Большой энциклопедический словарь раскрывает понятие эйдос – конспекта (ЭК) как изо-бражение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов худо-жественного произведения.
В феноменологии философа Э. Гуссерля это — сущность, в отличие от факта. Занятие в дет-ском объединении дополнительного образованияс применением данной технологии имеет массу преимуществ.
Существует огромное количество видов и форм эйдос-конспектов. ЭК художественные, со-держащие по сути рисунок, отражающий образы прочитанного. Графические ЭК, представ-ляющие собой образные опорные схемы. Цветовые ЭК похожи на рисунки в манере абст-рактной живописи, такие же непредсказуемые и свободные по форме и содержанию, отра-жающие точку зрения и видение рисовавшего. ЭК ассоциативные, которые раскрываются через призму наложения образов, созданных писателем и видением этих образов учащимися. ЭК цифровые создаются на компьютере, могут включать анимационные техники. Что каса-ется комбинированной формы ЭК, то она чаще всего применяется у нас в студии, поскольку включает различные виды эйдос-конспекта, такие как рисунок, схемы, цветовые компози-ции, ассоциативные авторские и читательские образы.
Эйдос-конспект помогает представить образ, созданный художником, глазами учащегося, а самому педагогу понять глубину усвоения материала, его эмоционального, чувственного восприятия ребёнком.
Хотелось бы отметить, что работа учащихся с эйдос-конспектами это только составляющая часть полного анализа текста спектакля, литературного произведения. Структура ЭК очень гибкая и позволяет педагогу заострить внимание учащихся на многих вещах, таких как про-блематика, композиция произведения, его идея, анализ образов главных героев, уловить де-тали словесных портретов персонажей, существенных мотивов их поведения, понять осо-бенности художественного мира писателя путём проведения литературных параллелей.
Эйдос-конспект, которые дети составляют в театральной студии, представляет собой слож-ное образование, состоящее из нескольких частей и включающих приложение к эссе и само небольшое эссе по теме. В приложениях ребёнок может цитировать автора произведения, его высказывания, размещать цветные рисунки, выражающие его образы, мысли, чувства, переживания в момент прочтения. В самом эссе ребёнок комментирует тему, рассуждает о прочитанном.
Поскольку комментарии учащихся должны быть краткими, то информационно они энерго-ёмки, позволяют им самостоятельно творить, думать, исследовать творчество писателя, дра-матурга, автора произведения или пьесы, даёт возможность сравнивать разные точки зрения учащихся-одногруппников. К тому же эйдос-конспект позволяет задействовать метапред-метные знания, привлекая к работе над ним литературу, живопись, историю, музыкальное оформление.
Получение подобных нужных факультативных знаний как нельзя кстати, поскольку в усло-виях стремительного развития информационных технологий потребность в работе над тек-стом, во вдумчивом чтении, желание получать истинное наслаждение от прочитанного нивелируется. Учащийся не в состоянии сконцентрироваться, создавать мысленные образы, эмпатийно проследить за развитием главного сюжета.
Учителя литературы бьют тревогу: из школьного курса постепенно и бесследно уходит ог-ромный пласт информации, раскрывающий мир общечеловеческой и русской культуры. Из школы исчезает драматургия. Так, в пятом классе чудная пьеса Маршака «Двенадцать меся-цев» была по неизвестным причинам заменена скупыми двумя страницами «Драмы о Пет-рушке». А крохотный отрывок, который остался из «Бориса Годунова» в седьмом? В девятом очень бегло проходят в сокращённом варианте античную драму, Мольера и Фонвизина. Всё более сокращаются базисные часы, отводимые на изучение русского языка. Несомненно, времени для вдумчивого изучения драматического произведения в современной школе катастрофически не хватает. Не решена проблема методики изучения драмы. Учителя или анализируют темы, рассматривают образы главных персонажей или рассуждают о проблематике произведения не рассматривая саму специфику жанра или пытаются прочитать по ролям отдельные сцены произведения. Если охарактеризовать одним словом проблему, связанную с невозможностью учащихся творить, личностно расти, читать и осмысливать прочитанное, то это – недостаток. Постоянная нехватка времени, в связи с большой загруженностью, недостаток методик, новых и доступных технологий для восприятия среднестатистического учащегося, недостаток диалога с книгой, недостаток общения, обсуждении прочитанного, интерпретации, анализа художественного текста, недостаток живого диалога.
