НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Надежда Радионовна, огромное спасибо Вам за игру! Давно отрабатываем эту тему, а...
Большое спасибо, Елена Владимировна! Начали читать поэму. Ваша помощь очень кста...
Галина Геннадьевна, спасибо! Оценка коллег всегда радует! Пусть участники прохож...
Благодарю, Наталья Александровна! Шикарная работа! Так и хочется скорее провести...
Большое спасибо, Ольга Михайловна, за видеоролик! Скачала,очень люблю песни о Ма...
Любовь Николаевна, я тоже там в этом году побывала. Впечатление осталось до сих ...
ОНЛАЙН

«Эйдос–конспект» на занятиях по театральному мастерству в студии учреждения дополнительного образования

Дополнительное образование

23.11.2018


Большой энциклопедический словарь раскрывает понятие эйдос – конспекта (ЭК) как изо-бражение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов худо-жественного произведения.

В феноменологии философа Э. Гуссерля это — сущность, в отличие от факта. Занятие в дет-ском объединении дополнительного образованияс применением данной технологии имеет массу преимуществ.

Существует огромное количество видов и форм эйдос-конспектов. ЭК художественные, со-держащие по сути рисунок, отражающий образы прочитанного. Графические ЭК, представ-ляющие собой образные опорные схемы. Цветовые ЭК похожи на рисунки в манере абст-рактной живописи, такие же непредсказуемые и свободные по форме и содержанию, отра-жающие точку зрения и видение рисовавшего. ЭК ассоциативные, которые раскрываются через призму наложения образов, созданных писателем и видением этих образов учащимися. ЭК цифровые создаются на компьютере, могут включать анимационные техники. Что каса-ется комбинированной формы ЭК, то она чаще всего применяется у нас в студии, поскольку включает различные виды эйдос-конспекта, такие как рисунок, схемы, цветовые компози-ции, ассоциативные авторские и читательские образы.

Эйдос-конспект помогает представить образ, созданный художником, глазами учащегося, а самому педагогу понять глубину усвоения материала, его эмоционального, чувственного восприятия ребёнком.

Хотелось бы отметить, что работа учащихся с эйдос-конспектами это только составляющая часть полного анализа текста спектакля, литературного произведения. Структура ЭК очень гибкая и позволяет педагогу заострить внимание учащихся на многих вещах, таких как про-блематика, композиция произведения, его идея, анализ образов главных героев, уловить де-тали словесных портретов персонажей, существенных мотивов их поведения, понять осо-бенности художественного мира писателя путём проведения литературных параллелей.

Эйдос-конспект, которые дети составляют в театральной студии, представляет собой слож-ное образование, состоящее из нескольких частей и включающих приложение к эссе и само небольшое эссе по теме. В приложениях ребёнок может цитировать автора произведения, его высказывания, размещать цветные рисунки, выражающие его образы, мысли, чувства, переживания в момент прочтения. В самом эссе ребёнок комментирует тему, рассуждает о прочитанном.

Поскольку комментарии учащихся должны быть краткими, то информационно они энерго-ёмки, позволяют им самостоятельно творить, думать, исследовать творчество писателя, дра-матурга, автора произведения или пьесы, даёт возможность сравнивать разные точки зрения учащихся-одногруппников. К тому же эйдос-конспект позволяет задействовать метапред-метные знания, привлекая к работе над ним литературу, живопись, историю, музыкальное оформление.

Получение подобных нужных факультативных знаний как нельзя кстати, поскольку в усло-виях стремительного развития информационных технологий потребность в работе над тек-стом, во вдумчивом чтении, желание получать истинное наслаждение от прочитанного нивелируется. Учащийся не в состоянии сконцентрироваться, создавать мысленные образы, эмпатийно проследить за развитием главного сюжета.

