С 1 сентября в России работает новый закон "Об образовании", позволяющий преобразовать систему среднего образования в более гибкую. Это позволит более полно реализовать способности любого ребенка.
Родителям предоставляется возможность выбирать форму обучения для своего ребенка, составлять индивидуальный учебный план, в котором будут учтены таланты ребенка и нормы аттестации.
Член Общественной палаты РФ, директор центра образования № 548 Ефим Рачевский рассказывает: "Начнем с того, что есть дети, для которых массовая школа неприемлема — она вызывает у них отвращение. Есть группа, для которой школа не подходит в силу их особенностей, допустим, из-за низкого уровня комфортности, или у ребенка есть потребности, удовлетворить которые массовая школа не может: либо он безумно одаренный, либо, наоборот, у него задержка психического развития".
В новом законе установлена форма обучения в форме самообразования. То есть в процессе обучения можно обходиться без учителей. Программу начальной и средней школы ребенок изучит в семье, а в старшей школе будет заниматься самообразованием. При этом можно не пользоваться помощью репетитора, обучать могут родственники.
В соответствии с новым законом дети смогут получить среднее образование в любой организации, у которой есть право заниматься образовательной деятельностью. В качестве такового может быть не только школа. Любой институт вправе на своей базе организовывать систему общего образования по стандартам школы.
В силе остается вариант дистанционного обучения. Можно регулярно выполнять промежуточные задания и отправлять их на проверку в школу. Каждый ребенок имеет право обучаться в школе по индивидуальному плану. Такой план должен быть составлен по заявлению родителей. Ребенок сможет отводить больше времени на дисциплины, которые его интересуют.
Индивидуальный план может быть составлен в любой школе. Таким образом, закон не устанавливает урок как единственную форму получения знаний.
Закон-то есть... Но много вопросов по организации. Ученик, который уходит на "семейное обучение", выбывает из школы. А как должна быть организована проверка усвоения материала, кто и как будет это оценивать, в какой форме это будет проходить? На эти вопросы нам ответа никто не дал.
В любой школе? Для этого он должен быть принят в эту школу. А как предполагается оплачивать учителям этот труд? В начальной школе учитель должен будет проверить знания не по одному предмету. Это снова очередной внеплановый объём работы для учителя. И хорошо, если такой ребенок из благополучной семьи, где родители действительно хотят обучать! Но есть и такие семьи, кто выбирает эту форму, чтобы не напрягаться! Лень водить ребенка в школу, пусть лучше сидит дома и сам (как хочет) осваивает программу!
Каждый ребенок имеет право обучаться в школе по индивидуальному плану. Такой план должен быть составлен по заявлению родителей. Ребенок сможет отводить больше времени на дисциплины, которые его интересуют.
Свобода ученикам от школы. А как же Стандарт образования?
В Москве выпустили методические рекомендации по организации семейного обучения. В частности, там сказано, что образовательная организация "организует и проводит промежуточную аттестацию обучающегося, получающего образование в форме семейного образования, в стандартизированной форме по материалам ГАУ МЦКО". Интересно, а в других регионах есть такие рекомендации?
У нас несколько учениц, носящие хиджабы, переходят на семейное обучение, т. к. отказались их снимать. Но пока никто не понимает, как это обучение будет выглядеть.