Содной стороны, дети ощущают огромное желание творческого раскрытия, самореализации, с другой стороны- испытывают трудности насыщения этой жажды в связи с указанными причинами.
Решить подобные проблемы с помощью участия только школы, как показывает практика не-реально. Но всё же решение существует- это вовлечение детей в деятельность театральных студий учреждений дополнительного образования, внешкольных кружков по сценической речи и театральному мастерству.
В атмосфере психологического комфорта творческие успехи детей в подобных заведениях растут и имеют свои результаты:
- дети, получая знания в расширенном и углублённом виде, повышают свои интеллектуаль-ные возможности;
-занятия по театральному мастерству имеют уникальные возможности для развития мораль-но-нравственной составляющей личности, её вкуса, эстетического восприятия мира;
-тексты театральных постановок, драматургию как жанр литературы сложно изучать в шко-ле, сложно читать самостоятельно или по ролям неподготовленному ребёнку. Драма это-действие, которое возможно только через монологи героев, искусственное создание аудио и видео иллюзий, шумовых эффектов, введение авторских ремарок. Поэтому важен процесс поиска, «лепки» и воплощения самим исполнителем главного героя. Иначе говоря, чтобы понять замысел автора необходимо самому побывать Наташей Ростовой, князем Балкон-ским, Чичиковым или Фамусовым.
-театр как многожанровое искусство слова, ритма, движений и пластики способно обогатить учащихся духовно, дает возможность познать мир во всём его многообразии;
- педагог направляет поисковую деятельность учащихся, умело вплетая в канву учебного занятия современные, волнующие их проблемы;
- выпускники – старшеклассники выходят из стен учреждений развитыми, грамотными, спо-собными к дальнейшей самореализации мыслящими личностями;
- ещё один бонус всех учреждений дополнительного образования и театральных студий в том числе- особо одарённые учащиеся получают профессиональную ориентацию.
В эстетическом значении у учёных античности существовало понятие эйдоса как противоположности хаоса. Эйдос-конспект (ЭК) предназначен для тщательного и вдумчивого осмысления всех существующих явлений культуры, в том числе и для художественных произведений.
Посредством ЭК осуществляется диалог писатель – читатель. На лексическом уровне уча-щийся слышит, улавливает, понимает слова. Затем, начинают появляться воображаемые об-разы, звуки, ощущаться запахи и звуки, предметы, которых не существует в реальности. Можно сказать, что учащийся первоначально проживает прочитанное на уровне собственно-го образного восприятия, а затем, на основе проникновения в семантику текста, создаёт соб-ственную творческую работу.
План построения творческого занятия в театральной студии по данной ЭК технологии пока-зано на схеме 1.
Схема 1. План построения творческого занятия по эйдос-технологии в театральной студии
Таким образом, работа над эйдос-конспектом в детской театральной студии представляет собой чёткий, планомерный процесс осмысления учащимся литературного произведения. Положительная сторона эйдос-конспекта состоит в том, что он прозрачно и за относительное короткое время позволяет понять образ мира, раскрываемого писателем, увидеть его коммуникативную манеру изложения, идею, символику, которую несёт само произведение, осознать эстетику его личности. Эйдос-конспект способен отражать индивидуальное видение ребёнком действительности, его чувства, ощущения, его восприятие художественного произведения в целом.
Драматические художественные произведения, изучаемые на занятиях в театральной студии, содержат по сути огромный пласт нравственных, эстетических, культурных, психологических проблем, мыслей, чувств, переживаний. Эмоционально воздействуя на учащихся на уровне образного восприятия, они становятся источниками нравственного, эмоционального и эстетического опыта личности, позволяя ей развивать собственные творческие способности.