НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Спасибо, что заметили мою работу! Я обучаю детей с ОВЗ, приходится экспериментир...
Вера Николаевна, спасибо за тренажёры! Уже не знаешь, как выработать почерк у бо...
Ирина Евгеньевна, спасибо за такую красоту! Очень нужно и своевременно!
Любовь Николаевна, спасибо за внимание к работе и добрые слова комментария! Буду...
Очень интересная викторина! Оформление прекрасное! Обязательно воспользуюсь. Спа...
Вера Александровна, какой огромный труд вложен в проект! Я просто в восторге от ...
Вера Александровна, спасибо, что поделились! Очень понравился Ваш творческий про...

Поговорим с… «Василием Теркиным» (приемы технологии «безоценочного интервью» при обсуждении театрального спектакля)

Педагогический опыт

29.06.2020


Говоря об искусстве, мы, учителя, радость общения с ним нередко сводим к банальному выяснению идеи произведения. Рассуждаем об искусстве как о недосягаемо совершенном, которым надо восхищаться, исключая возможность «обычного» ребёнка вступить с ним в партнёрский диалог и честно передать свои эмоции. Мы редко искренно интересуемся, что чувствуют и думают наши дети по поводу увиденного, услышанного и прочитанного, или ограничиваемся банальным «нравится – не нравится», или не слишком изобретательны в своих вопросах по поводу увиденного. Следовательно, на современном уроке актуален вопрос: как помочь ребенку разобраться со своими эмоциями (не с идеей произведения!), которые должны возникать при соприкосновении с любым видом искусства.

Давно стало очевидным, что юный зритель смотрит спектакль и «не видит»: не улавливает сюжета, не различает героев, не замечает костюмов, декораций и реквизита. Даже на вопрос, что не понравилось, не может дать осознанного им самим ответа. Учитель и должен помочь юному зрителю понять прежде всего то, что происходило с ним во время общения с разными видами искусства. В помощь педагогу можно посоветовать интересные приемы педагогики искусства, которая руководствуется следующими общими принципами: от красоты – к пользе; от воображения – к реальности; от сложного – к простому; от далёкого – к близкому. Педагогика искусства строится на игровой системе общения и познания, где ученик и учитель вступают в ролевую триаду: автор – собеседник – философ (автор – зритель – критик).

Одной из методик педагогики искусства являетсятехнология «безоценочного интервью»для старших школьников, разработанная московскими специалистами: психологом Ольгой Иосифовной Троицкой и кандидатом искусствоведения Александрой Борисовной Никитиной и направленная прежде всего на развитие культуры зрительского восприятия.

После просмотра спекткля необходим разговор, «обратная» связь, через которую мы можем понять, имело ли воздействие соприкосновение современного молодого зрителя с тайной сценического действа. «Безоценочное интервью» как раз и направлено на выявление степени этого воздействия. При использовании приемов данной технологии должны соблюдаться следующие условия:не рекомендуется проводить интервью сразу после просмотра спектакля (дети должны «переварить» увиденное), участие в обсуждении добровольное;выслушиваются все мнения, запрещено перебивать говорящего, нельзя повторять сказанное, говорим только тогда, когда хотим добавить;категорически запрещается учителю комментировать ответ («безоценочное интервью») и что-то добавлять, делать выводы.

Организация «безоценочногоинтервью»: дети садятся обязательно по кругу, чтобы можно было видеть и слышать каждого. В процессе разговора есть ряд вопросов, на которые должен ответить каждый участник, и вопросы, которые требуют обсуждения в малых группах в течение 30 секунд, далее ответ дает представитель группы. Состав групп в течение обсуждения должен обязательно меняться несколько раз таким образом, чтобы в группе собирались ученики не по принципу « с кем хочу», а спонтанно, таким образом решаются коммуникативные задачи. (Пример деления на группы: сели вместе, у кого голубые, зеленые и карие глазки; объединились те, у кого в одежде есть белый цвет, черный и др. ).

В ходе обсуждения спектакля выделяются общеметодические вопросы, которые можно использовать при разговоре о любом спектакле, и вопросы, которые связаны с конкретным спектаклем. Рассмотрим приемы данной технологии на примере обсужденияспекталя театра САМАРТ «Василий Теркин». Систему вопросов для интервью именно по этому спектаклю можновыстроить, исходя из следующей логики: ЭМОЦИИ- ВРЕМЯ-ГЕРОИ-ПАФОС.

