Да, подобных приемов много: "Поляна снежинок", "Разноцветные листы". Они позволяют эффективно провести выяснение ожиданийи опасений и постановку целей обучения.
В технологии развития критического мышления есть прием "Верите ли вы?". Я его часто использую при проверке домашнего задания. Теорию пересказывать скучно, а этот прием помогает данный этап урока превратить в увлекательную игру.
Изучению педагогических технологий я посвятила очень много времени.
Вот следующие виды:
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
1. Игровые технологии 2. Проблемное обучение 3. Технология современного проектного обучения4. Интерактивные технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии
5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Просто эта тема мне близка. Я много этим занималась при написании педагогического проекта.
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 1. Технология программированного обучения 2. Технологии уровневой дифференциации
- Дифференциация по уровню развития способностей - Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) - Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) - Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп»,«стратовая» дифференциация)
3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 6. Технологии групповой деятельности
Модель: групповая работа в классе
Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)
Модели коллективного творческого решения проблем
7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М.Кушнир)
· Природосообразная технология обучения чтениюА.М. Кушнира · Природосообразная технология обучения письмуА.М. Кушнира · Природосообразная технология обученияиностранному языку А.М. Кушнира
2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого 4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 5. Технология саморазвития (М. Монтессори) 6. Технология Дальтон-план 7. Технология свободного труда (С. Френе) 8. Школа-парк (М. А. Балабан) 9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Широкоераспространение в начальной школе получают личностно - ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. ИспользованиеИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным. Дети заинтересованы, приобщены ктворческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого.Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. Игра -сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная. Игровыетехнологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. А комплексное использованиездоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.Для меня главное – всё,что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Большое спасибо, коллеги, очень содержательный форум!
Применяю, практически все эти методы на уроке. Но не очень часто. Например, в начале темы, делю класс на 4-е группы и даю каждой группе подготовить рассказ( на 5 мин) об 1-2-х художниках (текст подготовлен), рассказать о произведениях художников, приготовить несколько вопросов(4-5) другим группам о художнике. В группах дети сами распределяют виды деятельности. Когда одна группа рассказывает, другие бегло записывают, чтобы вопросы не застали врасплох. При этом дети немного рисуют, складывают пазлы, сочиняют стихи по заданным фразам, расшифровывают анаграммы, шифровки, загадки (всё должно относиться к теме урока). В конце урока тестовая проверка знаний в форме игры "Да-нет" или презентация-тест (куда без них). Это мне кажется, гораздо интереснее, чем слушать скучные доклады о художниках, изобретателях, ремёслах. Дети сами узнают новый материал. Урок проходит мгновенно. А на дом можно задать составить тесты, кроссворд или презентацию по этой теме. Происходит закрепление материала.
Добавлено (03.11.2013, 03:02) --------------------------------------------- Ещё один метод использую по запоминанию классификации материала. Очень похоже на написание карточек. Но здесь, учитель предварительно продумывает всю схему, пишет нужные слова основных групп (например: химические волокна и натуральные), они в свою очередь делятся (химические -на синтетические и искусственные, а натуральные -на животные и растительные и т.д.). Раздаю карточки с названиями групп и подгрупп детям, после беглого знакомства с классификацией. Дети имеющие название 1 уровня, строят свою ветвь классификации, выходя с табличкой к доске и вызывая детей с табличками 2-4 уровней и держась за руки выстраивают цепь схемы. Вот так весело, в движении и запоминают неинтересные вопросы. А потом дети рисуют, что можно изготовить из этого материала. Показывают животных, из волокон которых делают натуральную ткань. Разгадывают загадки о растениях.
Добавлено (03.11.2013, 05:44) --------------------------------------------- На 9,10,11,25,28,38,40. Вот откуда "кусочные" знания у учащихся: тут овал, там треугольник, окружность т.п.- целостного представления( картины) нет.
В связи с введением в школе электронного обучения, встает вопрос о применении КЕЙС технологии. Пока нахожусь в стадии изучения материала по данной технологии. Но кратко уже могу рассказать, вернее, процитировать: "Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ.Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:
доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;
звуковое сопровождение лекций;
наличие интерактивных заданий;
анимированные примеры решения задач;
возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками".