Необходимо повысить качество подготовки российских учителей
12.04.2019 | Комментариев: 12
8 апреля в Министерстве просвещения РФ состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка. На заседании выступила ректор Государственного ИРЯ им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая. Она предложила внести в резолюцию вопросы о повышении качества подготовки кадров по направлению «Образование и педагогические науки».
По её мнению, российский учитель обязан отличаться безупречным владением русским языком, и это требование необходимо предъявлять к будущим педагогам уже на этапе поступления в высшее учебное заведение.
М. Русецкая подчеркнула: «Нельзя результаты за ОГЭ или ЕГЭ возлагать только на преподавателей литературы – каждый педагог является эталоном речи для ученика, и каждый педагог в своей предметной сфере должен максимально использовать предметный материал для формирования навыков говорения, аргументированного выступления на ту или иную тему. Поэтому для каждого, кто поступает на педагогическое отделение, ЕГЭ по русскому языку – это ключевой показатель: только с высочайшими баллами ребята могут поступать в вуз для получения педагогической профессии».
Ректор полагает, что назрела острая необходимость в проведении профессиональных учительских конкурсов по педагогической риторике, а также творческих конкурсов, благодаря которым учителя могли бы повышать собственный уровень владения языком.
Риторику просто необходимо знать учителю. Риторика — наука об ораторском искусстве, основа культуры публичной речи в дореволюционной России, уникальный опыт речевого воздействия на аудиторию, часть гуманитарного образования. С древних времен ораторское искусство было одним из сильнейших рычагов культуры. Выдающиеся общественные, государственные деятели, писатели, ученые были в то же время ораторами. Классическая риторика — это не красноречие для любителя, как считают некоторые, а обязательная норма публичной речи образованного человека — базис культуры речи, она поможет учителю в школе возвратить речь педагога к нормам образованного человека.
отучил говорить тот еге, попробуйте фарш обратно провернуть! а вскоре эти начнут учить красотам родной речи, когда у них два слова - короче и клёво, остальные непечатные звуки...
Я совершенно не согласна, что риторику нужно внести в план вместо русского языка! Даже этих пяти часов мало на освоение нашего красивого, но трудного языка.
А в учебнике С.И. Львовой и В.В. Львова для 10-11 класса "Русский язык" (ФГОС) проблема риторики на уровне практического владения речью прекрасно решена. Настоятельно рекомендую , коллеги, для изучения в старших классах.
Любая культура начинается с системы запретов. Риторика - нормативная дисциплина - мера речевой безопасности. Все мы смотрим телевизор, слушаем радио, читаем газеты и журналы, в том числе и электронные. Мы зла никому не желаем! Мы - добрые! Мы любим животных: кошек и собак. При этом мы очень простые, и говорим очень просто, но не знаем: речь - это оружие. Мы ходим, бряцаем этим оружием, как неразумные малые дети, играющие гранатой. Метнем невесть куда, ненароком колечко сдернем, то там рвет, то тут. Только сами не понимаем, от чего рвануло. Первая заповедь - берегись своего слова, не размахивай словами, заденешь соседа и рикошетом получишь ответ. «Не убий» - запрет не только потенциальным уголовникам. Убийство всегда происходит словом, с начала словом и просто словом. Убийство возникает от пустоты речевого замысла или его отсутствия. Чтобы не убить - надо полюбить! Возлюби ближнего своего. А кто ближе всего, партнер по речи (с кем разговариваешь). Вот его и возлюби. И тогда слово появится, голос окрепнет, эмоции окрасят вашу речь. Возлюбите! Не пожалейте.