НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Елена Владимировна! Спасибо за внимание к работе и отзыв о ней.
Спасибо, Вам, за отзывы о моей работе.
Татьяна Владимировна, благодарю Вас за создание такой красивой работы!
Спасибо, Зоя Андреевна, за интерес к моей работе и положительный отзыв о ней!
Зоя Андреевна! Спасибо за внимание к моей работе и отзыв о ней!
Спасибо, Татьяна Владимировна, за красочную осеннюю работу.
Благодарю Вас, Татьяна Владимировна, за содержательный и интересный ресурс! Ваша...

Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков методами внеклассной воспитательной работы

Воспитание

20.09.2021


Цель: рассмотреть сущность девиантного поведения детей и подростков, форм и причин его возникновения, показать острую необходимость профилактики и коррекции девиаций в современном обществе.

Задачи:
- рассмотреть сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»;
- исследовать причины девиантного поведения детей и подростков;
- изучить особенности диагностики склонности детей и подростков к девиантному поведению;
- отметить формы и методы работы по профилактике и коррекции девиантного поведения в подростковой среде ;
- рассмотреть наиболее эффективные из них и показать их действенность на практике;
- сделать выводы.

Девиантное поведение несовершеннолетних: понятие и сущность.

Отклоняющееся (девиантное) поведение несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. Тема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, бесспорно, важна на любом этапе развития социальных отношений, а тем более в наше время, когда происходят резкие социальные изменения. В настоящее время, в изменяющихся условиях становления и развития нашей республики эта проблема становится особенно важной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально - экономической жизни, снижение жизненного уровня части населения, девальвация ценностных ориентаций, значительные изменения в укладе и образе жизни людей и др. Ведь общество не может не настораживать тот факт, что под влиянием политических и социально - экономических причин за последние годы наблюдается значительный рост различных социальных пороков.

Девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу, повышают уровень развития общества, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. В случае если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер и становится нормой поведения для многих людей, обществу необходимо пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил» или провести переоценку социальных норм.

Причины появления и формы отклоняющегося поведения у несовершеннолетних

И так, девиантное поведение - естественная реакция человека на возникающее в обществе противоречие между социальной целью и социальными нормами ее достижения. Созидательные девиации выполняют важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам.

Обычно различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле – это поведение любого человека, сбившегося или отклоняющегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоречиями.

Оклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.).

В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяю патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. Патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы. Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.),что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения.

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно хочется выделить проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей. Умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-педагогических условий и коррекционно-развивающих программ.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость.

По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы ценностных ориентаций, социальных установок.

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность.

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе,
пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно- нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые связи.

При социальной запущенности, наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и “красивой” жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию.

Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс.

Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой ценностей и негативными ценностно-нормативными представлениями незначительное, и большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

Особенности и основные направления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних

Рост преступности, пьянства и алкоголизма, наркомании и проституции других нарушений существующей действительности заставляют общество, различные социальные институты решать задачи искоренения указанных девиаций не только карающими, но и профилактическими методами.

В профилактической работе важное значение имеет выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних?
Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика:
- изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
- изучение и коррекция нарушения материнско – детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика:
- раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений;
- исследование генографии семьи;
- коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей,
определение детско-родительских границ;
- наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка, а не само преступление.

Как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если она обоснована, исходит из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов сложившейся жизненной ситуации. Среди основных направлений профилактики девиантного поведения можно выделить, прежде всего, информационный подход.

Он основывается на широко распространенном представлении отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, худ. литературу и др., их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. Ярким примером может служить широко пропагандируемый средствами массовой информации тезис «разрешено все, что не запрещено законом», его буквальное толкование, если не будут своевременно приняты соответствующие меры, фактически может привести к искоренению в сознании людей, особенно молодежи, веками выработанных в нашем народе морально-нравственных устоев, межличностных и внутрисемейных отношений, освященных церковью, традициями, совестливостью, сострадательностью и бескорыстием. Именно поэтому так важен Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый Постановлением Народного Совета ДНР 02.10.2015 г. Как видим, информационный подход к профилактике отклоняющегося поведения предполагает серьезное переосмысление, прежде всего, на государственном уровне, роли и задач всех информационных средств, которыми располагает общество.

