За окном XXI век. Век информации, скоростей, инноваций. Инноваций в науке, технике, образовании, медицине и в уничтожении себе подобных… Примером служат ежедневные выпуски новостных программ. И сегодня наше общество в целом, и учителя в особенности, должны задаться вопросами, как сделать так, чтобы не выросло поколение, прославляющее Бандеру, преклоняющееся перед идеями нацизма, ищущее идеал в ИГИЛ.
“В связи с этим значение воспитания у учащихся патриотизма и гражданственности значительно возрастает, а наметившийся процесс позитивных преобразований во всех областях жизнедеятельности общества требует возрождения его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, самодисциплины, воли и гражданского мужества”.[4]
Направления для решения этих вопросов мы можем увидеть в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и в «Историко – культурном стандарте».
Среди базовых национальных ценностей, перечисленных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», первые позиции занимают патриотизм и гражданственность. И мы можем сделать вывод, что одной из главных задач, поставленных перед современной школой, является задача формирования у школьников гражданско-патриотических установок. Эта идея не нова. Школа издавна была призвана неуклонно формировать у своих воспитанников любовь к Родине, стремление быть готовым к ее защите, воспитывать личность с активной гражданской позицией и высокой степенью сопричастности к судьбе Родины.
“Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу”.[5]
Все перечисленные составляющие как нельзя лучше формируются посредством учебного предмета «история».
За свой, уже многолетний опыт работы со школьниками, я пришла к убеждению, что разрешить вопросы гражданско-патриотического воспитания можно, лишь включая ребят в действенно-практические формы обучения и воспитания. В течение одиннадцати лет я являлась командиром поисково-патриотического отряда «Факел» и за это время мы, участвуя в «Вахтах Памяти», подняли останки более двухсот советских солдат, офицеров и мирных жителей. Ребята, которые выезжали со мной на раскопки, до сих пор остаются проводниками идеи непобедимости российского народа. На уроках я демонстрирую поднятые нами элементы оружия, гильзы, штык-нож и, таким образом, даю возможность увидеть, прикоснуться к военной истории. Поднимая из земли то, что осталось от расстрелянных, замученных, забитых до смерти, закопанных живыми людей, мы вместе учились ненавидеть войну: и ту – Великую Отечественную, и любую другую, которая была или возможно будет. Но, ребята всегда подчеркивали мысль о том, что, ненавидя войну, насилие, жестокость, они готовы взять в руки оружие для защиты своей страны. На наших занятиях мы вместе учились любить жизнь, свой край, свою землю, уважать людей и их труд, направленный на процветание нашей Родины. Наша поисковая деятельность стала достоянием всей школы: отряд проводил Торжественные общешкольные линейки 12 февраля (День освобождения поселка Пристень от немецко-фашистских захватчиков), 9 Мая; поисковики частично восстановили школьный музей Боевой славы и пополняли его экспозиции своими находками. И сейчас линейки и экскурсии по музею продолжают оставаться составной частью патриотического воспитания обучающихся школы. Встречаясь сегодня со своими уже взрослыми поисковиками, я вижу, что наш труд не прошел для них бесследно, он оставил в душе каждого отпечаток мужества, благородства, верности своему Делу, своей Родине.
Немаловажное значение в поисковой деятельности приобретает воспитание любви к своей малой Родине, сопереживание трагическим страницам ее истории, гордости за ее достижения и земляков, которые и в бою, и в мирное время преумножают ее славу. И здесь на помощь учителю в формировании социальной идентичности обучающихся приходит музей, формы работы в котором достаточно разнообразны. Собирая материал о земляках, сражавшихся в различных войнах, готовя экспозиции, конференции, семинары, линейки ребята начинают понимать, что Родина это не что-то эфемерное, а вот этот дом, сад, улица по которым они проходят ежедневно, это обычные люди, которые нас окружают, но, которые в час испытаний вдруг становятся надежной защитой. И у многих в глазах появляется вопрос: “А смогу ли я быть настолько преданным Родине, чтобы отдать за нее жизнь?” И этот вопрос возникает у ребят вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Имея опыт работы в большой школе, где обучались представители двадцати шести национальностей, могу уверенно сказать, что в итоге грамотно построенной гражданско-патриотической работы (в том числе музейной), главным для всех ребят становится чувство сопричастности к судьбе России и ответственность за тех, кто сегодня живет рядом.
