Круглый стол "Педагогика сотрудничества: как достучаться до общества?", приуроченный к 30-летию со дня создания легендарного одноименного манифеста учителей-новаторов, прошел в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).
"Педагогика сотрудничества" — это система взглядов, предполагающая реализацию принципов гуманизации образования, в ней соединились наиболее прогрессивные достижения педагогической мысли конца XX века, включая идею коллективного творческого воспитания и "орлятскую педагогику", у истоков которой стояли ленинградские ученые Игорь Иванов и Фаина Шапиро.
По мнению директора Института педагогики и психологии образования МГПУ Александра Савенкова, после появления манифеста "Педагогика сотрудничества" вся педагогика стала другой. "Историки не могут обойти молчанием это событие, оно обязательно изучается студентами. Работы выдающихся новаторов школы читают и учителя, которые стремятся к саморазвитию", – отметил эксперт.
"Вряд ли нынешние учителя читают "Педагогику сотрудничества": кому-то из них некогда, другие не знают о ее существовании", — возразил народный учитель России, директор Центра образования №548 "Царицыно" Ефим Рачевский. Он подчеркнул, что тем не менее "эти тексты живут где-то в нашем подсознании и в этом смысле подобны библейским".
Ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал, что в 1986 году был школьником, но хорошо помнит, как бурно обсуждали эту публикацию учителя, уставшие от схоластического теоретизирования официальных лиц с телеэкрана. "С наступлением перестройки живое слово "сотрудничество", объясняющее самую суть учебного процесса, оказалось вдруг очень услышанным, востребованным", – отметил он. Участник круглого стола предположил, что "искренность, которая звучала со страниц газеты, заставляла многих обратить внимание на образование и, возможно, связать с ним свою жизнь".
Вступая на путь сотрудничества со взрослым, ребенок удваивает свои силы, писал замечательный психолог Лев Выготский. Авторы "Педагогики сотрудничества" были знакомы с трудами Выготского не понаслышке, отмечалось на круглом столе. Они понимали, что "в ходе такого сотрудничества рождается иное состояние духа, та радость познания, без которой не будет духовного развития ребенка", пояснил соавтор манифеста, разработчик концепции гуманной педагогики, профессор МГПУ Шалва Амонашвили.
По мнению ректора МГПУ Игоря Реморенко, идеи педагогики сотрудничества не остались в предыдущем веке. "Я, например, понял, что опорные сигналы Виктора Шаталова это современная инфографика в медийном поле. А этой весной на съезде учителей гуманной педагогики я с огромным удивлением обнаружил довольно популярную во многих странах СНГ Ассоциацию гуманистов-стоматологов. Эти люди заняты воспитанием детей, которые не боятся бормашины. Это целое поколение врачей, которые по-другому выстраивают медицину, воспитывая будущих пациентов как людей смелых, заботящихся о своем здоровье. Наверное, об этом и думать никто не думал, когда возникал манифест учителей-новаторов, но продолжателей идей педагогики сотрудничества мы сегодня видим в совершенно разных сферах человеческой деятельности", — заключил эксперт.
Отрадно, что Знамя Сотрудничества, под которым стояла целая плеяда педагогов-шестидесятников, а потом и педагогов 80-90 годов, опять поднято. Тот бесценный опыт, накопленный в советское время, надо развивать и совершенствовать. Нет ничего более совершенного на сегодняшний день в педагогике!
Надежда Андреевна! Вот и стоило ли ломать прежнюю систему образования только для того, чтобы, спустя десятилетия, снова к ней вернуться?! Хотя, с другой стороны, не сломали бы, так и не поняли бы, что она была лучше той, которую пытались навязать школе в последние годы.
Полная чушь. Я как раз из тех, кто в 60-80 годах прошлого века противопоставлял чиновничью систему насильственного образования здоровой системе воспитания, заложенной А.С. Макаренко. Никакого сотрудничества учителя и ученика быть не может. Сотрудничать могут только равные в знаниях и опыте. Задача учителя создать такую атмосферу в детском коллективе, в которой ученики будут требовать от учителя новых знаний, тогда они будут хватать их налету, а не отторгать предлагаемые учителем знания, как это было в советской школе последних лет СССР и как еще хуже стало в российской школе. Лошадь можно насильно привести к реке, но невозможно насильно заставить ее пить (американская пословица).
Да ничего нельзя добиться,если учитель с порога отвергается как Человек со всеми вытекающими отсюда потребностями и последствиями...А он ОТВЕРГАЕТСЯ...увы
Ничего нового о сотрудничестве не узнала! Еще я училась в 80-ых годах, у нас уроки проводились на основе сотрудничества: учитель-ученик, ученик-ученик. "Личностно-гуманная основа педагогического процесса" Ш.А. Амонашвили была широко известна на тот момент. Да и сейчас она не утратила актуальности. По ФГОС применяется системно-деятельный подход на основе сотрудничества. Рада, что соавтором манифеста является Шалва Александрович Амонашвили, теперь он профессор МГПУ, а совсем недавно был простым учителем. Его книгами "Здравствуйте, дети", "Личностно-гуманная основа педагогического процесса" зачитываюсь до сих пор!
18 октября была видеоконференция "30 лет Манифесту "Педагогика сотрудничества", проводил сын Симона Соловейчика, очень интересно и современно, актуально всё звучало! Идеи Манифеста, на мой взгляд, должны быть на знамени каждого учителя! Кстати, сам Манифест есть на сайте издательства "1 сентября".
Идеи Соловейчика и Амоношвили соответствуют идеям Манилова "хорошо быть богатым и здоровым и плохо бедным и больным". Соловейчик вообще журналист к педагогической практике отношения не имеет, а Амоношвили - учитель начальной школы и его идея "любите детей" абсолютно абстрактна и на практике не применима. В России звание профессора в педагогике дают тем, кто абсолютно безвреден для чиновничества и абсолютно бесполезен для учительства. Реален только макаренковский принцип: "как можно больше доверия человеку и как можно больше требовательности к нему". Я это перевожу так: воспитание есть процесс приведения к балансу социального статуса и уровня социальных притязаний.
а Амоношвили - учитель начальной школы и его идея "любите детей" абсолютно абстрактна и на практике не применима
На каком основании Вы сделали такой вывод? Вы проводили научное исследование или опрос? На мой взгляд, очень применима на практике и актуальна на все времена личностно-гуманная основа педагогического процесса Ш.А. Амонашвили!
Спор начальных классов и предметников! Они-дети-разные и должен быть разный подход. Теория успешности теория сотрудничества- любить и требовать с ученика! Не быть равнодушным!Библейские заповеди!
20-ого века, но не 21-ого, в котором совсем другие приоритеты, педагогические технологии и подходы, требования... Бесспорно, что А.С.Макаренко - выдающийся педагог своего времени, он много сделал для воспитания целого поколения молодых людей. Но его методика в условиях предоставления образовательных услуг не актуальна!
Парадокс системы Антона Макаренко - ее внедряли во всём мире,но не у нас. И вдвойне обидно, что эти самые принципы Макаренко только теперь возвращаются к нам из за бугра в виде: «корпоративных мероприятий», тренингов «умения работать в команде», и «воспитания сотрудника путём повышения егомотивации». Это всё придумал и воплотил Макаренко. Может и вы попадали на эти курсы!