Планирование совместной образовательной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста с расстройством аутического спектра
Педагогический опыт
29.01.2021
Работая в ДОО, я познакомилась с ребенком с расстройством аутического спектра. Его поведение меня насторожило. Ведь он не слушал воспитателя, не одевался, сидел один, ни с кем не общаясь. Зная, что в скором будущем я собираюсь работать воспитателем, меня очень заинтересовала тема о воспитании такого ребенка. Понимая, что есть вероятность, что мне предстоит работа с этим ребенком, я изучила психолого-педагогическую литературу, разобралась, кто такие дети с РАС и чем они отличаются от своих сверстников. Понаблюдав за ним в ДОО, я выделила его индивидуальные особенности. Я заметила, что он не смотрит в глаза, если удается поймать его взгляд, то он пустой, т.е. как будто он смотрит сквозь меня. К окружающим себя детям относиться безразлично, почти ни с кем не общается, не играет, замыкается в себе. В поведении он то выглядит усталым, то через минуту он уже активный.
Для помощи в работе с такими детьми я составила для себя план. Для этого я обратилась за помощью к методам АВА (прикладной анализ поведения).
Ава-терапия - это поведенческая терапия, которая направлена на получение тех или иных навыков у ребёнка. Правильные действия - поощряются, нежелательные - игнорируются и устраняются. За счёт многократных повторений, навыки оттачиваются до автоматизма и со временем они усложняются.
План для работы с детьми дошкольного возраста с РАС 1. Занятие строить исходя из интереса ребенка. 2. Быть последовательным в своих действиях. 3. Любое задание, игру или просьбу следует доводить до конца, быть строгим в действиях. 4. Занятие следует начинать с простых, знакомых ребенку упражнений, которые вызывают положительные эмоции. Потом переходить к более сложным. 5. Соблюдать четкие инструкции (речь короткая, грамотная и четкая). 6. Поощрять ребенка за его хорошую работу. 7. Подготовить разный дидактический материал.
Для осуществления плана следует обратить внимания на индивидуальность ребенка.
1. Чтобы узнать интересы ребенка надо с ним создать некую связь, которая поможет начать с ним общение. Например, воспитатель замечает, что ребенок любит проводить время в одиночестве, пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно воспользоваться это особенностью, вместе играть с песком или крупой, «прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные цвета.
2. Обучение ребенка следует проводить последовательно, разделяя на этапы. Каждый этап должен быть усвоен им. Тогда уже можно переходить на следующий. Для достижения быстрого результата следует пользоваться подсказками, поощрениями. Например, если мы учим ребенка кушать самостоятельно, то нам следует, сначала научить его брать в руку ложку, брать ей пищу, подносить ложку, именно, ко рту и в итоге ее съедать.
3. Что бы ребенок становился организованным и самостоятельным, следует все игры, просьбы или задания доводить до конца. Например, если ребенка заинтересовал флакончик с мыльными пузырями, и он хочет их пускать, то ваша задача, его рукой показать все движения до тех пор, пока он не будет их делать самостоятельно.
4. Что бы занятия были успешны, потребуется заинтересовать ребенка, т.е. занятия начинать с самого простого. Например, если ему нравиться одевать фигурки, то можно предложить поиграть в «сортёр», постепенно добавляя более сложные задания (одеть фигурки по цвету, по форме). Если он отказывается идти для занятия за стол, то следует остаться на том месте, где ему удобно.
5. При соблюдении четких инструкций, нужно отдельно проговаривать, все действия и события, которые происходят в данный момент или планируются. Например, в детсаду: «Сейчас все детки начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.».
6. Для успешной работы с таким ребенком не следует забывать про поощрения. Это могут быть всевозможные наклейки, жетоны, которые надо будет вклеить в журнал и т.д. Ведь тогда у него будет стимул заниматься и показывать хорошие результаты.
7. Хороший дидактический материал поможет мне в работе с таким непростым ребенком. Геометрик, сортёр, разные мозаики. Всевозможные раскраски и аппликации, звуковые доски, развивающие карточки (см. Приложение №1).
Еще одним важным пунктом для себя я отмечу – расположение детей группы к этому ребенку. Для этого надо постараться помочь аутичному ребенку наладитьконтакт с детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия, объясняя правила поведения. Если контакт наладить не получается, значит он не готов к общению. Стоит отсрочить это на некоторое время.
Для благополучного пребывания ребенка с расстройством аутического спектра в детском саду, необходимо создать ему комфортные условия. Он должен чувствовать доброе отношение и желание других видеть его там. В этом ему поможет чуткость, умение и забота хорошего воспитателя.
Составляя план я опиралась на особенности детей с РАС прибегая к научной литературе. За основу я взяла метод АВА-терапии (прикладной анализ поведения), мне он показался эффективным в коррекции поведения детей с РАС. В своем плане я скомпоновала такие условия, которые должны помочь мне в развитии и воспитании особенного ребенка. Дидактический материал поможет мне разнообразить пребывания его в детском саду. Постараюсь сделать все правильно, что бы дети приняли его, а он их. Думаю, мной составленный план поможет мне в общении с ребенком с РАС.
Полагаясь на план, не стоит забывать, что дети с расстройство аутического спектра разные, и АВА терапия может не помочь. Тогда следует пересмотреть свой план, прибегнув к помощи специалистов в этой области и тщательной работе с родителями ребенка.