 2 раза в год мы устраиваем читательские конференции (в осенние каникулы и в середине мая). Вот тогда становится понятным, кАк ребёнок читал произведение. Если внимательно, вдумчиво, он будет обязательно участвовать в разговоре.
У меня дети после прочтения произведения составляют викторину и делают иллюстрацию. С викторинами потом работаем в классе, проводим читательскую конференцию. И сразу видно, кто как читал!
Мы тоже делаем викторину, конкурс рисунков и поделок. Сначала было трудно, а теперь урока не хватает, чтобы всех услышать. Научились сами и кроссворды составлять. Все работают с удовольствием. И по работе видно, что 90% произведение читали. А оставшихся 10% можно только при мне в классе усадить читать, дома, к сожалению, никто с ними заниматься не будет.
Коллеги, дело в том, что конференции, викторины и кроссворды помогают, если дети читают одно и то же произведение или несколько одинаковых произведений. А тут в том и фокус, что каждый читает, что хочет - лишь бы читали каждый день. Игорь Вячеславович, спасибо за спасибо В самом деле, многие родители довольны тем, что с такой системой ребенок читает каждый день.
Вспомнила себя в школе и эти проклятые дневники. Вести их было одно мучение. Вела сначала свой, потом помогала младшему брату. Мы вели развёрнутые записи, делали рисунки. Для тех, кто не умеет рисовать, это было двойным наказанием (это про меня). Оценки я всегда получала хорошие, но никакого удовольствия не получала. Поэтому, никогда не заставляю детей вести подобные записи. Мои коллеги придерживаются такого же мнения. Буквально на днях мы это сами обсуждали. Для того, чтобы заинтересовать детей чтением, провожу месячники по изучению произведений одного автора. Например, читаем сказки Г.Андерсена, потом проводим викторину, конкурсы, Награждаю победителей, которых дети сами выбирают по итогам опроса.Конечно, можно дать срок на чтение меньше. Всё зависит от того, как дети читают, сколько произведений у автора и т.д.
ЦитатаЛарош ()
А как доказать, что ты прочитал? Поможет только читательский дневник.
Читательский дневник ничего не доказывает. Достаточно полистать книгу, выписать из неё имена и списать аннотацию из книги или из интернета. Вот и готово! Сейчас это проще простого.
Цитатаkuropatka ()
Не оставляет мысль, что оценка "5" только за то, что ребенок читал - "слишком жирно".
Абсолютно согласна, так только записи не гарантируют понимания прочитанного.
Я тоже практикую ведение читательского дневника. Согласна,что читательский дневник ещё ничего не доказывает, но думаю, хоть как-то организует. Дети чаще ходят в библиотеку, а прочитанное рассказывают в перерывы или после уроков.
Не люблю читательские дневники, частенько сталкивалась с обманом. Не хочется, чтобы с таких лет ребята приучались хитрить, иногда и родители к ним присоединяются. На уроке чтения делаю 5 минут (в 1 классе) жужжащее чтение. Перед этим рассматриваем произведения какого-нибудь автора, расказываю о творчестве писателя, привожу примеры произведений, выбираю самые интересные рассказы. ребята читают рассказы этого автора 5 минут, потом пересказ 3-4 учеников. И так каждый день. Тут видно и кто читает и кто пересказывает. А дома ребята будут читать понравившиеся им рассказы, пересказывают родителям самые интересные.
Ирина Николаевна, а Вы организуете чтение одного и того же произведения или разных? А как быть с не читающими детьми, которые за пять минут прочитают очень мало? А как быть с теми, кто дома вообще не читает? Они ведь так и ограничиваются чтением в классе по пять минут
Я веду читательские дневники уже 8 год. В них есть такие рубрики: автор, название произведения, количество страниц, дата, герои, иллюстрация (для 1 класса), во 2 классе добавляется рубрика "Чем понравилось произведение?". В 1 классе дневник помогают вести родители. Со 2 класса - сами учащиеся. Проверяю дневники 4-6 раз в год. Оценивание только словесное: "Хорошо", "Молодец", "Старайся". В конце учебного года проводим конкурс на лучший читательский дневник (выбирают родители) и победителя награждаем книгой. Есть идея написать исследовательскую работу по читательским дневникам. Стараюсь добиться, чтобы дневники вели все.
"Читательский дневник" был в мои школьные годы в начальном классе. Хорошая вещь развивает дух соревнования, каждый бегал к учителю, чтобы рассказать что он успел прочитать или начал читать.
"Читательский дневник" был в мои школьные годы в начальном классе. Хорошая вещь развивает дух соревнования, каждый бегал к учителю, чтобы рассказать что он успел прочитать или начал читать.
С дочерью-второклассницей ведем читательский дневник второй год. Учительница оценивает каждую неделю словами "Умница!", "Молодец!"и т.д. Считаю ведение такого дневника правильным. Ребёнок с ответственностью и вниманием относится к процессу чтения, ведь нужно быть готовым пересказать содержание прочитанной книжки.
Ведем читательские дневники с первого класса . Запись в дневнике делается ежедневно (автор, название, количество прочитанных страниц за день, подпись родителей обязательна). В первом и втором классах дневник заполняют родители.Дневник проверяю каждую пятницу. Договорились с детьми в начале года (2 класс), что за 50 и более прочитанных страниц (за неделю) они будут получать звездочку.Получат десять звездочек подряд - приз (блокнотик, шоколадка,.. -обеспечивает родительский комитет). Работает! Но не для всех!!! Начиная с 3-го класса дети дают краткий отзыв о прочитанном, обязательно в каждый дневник вклеиваю план написания. С четвероклашками прошлого выпуска пробовали писать сочинения о прочитанном. А еще выкраиваю время для работы по технологии "Звукового ориентира". Детям очень нравится, ведь не надо один и тот же текст мусолить и в классе , и дома.
Сейчас есть в продаже читательские дневники на печатной основе (покупала сыну прошлым летом). К каждому произведению - задания (кроссворд, рисунок, вопросы). И мне как родителю, и ребенку понравилось. Этим летом купим для следующего класса.
Когда я училась в школе, то даже в старших вели читательский дневник. А в начальных он необходим. А на печатной основе очень хорошие читательские дневники.