ЭМОЦИИ. 1) Вопрос на пробуждение эмоциональной памяти(отвечает каждый!).Закройте глаза , какая картина, (звук, текст,деталь и т. д.) всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда произносят: спектакль «Василий Теркин»»? 2) Вопросы на легализацию и слив негативных эмоций: где вам было скучно? Что вас откровенно раздражало? Или в какие моменты вы «выпадали» из действия? 3) Вопросы на пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реакции: (отвечают по желанию): где искренно смеялись или хотя бы улыбались? 4) Вопросы на глубинное переживание: были ли моменты, когда вы полностью на 1-2 секунды «вошли» в спектакль и перестали существовать? Какое чувство испытали? С кем из героев были тогда? Что испытал тогда герой? Где было грустно, больно, хотелось поплакать? 5) Вопросы на личностную идентификацию: за кем из героев вы чаще всего наиболее пристально следили? Были ли такие моменты, где вам было особенно радостно или страшно за них? Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним? Если бы Вы могли с ним познакомиться, о чём бы вы с ним поговорили?

Далее обсуждение по группам со сменным составом.

ВРЕМЯ:Вопросы на осознание художественного образа.Чем отличается этот спектакль, по-вашему, от просмотренных ранее?О каком времени в истории нашей страны идет речь в спектакле? А как вы это определили? Что помогало воссоздать ту атмосферу?Какие предметы запомнились и почему? Какие предметы вам были незнакомы?Какое впечатление произвели на вас декорации спектакля, что запомнилось, почему? Почему именно доски становятся тем элементом, который организует сценическое пространство?Кроме стихотворного текста Твардовского в спектакле звучит музыка, песни, мы видим танцы. Если бы в спектакле не было всего этого, чтобы, на ваш взгляд, изменилось?Кроме непосредственно сценического действия, что вы увидели на сцене и зачем это нужно? (кинохроника). Вопрос для самых наблюдательных: где в спектакле режиссер умело соединил военное время и условное сценическое? (фотография у стен Рейхстага с лицами актеров).Какие запахи вы уловили во время спектакля, зачем они нужны?

ГЕРОИ: Вспомните, что было необычного в зрительном зале до начала спектакля? Какой бы вы задали вопрос своему соседу по зрительному ряду, пока спектакль не начался? Как вы думаете, кто постоянно находится на сцене, чем похож он на героев и чем отличается от них? (Образ автора). Каково ваше восприятие заглавного героя? (Вопрос-провокация, т.к. роль В.Теркина исполняют в кажой главе разные актеры). Почему, на ваш взгляд, режиссер выбрал такой необычный прием? Какой из Теркиных вам больше импонирует и почему?Кто еще из героев произвел на вас впечатление и какое именно? Почему запомнились?

ПАФОС: Вопрос на осознание основного пафоса произведения. Вспомните финал спектакля. Что запомнилось? Почему именно так решил, с вашей точки зрения, режиссер поставить точку?Какой звук появлялся на протяжении всего спектакля? Зачем он нужен? Какие эмоции вызвал? (звук трубы). Назовите три слова-существительные, через которые вы бы сейчас оценили свое состояние после обсуждения этого спектакля. Как вы думаете, нужно ли перед просмотром спектакля прочитать поэму Твардовского или достаточно одного театрального зрелища? Вопрос наоборот: если вы прочитали поэму Твардовского, изменилось ли ваше представление о произведении после просмотра спектакля?Кому из своих близких и знакомых Вы посоветовали бы посмотреть это произведение? Почему? И что бы Вы ему при этом сказали? Кому вы не советовали бы это смотреть и почему?

В конце «безоценочного интервью» обязательно необходимо поблагодарить всех участников за откровенные ответы и желание поделиться своими мыслями.Применяя данную методику на практике важно помнить, что приведённая выше структура – только схема. В каждом конкретном случае нужно понять: какие вопросы будут оптимальны для данной конкретной аудитории (возраст, характер, зрительский опыт), сколько их должно быть.Какие вопросы наиболее точно вскроют образный строй данного конкретного произведения.

После обсуждения может остаться много вопросов-загадок. Это очень ценно в искусстве: то, что не даёт прямого ответа, а заставляет мыслить и сопереживать.

Автор: Горожанкина Елена Юрьевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2403
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт