Учитель должен сознательно идти
в ногу с современностью,
проникаться и вдохновляться силами,
пробудившиеся в нем.
А. Дистервег
В современной педагогике много говорится о переориентации образования от передачи учащимся знаний, умений и навыков к формированию компетенций, способностей, качеств. В современном мире рыночных отношений особенно важно не только то, что человек много знает, а то, что она умеет свои знания применить на практике, готов и способен это сделать. При этом особую ценность приобретают умение быстро и всесторонне проанализировать проблемную ситуацию, способности найти интересное (нестандартное) решение проблемы, взять ответственность за принятие решения.
Готовит современная школа человека к такой деятельности? Понимание необходимости переориентировать процесс обучения в обществе уже чувствуется, но практическая реализация этих соображений и взглядов осуществляется медленно. Не все учителя готовы перестроить учебно-воспитательный процесс и нацелить его на новые ценности. По нашему мнению, которое будем обосновывать, очень важны для современного человека являются исследовательские компетентности. Формирование таких компетенций действительно насущной необходимостью, вызванной запросами нового времени, нового общества. Исследовательские компетентности разнообразные и многогранные, некоторые из них формируются традиционно и не требуют специальной педагогической системы. Действительно, учеными, исследователями становились и становятся выпускники общеобразовательной и высшей школы, которые испытывали тягу к научной деятельности, проявляли интерес и имели определенные способности. Но на сегодня стоит задача почти каждого ученика сделать исследователем, ведь такие способности является основой для продолжения обучения в течение всей жизни, успешной профессиональной деятельности в любой сфере, построения собственной траектории самореализации, развития и общественного признания. Тот, кто пережил восторг от красоты логического умозаключения, рождение собственной идеи, с восторгом, забыв даже о компьютерных играх, бросился подтверждать эту идею и представлять в целом свои результаты, тот, кто лично пережил мгновения озарения, навсегда в душе сохранит ощущение силы ума и всю жизнь будет стремиться к новым победам и открытиям.
Но как сделать, чтобы каждый ребенок пережил этот момент, как подвести ее к ней, ведь большинство школьников, сегодня учатся в школе, привыкли к репродуктивной деятельности и воспроизведения готовых знаний, потому что очень редко от них требуется «полет мысли»? Решение такой задачи вызывает необходимость поиска новых подходов, методов, приемов обучения, а также развития методик преподавания отдельных предметов, распространение передового опыта, разработки практических рекомендаций применения новейших технологий при изучении отдельных предметов.
Учитель информатики, который ближе всех стоит к инновациям в педагогических технологиях, призван обеспечить прорыв к обучению через открытие, через исследования, должна стать проводником в мир знаний, неограниченного знаниями учителей. Привлечение учащихся к участию в отдельных различных проектах конкурсах способствует повышению уровня заинтересованности и самостоятельности в получении знаний. Но опыт показывает, что значительных успехов ученики достигают тогда, когда систематически, целенаправленно и постепенно, от урока к уроку, от задачи к задаче ведется работа по формированию у учащихся знаний, умений, навыков, способностей к осуществлению исследовательской деятельности, иначе говоря, работа по формированию исследовательской компетентности.