Учителя литературы бьют тревогу: из школьного курса постепенно и бесследно уходит ог-ромный пласт информации, раскрывающий мир общечеловеческой и русской культуры. Из школы исчезает драматургия. Так, в пятом классе чудная пьеса Маршака «Двенадцать меся-цев» была по неизвестным причинам заменена скупыми двумя страницами «Драмы о Пет-рушке». А крохотный отрывок, который остался из «Бориса Годунова» в седьмом? В девятом очень бегло проходят в сокращённом варианте античную драму, Мольера и Фонвизина. Всё более сокращаются базисные часы, отводимые на изучение русского языка. Несомненно, времени для вдумчивого изучения драматического произведения в современной школе катастрофически не хватает. Не решена проблема методики изучения драмы. Учителя или анализируют темы, рассматривают образы главных персонажей или рассуждают о проблематике произведения не рассматривая саму специфику жанра или пытаются прочитать по ролям отдельные сцены произведения. Если охарактеризовать одним словом проблему, связанную с невозможностью учащихся творить, личностно расти, читать и осмысливать прочитанное, то это – недостаток. Постоянная нехватка времени, в связи с большой загруженностью, недостаток методик, новых и доступных технологий для восприятия среднестатистического учащегося, недостаток диалога с книгой, недостаток общения, обсуждении прочитанного, интерпретации, анализа художественного текста, недостаток живого диалога.

Содной стороны, дети ощущают огромное желание творческого раскрытия, самореализации, с другой стороны- испытывают трудности насыщения этой жажды в связи с указанными причинами.

Решить подобные проблемы с помощью участия только школы, как показывает практика не-реально. Но всё же решение существует- это вовлечение детей в деятельность театральных студий учреждений дополнительного образования, внешкольных кружков по сценической речи и театральному мастерству.

В атмосфере психологического комфорта творческие успехи детей в подобных заведениях растут и имеют свои результаты:

- дети, получая знания в расширенном и углублённом виде, повышают свои интеллектуаль-ные возможности;

-занятия по театральному мастерству имеют уникальные возможности для развития мораль-но-нравственной составляющей личности, её вкуса, эстетического восприятия мира;

-тексты театральных постановок, драматургию как жанр литературы сложно изучать в шко-ле, сложно читать самостоятельно или по ролям неподготовленному ребёнку. Драма это-действие, которое возможно только через монологи героев, искусственное создание аудио и видео иллюзий, шумовых эффектов, введение авторских ремарок. Поэтому важен процесс поиска, «лепки» и воплощения самим исполнителем главного героя. Иначе говоря, чтобы понять замысел автора необходимо самому побывать Наташей Ростовой, князем Балкон-ским, Чичиковым или Фамусовым.

-театр как многожанровое искусство слова, ритма, движений и пластики способно обогатить учащихся духовно, дает возможность познать мир во всём его многообразии;

- педагог направляет поисковую деятельность учащихся, умело вплетая в канву учебного занятия современные, волнующие их проблемы;

- выпускники – старшеклассники выходят из стен учреждений развитыми, грамотными, спо-собными к дальнейшей самореализации мыслящими личностями;

- ещё один бонус всех учреждений дополнительного образования и театральных студий в том числе- особо одарённые учащиеся получают профессиональную ориентацию.

В эстетическом значении у учёных античности существовало понятие эйдоса как противоположности хаоса. Эйдос-конспект (ЭК) предназначен для тщательного и вдумчивого осмысления всех существующих явлений культуры, в том числе и для художественных произведений.

Посредством ЭК осуществляется диалог писатель – читатель. На лексическом уровне уча-щийся слышит, улавливает, понимает слова. Затем, начинают появляться воображаемые об-разы, звуки, ощущаться запахи и звуки, предметы, которых не существует в реальности. Можно сказать, что учащийся первоначально проживает прочитанное на уровне собственно-го образного восприятия, а затем, на основе проникновения в семантику текста, создаёт соб-ственную творческую работу.

План построения творческого занятия в театральной студии по данной ЭК технологии пока-зано на схеме 1.

Схема 1. План построения творческого занятия по эйдос-технологии в театральной студии



Таким образом, работа над эйдос-конспектом в детской театральной студии представляет собой чёткий, планомерный процесс осмысления учащимся литературного произведения. Положительная сторона эйдос-конспекта состоит в том, что он прозрачно и за относительное короткое время позволяет понять образ мира, раскрываемого писателем, увидеть его коммуникативную манеру изложения, идею, символику, которую несёт само произведение, осознать эстетику его личности. Эйдос-конспект способен отражать индивидуальное видение ребёнком действительности, его чувства, ощущения, его восприятие художественного произведения в целом.

Драматические художественные произведения, изучаемые на занятиях в театральной студии, содержат по сути огромный пласт нравственных, эстетических, культурных, психологических проблем, мыслей, чувств, переживаний. Эмоционально воздействуя на учащихся на уровне образного восприятия, они становятся источниками нравственного, эмоционального и эстетического опыта личности, позволяя ей развивать собственные творческие способности.


Автор: Эпова Светлана Александровна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2455
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт