Часто при ответах на вопросы учителя дети не могут чётко и логично изложить свою мысль. Нередко можно услышать от ученика: - Ну это... Я как бы в общем... дневник забыл. Почему такая невнятная речь? Не учат в школе говорить грамотно?
Учат! Ещё как учат! Но кругозор наших учеников сейчас очень беден, читают мало, общаются SMSками, короткими вопросами-ответами в контакте...Речь не только невнятная - убогая..
Конечно современные методы опроса хорошо, но не забываю и традиционный, устный у доски. Думаю, что после окончания школы ученики должны научиться грамотно выражать свои мысли. Вот и тренирую на сколько время хватает.
В начальной школе ученики много говорят, читают, рассказывают. Много общаются с родителями, рассказывая им про школьные дела. Средняя школа предпочитает опрос тестовый, чтения нет, устно отвечают на уроке 2-3 человека. Родители к этому времени уже не так часто интересуются делами ребёнка в школе. Вот дети и перестают разговаривать, строить свою речь. И начинается" "Ну,.. это..., ну Вы же поняли меня!"
Согласна. Тестовый опрос быстро проверяет знания, но совсем не развивает монологическую речь. Не надо жалеть времени на беседу с детьми, пусть говорят они, а не мы.
Однажды на курсах услышала такую фразу: "Из класса ХОРОШЕГО учителя должны быть слышны голоса детей, а не его личный монолог". Но у меня не всегда получается быть хорошим учителем. Часто кажется, если я лично не объясню это - ну ничего же не поймут! А дети должны говорить как можно больше! Пусть будет поначалу и "ну", и "как его", и "эт-т-то". А вдруг выговорятся?
Вводили в учебный план риторику (речь и культура общения), потом снова убрали. Вот там мы и учили детей говорить. На уроках русского языка тоже есть упражнения по культуре речи. Но этого недостаточно.
Нет риторики??? У нас не во всех параллелях есть. Но всё-таки дети могут просто поупражняться в ораторском искусстве. Я чаще всего так и делаю: всегда "риторы" что-то "вещают" детям на уроке.
Словарный запас у детей ограничен, духовный мир слабый. Книги читают под давлением взрослых. Как-то на родительском собрании поинтересовалась у родителей: что читают они сами, о каких прочитанных книгах детей знают. Ответы родителей: читать некогда, надо деньги зарабатывать, можно почитать электронную книгу, посмотреть по интернету фильм и так далее.