Не менее важное значение приобретает в нашем обществе необходимость борьбы с алкоголизмом, а также информирования населения о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма, особенно той его категории, которая по своим возрастным данным потенциально является наиболее репродуктивной частью общества. Недооценка данного направления информационно-профилактической работы привела к тому, что ныне постоянно увеличивается количество детей, родившихся с психическими отклонениями. В подавляющем большинстве причиной этого является пьянство родителей. Помимо сострадания к судьбе таких детей общество несет и большие материальные затраты по содержанию многих из них в специализированных учреждениях. Поэтому так обостренно встает необходимость профилактической работы с будущими родителями.

В этой связи, большую работу могут и должны проводить школы и другие учебные заведения. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы целевые выпуски телесюжетов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Однако вряд ли можно абсолютировать значение информированности на образ действий человека, его поведения в той или иной ситуации, потому что знание или незнание социальных норм конкретной личностью не является единственным условием обязательного следования требуемым правилам или уклонения от них. Социальные нормы всего лишь один из множества фактов, определяющих поведение человека. Поэтому не всегда степень информированности о социальных нормах адекватно преломляется в его поведении, что обусловливается как видом самих норм, так и конкретными обстоятельствами. Например, большинство людей, не будучи знакомы с нормами уголовного права, не допускают уголовно наказуемых правонарушений, ведут достойный образ жизни. И в то же время криминальная практика показывает, что многие осужденные, совершившие преднамеренное преступление, не только хорошо ознакомлены с соответствующими статьями уголовного кодекса, но и в совершенстве владеют тонкостями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Однако, в реальной жизни порой складываются такие условия и обстоятельства, когда ребенок или подросток, не в силах противостоять им. Тогда в его сознании изменяется отношение к социальным нормам, как обязательным требованиям, притупляются или полностью утрачиваются ограничительные реакции, регулирующие поведение личности. Такая точка зрения на природу девиантного поведения определяет сущность и содержание профилактических мероприятий. В основном они сосредоточиваются на устранении или смягчении первопричин, конкретных социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на сознание, а следовательно, и поведение человека.

Социально-профилактическое направление может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающими различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя и связанных с психическим состоянием молодого человека. Так, было замечено, что среди лиц с аномалиями психики значительная доля тех, кто совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Это соотношение изменяется в зависимости от характера преступных действий.

Такое сложное переплетение биологических элементов с другими факторами, оказывающими влияние на поведение несовершеннолетнего обуславливает необходимость сочетания в борьбе с социальными отклонениями как медицинского воздействия, так и социально-профилактических мероприятий вплоть до применения санкций, не исключающий и принудительное лечение в пределах действующего законодательства. Например, выявление больных, страдающих наркоманией, с целью своевременного лечения, если они сами отказываются пройти курс лечения.

Одним словом, профилактическая работа должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.

Формы и методы работы по профилактике девиаций и диагностика склонности подростков к девиантному поведению

Профилактика выражается в стремлении большинства воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или вернуть их в общество. Методы профилактики девиантного поведения включают изоляцию, обособление, коррекцию и реабилитацию.

Динамизм социальных процессов, происходящих в стране, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций. Наряду с ростом позитивных девиаций (например, политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая деликвентность, аморальность поведения. Растет социальная незащищенность граждан.

Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений. Создана целая система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения ОВД по делам несовершеннолетних.

Социальный статус большинства детей крайне тяжел. Они не имели возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. А ведь семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав, по данным разных центров, в них находится только 6-8% детей, у которых родители умерли. Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации – школой. Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус.