Изучению истории Великой Отечественной войны я уделяю особое внимание, так как считаю, что столько примеров массового героизма людей (среди которых профессиональные военные занимают далеко не первое место) нам не дает ни одна другая война. Да, сейчас развенчиваются многие мифы военной поры, но развенчать целиком весь победивший народ нельзя. Говоря о событиях военной поры, красной строкой провожу идею о неизменной справедливости участия России в военных конфликтах. Возможно, именно в этом и заключается сила и непобедимость нашего народа. Одной из форм изучения истории войны являются встречи с жителями нашего района, которые не обязательно воевали, но просто жили в ту пору, испытали на себе “прелесть” оккупации. Нет ничего ценнее, чем воспоминания этих бабушек и дедушек! И нужно видеть глаза ребят, которые где-то с недоверием, но все же с уважением, почтением и восхищением слушают обычные рассказы про необычную жизнь на войне. Когда ребята читают письма с фронта бывших учителей нашей школы, берут в руки не ксерокопию, а оригинал «похоронки», рассматривают фотографии тех лет, становятся более понятными слова: “Это нужно не мертвым, это нужно живым”. В этой связи уделяю большое внимание работе с документами, источниками, художественной литературой, изобразительным и музыкальным искусством. Последние несколько лет завершающий урок по истории Великой Отечественной войны провожу в форме урока-размышления “А иначе, зачем на земле этой вечной живу?”. Использование музыкальных фрагментов песен военных лет, чтение отрывков из произведений курских писателей, изучение фотоматериалов Нюрнбергского процесса, направлены не только на расширение кругозора обучающихся, но и на пробуждение души ребят. Насколько это удалось видно из писем, которые ребята пишут в 1941 – 1945 годы защитникам нашего Отечества. Кроме чувств благодарности и сопереживания, здесь всегда прослеживаются гордость за свой народ, за свою поистине великую державу.
Одним из способов формирования гражданско-патриотических установок у старшеклассников являются занятия в Научном обществе обучающихся. Исследовательская деятельность – это трудоемкая работа, требующая внимательности, ответственности, большой личной заинтересованности. В результате этого вида деятельности реализуются индивидуальные способности личности и к самообразованию, и к саморазвитию, а значит, мы говорим о гражданском образовании школьников. Выбирая темы по историческим личностям, интересным событиям и процессам в истории нашего государства, ребята более глубоко вникают в особенности Российского менталитета, пытаются найти истоки жертвенности людей во имя Родины, истоки веротерпимости и межнационального сотрудничества. Эти аспекты сегодня актуальны как никогда ранее. Они же нашли свое отражение и в «Историко-культурном стандарте», который призван упорядочить современное Российское историческое образование на основе традиционных нравственно-этических ценностей.
Интересной формой работы стала уже многими забытая агитбригада. Обучающиеся 5-х классов подготовили для младших школьников агитбригаду, посвященную Сталинградской битве. Отбор материала, создание презентации, само выступление не только расширяли теоретические и технические знания пятиклассников, но и развивали коммуникативные возможности, толерантность, давали каждому возможность почувствовать, что означает “чувство локтя”. Для обучающихся начальной школы такая форма работы тоже оказалась полезной, ведь информация, приобретенная от ровесников, кажется более интересной и важной, а значит и более воспринимаемой. Это подтвердили и рисунки детей, где оказались изображены наиболее яркие моменты Сталинградской битвы.
Однажды драматург В. Розов высказал мысль: “Мы – народ духовный.
Чтобы разрушить россиян – надо разрушить духовность и все то, что с ней связано”.[2]
А с духовностью связаны и патриотизм, и гражданственность и задачей современных учителей истории становится задача противодействия разрушению нравственности обучающихся. На примере судеб героев нашей великой страны можно и должно осуществлять воспитание нравственно-устойчивой личности, способной совершать правильный выбор и несущей ответственность за свои поступки.
“Каждый человек должен быть в определенной степени историком – знать свою историю, для того чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином, ибо история дает идею движения, помогает ощутить связь со своим народом, с другими поколениями, формирует и укрепляет исторический оптимизм”[4]
– эта мысль, высказанная российским историком В. О. Ключевским, наиболее полно раскрывает значимость учебного предмета “история” в деле формирования гражданско-патриотических установок обучающихся в сегодняшнем неспокойном мире и подчеркивает важность, глубину деятельности учителей истории и их ответственность перед детьми, обществом, государством.
Литература 1. Патриотическое воспитание. Автор – составитель И. А. Пашкович Издательство «Учитель», Волгоград, 2006
2. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учебное пособие. Издательство «Планета», Москва, 2011
3. Сборник музейно-педагогических программ. Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр развития творчества детей и юношества», Курск, 2013
4. Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Сборник методических материалов. Автор-составитель: В. А. Дергунов, Казань, 2016
5. Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 706-709.