Мотивация как побуждение к действию для достижения поставленной цели, то, что движет нами, вызывает интерес, желание, очень важна в учебно-воспитательном процессе. Долго думая над этим вопросом, пришла к выводу, что необходимо педагогическую работу в ДШИ строить на основе интеграции ФГОС и ФГТ, организуя уроки с помощью современных педагогических технологий и подходов. Системно-деятельностный подход является одним из основных. Трудно было представить, как возможно искусство и культуру ограничить рамками системы и поставить, как и всё образование, на технологические рельсы. Но в моем случае оказалось, что деятельность обучающихся в системе дает эффективные результаты благодаря возрастающей мотивации детей.
На уроке вместе с обучающимися ставим реальную цель, к достижению которой нужно стремиться. Выясняем, зачем нужно подготовить исполнение именно данного музыкального произведения, в каких случаях оно нам может понадобиться, пригодиться. Далее выясняем, какие действия необходимо выполнить, какие ресурсы использовать, планируем ожидаемый результат. Это занимает минимум времени урока, но существенно меняет отношение детей к уроку: теперь они знают, что должны делать, к чему нужно стремиться, для чего это нужно, каким образом и с помощью чего можно выполнить. Работа в хоре и в сольном исполнительстве идет с интересом, огромным желанием достичь цели. Сама атмосфера урока доброжелательная, радостная, энергичная, задорная способствует этому. Часто уроки хорового и сольного пения проводятся в актовом зале на сцене для успешной адаптации детей в их дальнейшем стремлении к большой сцене.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, зная, что смена видов деятельности - это самый лучший отдых, провожу игровые распевания, музыкально-дидактические игры, физминутки, упражнения на релаксацию, чтобы от усталости обучающиеся не утратили интерес к предмету. Урок динамичен, эмоционален, всегда имеет мультимедийное сопровождение, все дети вовлечены в процесс сотрудничества с преподавателем, концертмейстером, друг с другом.
Когда приглашают нас участвовать (мы-то знаем, что приглашают не всех, а только лучших) в мероприятиях, организованных социальными институтами. Это общеобразовательные школы, детские сады, детская библиотека, культурно-досуговое учреждение, филармония, то обучающиеся с удовольствием принимают в них активное участие, т.к. они адаптированы к сцене, полюбили ее, и импровизированную у памятника воинам-освободителям Великой Отечественной войны, и временные подмостки на площади, и огромную сцену в Доме культуры, и шикарную в огромном концертном зале. Дети знают, что своим творчеством доставляют людям хорошее настроение, приносят радость, оказывают влияние на чувства и эмоции. А сколько для детей значат бурные и продолжительные аплодисменты благодарных зрителей, их восхищение и похвала по окончании концерта!
Участие в конкурсах разного уровня тоже мотивирует обучающихся к исполнительской деятельности. Конкурсный материал подбирается заранее и отрабатывается обучающимися не только и не столько на уроке, сколько дома самостоятельно. Дети стремятся, конечно, занять достойное место на конкурсе, что нередко и происходит. Но если не получается, то истерии у нас не бывает: сама благоприятная конкурсная атмосфера, внимание организаторов к каждому участнику, утешительные призы, - все это сглаживает подпортившееся настроение.
Культурно-просветительская деятельность с учетом ФГТ в смысле приобретения культурного опыта обучающимися в результате посещения музеев, детского театра, филармонии, имеет важнейшее значение в развитии мотивационной сферы обучающихся. Особенно незабываемыми бывают встречи с известными людьми, например: огромное впечатление произвели на детей "Пасхальные встречи" с В.Гергиевым, музыкальные уроки с Д.Маликовым в филармонии. Культурно-просветительская работа активно ведется обучающимися в сотрудничестве с преподавателями и педагогами Детской школы искусств в социальной сфере. Участие в социально-значимых проектах, народных празднествах, в совместных концертных представлениях детей и их родителей в ДШИ, дают огромный дополнительный стимул детям для повседневного труда в сольном и хоровом пении. У детей появляется осознание, что пение - это великий труд, в котором необходимо приложить усилие, сконцентрировать все внимание, проявить волю. Интерес, успешность, эмоциональная удовлетворенность вызывают у детей желание самостоятельно заниматься закреплением хоровой партии, готовить конкурсную или концертную программу дома.
Мотивация: мотив, интерес, желание учиться, успех, признание, похвала, награда. Формированию эффективной мотивации моих обучающихся способствуют:
• благоприятная атмосфера урока
• сотрудничество на основе системно-деятельностного подхода
• динамичность смены видов деятельности обучающся
• правильное чередование энергозаторов и упражнений на релаксацию
• использование современных педагогических технологий
• мультимедийное сопровождение уроков
• активное участие обучающихся во внеклассной работе
• превращение вокальных компетентностей обучающихся в компетенции на основе участия в концертных и конкурсных проектах
• ситуация достижения успеха
• факт социального одобрения
• культурно-просветительская деятельность
Какое счастье в глазах детей, сколько положительных эмоций, осознания того, что их выступления нравятся людям! Хоровое и сольное пение становится более востребованным видом музыкального искусства. Родители с детьми приносят заявления о принятии в Детскую школу искусств к следующему учебному году задолго до его наступления. И это очень радует!