Однако социальная реабилитация ребенка - лишь часть проблемы его полноценной социализации. Главное - не допускать, чтобы ребенок остался сиротой при живых родителях. Вот почему самым главным считается нормализация обстановки в семье и восстановление семейных связей. Проведенный среди воспитанников социологический опрос показал, что при всех сложностях, конфликтах, а порой жестокости в семье абсолютное большинство ребят хочет вернуться в свой дом.

Профилактической и коррекционной работе с детьми предшествует диагностический этап. Важно уяснить характер отклонений в нравственном развитии и поведении, а также выявить истоки девиаций.

Диагностику следует строить так, чтобы получить разностороннюю информацию о развитии ребенка ценностных ориентациях, сфере и формах самоутверждения (психологический аспект); отношении к учению, поведении в школе и вне ее (педагогический аспект); социальных связях с ближайшим окружением, положении в официальных и неформальных группах (социальный аспект).

Только получив диагностическую информацию, можно перейти к профилактической и коррекционной работе. Специальные исследования и положительный опыт показывают, что она должна иметь комплексный характер как по содержанию, так и по составу участвующих в ней субъектов. Важно организовать влияние, с одной стороны, на разные стороны личности подростка - мировоззренческую, эмоционально-волевую, практически-деятельностную, а с другой стороны - на все сферы его жизнедеятельности в семье, школе, и вне школы.

Профилактическая и коррекционная работа с каждым подростком проводится индивидуально; однако следует выделить общие условия, соблюдение которых необходимо по отношению ко всем детям, имеющим отклонения в поведении.

Во первых - вся система взаимодействия должна строиться на гуманистической основе - признании ребенка личностью. Отклонения в нравственном развитии и поведении не могут быть основанием для отрицательной оценки личности в целом, для проявления неуважения к ней.

Во-вторых, гуманизм позиции педагогов по отношению к ребенку, имеющему отклонения в поведении, выражается в их вере в него, в его способности к исправлению.

В-третьих, жизнедеятельность подростка должна на практике убедить его в ценности нравственных, демократических отношений между людьми как в системе“ взрослые-дети”, так и в системе “дети-дети”.

Все подростки нуждаются в самопознании и самоутверждении, персонифицированном внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности и общении. Поэтому педагогам при поддержке других специалистов важно сосредоточить свое внимание на решении следующих задач:
- побуждение подростков к самопознанию и самовоспитанию;
- обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность преобразующего плана;
- создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.

Нормально протекающий процесс социализации ребенка предполагает необходимость самопознания, становления у него образа своего “Я”. Этот образ складывается под воздействием многих психологических, педагогических, социальных влияний. Если учесть, что практически весь спектр этих влияний для детей с девиантным поведением окрашен в негативные тона, то нетрудно понять, как деформированы у них представление о себе, оценка себя, отношение к себе.

Вот почему особое внимание следует уделить формированию позиции подростка как субъекта самопознания и самовоспитания. Хорошо зарекомендовали себя педагогические программы «Познай себя», «Сделай себя сам».

Вызвать интерес подростков к самопознанию помогают рисуночные тесты. Использование этой и других методик позволяет выявить тревожные тенденции в самовосприятии подростка.

При проведении диагностики используются:
- наблюдение
- беседа
- тестирование
- проектирование методики
- опросники и анкеты на выявление личностных особенностей
- методики исследования познавательной и эмоциональной сферы

Однако мало помочь подростку наметить общее направление самосовершенствования. На этом пути его нужно поддержать. Поощряя усилия воспитанника, специалист помогает ему осознать свои достоинства, поверить в себя, укрепить желание стать лучше.

