Сколько замечательных "запоминалок"! Я тоже использую некоторые из них: Биссектриса– это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам. Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам. Пифагоровы штаны во все стороны равны. Носкикороткие – слово длинное: носков, Чулкидлинные – слово короткое: чулок. Долгоели тОрты – Неналезли шОрты! ЗвонИтзвонарь, ЗвонЯтв звонок, Чтобты запомнить верно смог. ЗвонИти говорИт.
Если хочешь научиться. Где двойную "Ж" писать, То запомни: "вожжи", "дрожжи", "Можжевельник" и "жужжать, А ещё словечко "жжёный". Вот теперь ты, брат, - учёный!
Не путать ударения в словах нам помогут такие мнемонические двух- и четырёхстишия: Долго ели тОрты – Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.
Фёкла красная, как свЁкла! В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свЁкла!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг! ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта.
Коль есть к искусству интерес - То научись писать в нём "С". На первом месте - "С" одно, Про это знают все давно. А если место второе = То "С" там уже двойное.
Запоминалка для дошколят. Первый день по всем неделькам называем понедельник. Вторник - это день второй, он стоит перед средой. Серединочка среда - третьим днем была всегда, А четверг - четвертый день, шапку носит на бекрень. Пятый - пятница сестрица, очень модная девица. А в субботу день шестой - отдыхаем всей гурьбой. И последний воскресенье - назначаем днем веселья!
Шомпол, чопорный и шоры, шов, крыжовник и обжоры, шоколад, шоссе, шофер — вот и весь набор.
Множественное число
В детской сказке Колобок по траве катиться мог без ботинок, без сапог, без носков и без чулок. Шесть гектаров апельсинов, Яблок, груш и мандаринов, баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков, у таджиков и армян, у монголов и цыган, у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов, у киргизов и грузин, у бурят и осетин.
НЕ – глаголу не товарищ, Врозь они стоят всегда. А напишете их вместе – Не поймут вас никогда!
(Е. Интякова)
2. Частицы НЕ и НИ
О, как похожи НЕ и НИ! Но все же разные они. Как ни хитри, как ни мудри, Не надо путать НЕ и НИ!
3. -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах
В зимний вечер звёздный, тихий Снег что делаеТ? КружиТСЯ. И пора уже до завтра Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.
(Е. Интякова)
4. Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.
Мой сосед-незнайка стонет, Телефон его не звОнит. Аппарат-хитрец молчит, Ждет, когда кто позвонИт.
(И. Агеева)
5. Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду
Надя девочка НАДЕЛА На себя три платья смело, Плащ надела и пальто – Не замерзнет так никто!
Стала куклу ОДЕВАТЬ, На прогулку собирать. "Жарко стало - мамочки! Снять мне что ли варежки?"
(Е. Интякова)
6. Прийти – приду
– Я не смогу к тебе придти И в школу не прийду. – Но что случилось? Расскажи! – Прийти могу. Приду.
(Е. Интякова)
7. Глагол «ехать» в повелительном наклонении
На зеленый свет, Медведь, Ты не ехай И не едь, И не ездий никогда – ПОЕЗЖАЙ! Запомнил? – Да!
8. Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.
Еду ни лОжить, ни ложИть, Да и накласть нельзя. А можно класть и положить – Запомните, друзья!
(Е. Интякова)
9. Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем).
«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу! Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!» «Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей. Правила ты должен знать, чтоб победу одержать!»
(Е. Интякова)
10. Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также
Что бы мне такое прочитать, Чтобы сразу самым умным стать!
То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу, Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу!
Так же на базар пойду, Как ходил в прошлом году, Там куплю себе корову, А также лошадь и козу.