Один из вопросов, который часто обсуждается в связи с государственной итоговой аттестацией, - как избежать «натаскивания» учеников на выполнение заданий ЕГЭ? Ведь некоторые родители искренне считают, что чем больше типовых задач решит ребенок, тем выше будет его результат. Однако следует понимать, что «натаскивание» сиюминутно. Для успешной подготовки к ЕГЭ необходимо поэтапное освоение учебного материала и детальный анализ различных заданий.
Об этих и других проблемах государственной итоговой аттестации размышляли участники круглого стола на тему «ЕГЭ: ожидания, проблемы и решения», который состоялся 7 сентября в рамках Московского международного форума «Город образования» на ВДНХ.
В работе круглого стола приняли участие ведущие эксперты по вопросам разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ, оценки работ и методике подготовки школьников к экзаменам. Они ответили на вопросы учителей о перспективах развития процедур государственной итоговой аттестации и дали рекомендации по выбору учебной литературы, способствующей подготовке к ЕГЭ.
По мнению участников круглого стола, необходимо усилить предметную подготовку учителей. Конечно, нельзя требовать, чтобы они сдавали ЕГЭ на 100 баллов, - точно так же тренеры олимпийских чемпионов сами не обязаны ставить олимпийские рекорды, - но они должны разбираться в своем предмете, уметь разобрать решения сложных задач и объяснить это ученикам.
Опыт работы «Просвещения» в регионах показывает, что учителя таких предметов, как иностранный язык, физика и математика, просят повышать их квалификацию именно в части предметных зданий, рассказала вице-президент по издательской деятельности Группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова. Спрос на это выше, чем на обучение методике.
В ближайшее время школьники получат больше возможностей для подготовки к ЕГЭ, а учителя – для организации этой подготовки благодаря новым сервисам, разработанным «Просвещением» и Яндексом. Эти сервисы «упростят жизнь» учителей, учеников и их родителей, позволят индивидуализировать образовательные траектории при подготовке к государственной итоговой аттестации, подчеркнула вице-президент «Просвещения».
Иван Ященко, руководитель федеральной группы разработчиков КИМов по математике, автор учебных пособий «Я сдам ЕГЭ!» по этому предмету, напомнил, что многие математические задачи, которые предлагаются на ЕГЭ, уже несколько лет размещаются в открытом банке заданий. Каждый человек может их оттуда скачать и потренироваться, поэтому нет смысла покупать сборники типовых задач для подготовки к ЕГЭ в книжных магазинах.
В серии «Я сдам ЕГЭ!» авторы не пытаются предложить старшеклассникам как можно больше типовых задач, исключая возможность «натаскивания». Напротив, пособия способствуют поэтапной систематизации учебного материала, дают стимул детям для качественной подготовки. В них содержится анализ типичных ошибок, даются пояснения, как их избежать.
Один из вопросов, который часто обсуждается в связи с государственной итоговой аттестацией, - как избежать «натаскивания» учеников на выполнение заданий ЕГЭ?
А зачем этого избегать? ЕГЭ официально считается проверкой знаний, которые действительно нужны. Следовательно, натаскивание на него - это натаскивание на нужные знания. Что в этом плохого?
А в чём проблема? ЕГЭ - это официально как раз то, что всем нужно. Если целенаправленная подготовка к ЕГЭ чем-то плоха, значит, сами экзамены не полностью соответствуют нужному уровню образования.
Если учителя сдают ЕГЭ ниже 80%, значит их плохо учили, и нужно доучивать, либо сами задания ЕГЭ некорректны. Система сдачи ЕГЭ учителями и особенно администрацией всех уровней Минобразования должна стать обязательной, тогда будет меньше халтуры как в школе, в ПедВУЗе, так и среди чиновников Минобразования.