Направляя процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения подростков, очень важно расширить круг их представлений о социальной жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, о подлинной красоте, т.е. показать, что жизненный опыт, накопленный ими в семье или уличной компании, не исчерпывает всей полноты жизни. Ребенок, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в значимости новых для него ориентиров. Вовлечение подростков в разнообразную деятельность, с одной стороны, является важнейшим средством коррекции их ценностных ориентаций, развития социальной активности, а с другой стороны - дает им возможность для самореализации и самоутверждения.

Необходимо найти “поле” для приложения сил своих воспитанников. Самостоятельно решить эту задачу подростку затруднительно. Педагогам и родителям важно вовлечь ребят в разностороннюю деятельность по интересам, для совершенствования управлением свободным временем, досуговой деятельностью. С учетом полученных результатов диагностики намечаются направления и методы профилактической и коррекционной работы, которая проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. С целью коррекции эмоционально- волевой сферы, повышения самооценки у детей, уверенности их в себе используется методика игровой психотерапии. Для детей школьного возраста с целью формирования конструктивного разрешения конфликтов со сверстниками проводится социально–психологический тренинг. В ходе коррекционной работы используются разные формы и методы по активизации познавательной сферы детей.

Применяются упражнения, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и мышления, тонкой моторики, что положительно сказывается на успеваемости. Основной смысл психотерапевтической работы в том, чтобы ребенок поверил, что его любят и принимают таким, какой он есть, со всеми его недостатками и проблемами.

Чтобы поощрять малейшие успехи детей, особенно с низкой самооценкой, акцент делался на достижениях конкретного ребенка, не проводилось сравнение его заслуг с другими детьми. Чтобы уменьшить последствия пришлого отрицательного опыта, следует ставить ребенка в ситуацию, когда он может сам принимать решения, предоставлять ему возможность выбора, например, во что играть. Важную роль играет и процесс пробуждения, так, доброжелательный тон воспитателя дает положительный эмоциональный заряд. Ребенок в подобной атмосфере начинает ощущать свою значимость. Дети, не видевшие подобного отношения в семье, усваивают новые образцы поведения.

С целью организации коррекционной деятельности в досуговой сфере предлагаются различные методы и методики:

- метод, преследующий цель вызвать заинтересованность и приобщить к действию ( направлен на стимулирование интереса и приобщение. Он применяется для того, чтобы вызвать у подростков установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности. Осуществляется на эмоционально-рациональном уровне. Заинтересованность вызывается при помощи таких приемов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра и пр. Она направляет внимание, эмоции, мысли подростков на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств. Главный результат этого уровня воспитания - возникновение у подростков установки на определенную социально ценную деятельность и цели, связанные с такой деятельностью);
- метод репродуцирования ( обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности. При помощи этого метода достигается практически воспроизводящий уровень процесса воспитания, нацеливание подростка на выполнение действия определенным образом и на установление определенных межличностных отношений. Направленность деятельности в этом случае достигается следующими премами: упражнения, поручения, "взрыв", режим, традиция, поощрения, требования и др. С помощью этого метода, педагог помогает подростку приобретать минимум знаний и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности;
- метод закрепления и обогащения ( воздействует на дальнейшее формирование у подростков необходимых социальных качеств. Из новых приемов используются такие, как личный пример, критика и самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение и др. Главный результат этого метода - закрепление и совершенствование личностных качеств, необходимых для жизни в трудовой, учебной и семейной направленности);
- метод содействия и творчества ( доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня - осознанности и осуществления его подростками ).

Одновременно самое пристальное внимание должно быть уделено организации общественно полезной деятельности, которая в наибольшей степени соответствует потребностям возраста и является незаменимым средством социализации.

Необходимо провести переориентацию активности подростка, переключить его силы и внимание с негативных форм самореализации к позитивным. Поэтому так важно всемерно развивать общественную деятельность подростков, педагогически управлять ею.

Чтобы такая деятельность способствовала развитию подростков, она должна отвечать ряду требований: быть посильной (чтобы не обескуражить и не отбить желание в ней участвовать); отличаться привлекательностью, которая обеспечивается новизной, ощутимым результатом, одобрением окружающих или особой ролью подростка в ее осуществлении; открывать возможности для самовыражения подростка, проявления его индивидуальности.

