Давно прочитала притчу, смысл которой можно понять по-разному. Предлагала порассуждать о ней своих коллег, а сегодня предлагаю эту притчу вашему вниманию. Путник очень долгие годы путешествовал по миру в поисках своего учителя. Но где бы он ни побывал, с какими бы известными учителями не встречался, все они не устраивали его по каким-либо причинам.
Но вот однажды он услышал о великом учителе и после долгих поисков разыскал его жилище. Войдя в дом, путник спросил у его хозяина:
- Ты правда великий учитель?
На что тот ответил:
- Да, я мастер в своем деле.
- Словам я не доверяю, - сказал путник: - Я буду твоим учеником, буду делать, что ты скажешь, но только при одном условии: ты должен показать мне чудо. И только если ты действительно покажешь мне настоящее чудо, то я стану твоим учеником.
Маг выслушал его, грустно улыбнулся и... совершил чудо! Путник, увидев чудо, упал на колени, протянул руки к еще сверкающему в лучах чуда магу и прокричал:
- Да, Вы действительно настоящий учитель! И я хочу быть Вашим учеником!
На что учитель ответил:
- В то время, как ты обрел учителя, я потерял ученика. Теперь ты мне не нужен.
Путник удивленно спросил:
- Как? Почему??? Что я неправильно сделал?!
Но он так и не получил ответа и ушел ни с чем. Так что же случилось, почему учитель отказался учить путника?
Поучительная притча, как, наверно, и многие другие притчи. Есть несколько стилей преподавания преподавания: авторитарный, либеральный, демократический. Педагог, работающий по авторитарной системе, чаще использует запреты и ограничения, злоупотребляет отрицательными оценками, строгость и наказание - основные его средства. Авторитарный педагог ожидает только послушания, тем самым, как бы убивая в детях инициативность и самостоятельность. Либеральный, наоборот - безынициативность, непоследовательность в решениях, забывает о своих требованиях, его оценка зависит от настроения.. Демократический стиль - наиболее распространенный стиль общения, и наиболее эффективный и оптимальный. Характерны: доверие и уважение, хороший эмоциональный контакт с детьми, в общении преобладают положительные оценки. Педагог стимулирует мотивацию детей к познавательной деятельности, развивает уверенность в себе. Демократический стиль общения - это взаимопонимание между детьми и педагогом, сотрудничество в совместной деятельности. Есть понятие "Ученик превзошел своего учителя". В данном случае Учитель заметил в глазах путника огонек фанатизма, его страсть к подчиненности, покорности величию. Чудо, которое совершил Учитель, будет непреодолимым препятствием на пути ученика, он никогда не сможет превзойти его, возразить, высказать свое мнение... Конечно, для такого Учителя данный ученик не представляет интереса. Его задача - развитие и продвижение знаний, самостоятельности, инициативы. Думаю, поэтому Учитель отказал учить путника.
Однажды кошка взялась обучать уму-разуму тигренка. Тот оказался очень способным учеником и вскоре не только постиг все кошачьи премудрости, но и вырос настолько, что почувствовал себя значительно мощнее своего учителя. И тут же решил проверить свою силу, напав на кошку.
Он рассуждал так: "Если я убью кошку, то тогда зачем она мне, как учитель? Если же нет, то просто получу еще один урок". Но кошка была мудра и, почувствовав угрозу, в момент нападения легко вскарабкалась на растущее рядом дерево.
Тигр последовал за ней на дерево, но, не владея техникой лазания по деревьям, сорвался вниз и разбился. Когда кошка подошла к нему, он спросил: "Почему ты не научила меня лазать по деревьям?".
На это она ответила: "Это было мое личное знание, а сегодня я хотела начать с тобой занятия по твоему личному знанию... Видимо, не судьба".
Учитель может дать ученику только общую информацию, но вырастить из нее личное знание может только сам ученик. Конечно, при условии, если у него проросли корни уважения к своей школе и к своему учителю.
Победа тогда имеет истинную ценность, когда победитель сумел сохранить уважение к тому, кого он победил, а у побежденного возникло чувство восхищения по отношению к тому, кто его победил.
Добавлено (26.08.2014, 13:12) --------------------------------------------- Притчи учат многому в жизни! Часто использую их в работе. Ученик нашёл то, что искал!
Победа тогда имеет истинную ценность, когда победитель сумел сохранить уважение к тому, кого он победил, а у побежденного возникло чувство восхищения по отношению к тому, кто его победил.
Эту бы притчу нашим родителям почитать надо на собрании, чтобы было побольше доверия.
Да, иногда чувствуешь, что родители привыкли только требовать от учителей, от школы... Ни о каком доверии и речи нет. Школа обязана научить! Это святое правило. Но родители должны оказывать со своей стороны помощь!
Да, в притчах Учитель, действительно, всегда настоящий Мудрец! В первой притче ученик ждал от учителя настоящего чуда, дождался, но учитель отказался учить его, т.к. понял, что никогда этот человек не сможет стать выше его. А как же в реальной жизни? Мне очень интересны дети, которые постоянно ищут что-то, стремятся к чему-то новому, сами "бодаются", чтобы найти какой-то ответ, решение правильное!
Мне очень интересны дети, которые постоянно ищут что-то, стремятся к чему-то новому, сами "бодаются", чтобы найти какой-то ответ, решение правильное!
Люблю таких учеников, которые спорят со мной (по существу вопроса), отстаивают свою точку зрения, доказывают свою правоту. Провоцирую их на это. С такими учениками интереснее работать.