Взросление - всегда весьма сложный, многоэтапный и по - своему опасный процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление включает в себя много различных сторон. Основным или ведущим механизмом взросления является присвоение подростками различных категорий ценностей, образцов поведения и т.п. И роль взрослых и, прежде всего, родителей в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так негативных) является ведущей.

Влияние семьи на подростков трудно переоценить. Установлено, что безнадзорность дает 80% преступлений, 60% подростков приобщаются к алкоголю именно в семье. Около 25-30% девиантных подростков выходят из семей, где родители постоянно конфликтуют между собой.

Значение семьи в нравственном и психогигиеническом воспитании определяется еще и тем, что оно является первой социальной группой, которая формирует личность ребенка и воздействует на него в течение всех периодов детства и отрочества. Общение с родителями формирует взгляды, отношение к окружающему миру, образу жизни и поведению. Личный пример родителей оказывает решающее влияние на нравственное и гигиеническое воспитание ребенка, так как детям присуща склонность к подражанию, которая особенно проявляется в подростковом возрасте. Опыт ребенка, приобретенный в семье, во многих случаях является определяющим в его отношениях с людьми и окружающим миром. Впечатления, полученные им в раннем детстве, наиболее сильны, глубоки и устойчивы. Процесс оценки семейной ситуации должен включать наблюдение за поведением подростка, обсуждения с ним и его семьей возникших проблем, использование стандартизированных инструментов или диагностических интервью и психологических тестов. При оценке и диагностике любого эмоционального или поведенческого расстройства детства, должны учитываться социальные и экономические условия, в которых происходит воспитание ребенка.

Точная оценка и  индивидуальная коррекция будут гарантировать, что ребенок будет подготовлен к дальнейшему развитию и переходу в более зрелую юность, а затем и успешную адаптацию к взрослой жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон ДНР от 02 октября 2015 №179 IHC < О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию>
2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних-Свердловск,1986.-150 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития 3-е изд.-Казань.: Центр инновационных технологий, 2003-608 с.
4. Аникеева Н.П. Психолого-педагогические проблемы игры. - Новосибирск, 2002.-142 с.
5. Арифова Е.К. Роль семьи в предупреждении асоциального и антисоциального поведения учащихся // семья в системе правонарушений среди детей школьного возраста: Тез. Всесоюз. Науч.- прак. конф.- М., 1991.-70с.
6. Белкин А.С. Алкоголь: скрытая угроза/ Нравственность. Здоровье. Семья.- Екатеренбург.-2001.- Т.1.-123 с.
7.Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат 1992.-96с.
8.Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства//Собр. Соч.: В 6 т.-М., 1983.-Т.5.-319с.
9.    Гилинский, Я.И. Девиантное поведение в России в 20 веке / Я.И. Гилинский // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 1996. – №2 – с. 157-163.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо Сфера 2003
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ, Астрель; 2008
12.Драгунова Т.В.Проблема конфликта в подростковом возрасте//Вопросы психологии.-1999.-№2.-75с.
13. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990.
14. Зюбин Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися. - М., 2006.-72 с.
15. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М.:АРКТИ ,2010.-53 с.
16. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения// Вопросы психологии -1998.-№ 5 .-40с
17. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция / В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Аверсэв, 2004 – 365 с.
18. Монтессори М. Дети – другие - М.; Карапуз, 2014
19. Рысь Н.Г. Дети разведенных: медико-социальные аспекты формирования личности // Социальная профилактика правонарушения среди несовершеннолетних: Тез.сооб:- М.: ВНИИ МВД СССР,1990.-150с.
20.Тимошенко Е. Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний, 2-е изд. – М., Форум-2015.
21. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М., 2007

Автор: Глазкова Ольга Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


175
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт