Не секрет, что от познавательной активности ученика многое зависит в обучении. У каждого педагога есть свои маленькие секреты, как, с помощью чего её формировать, развивать. У кого-то есть интересные идеи, а у кого-то возникают проблемы с её развитием. Думаю, наши мысли, рассуждения будут полезны и интересны многим из нас...
Тема Вашего исследования на практике, Надежда Андреевна. Да, это проблема, особенно в старших классах. Если в 5 классе она ещё достаточно высока, то уже к 7 классу начинает неуклонно падать. Часто приходится столько сил приложить, чтобы дети на уроке проявляли эту самую познавательную активность. Но многие детки "спят на уроке", мозг их спит.
Да, Александра Михайловна, это тема нашего исследования в действии, тема нашей с Майрой Кадильбековной практической деятельности. Мыслей и планов, конечно же, много. Но, Вы сами знаете, какой продвинутый народ у нас на Портале. Уверена, будут предложены интересные идеи, которые мы сможем реализовать во время своей практики
1. за каждое выполненное задание, получают баллы, которые потом переводятся в отметку. 2. менять роли учителя и ученика. Дать задание ученику и подготовить с ним изучение новой темы. так делаю по информатике, ученики готовятся и рассказывают новую тему классу, учитель выступает в роли "нерадивого" ученика (задает всякие коварные вопросы и прочее)
Эта тема всегда актуальна, хотя и говорят о ней постоянно! Урок будет успешным, если дети активны, если любознательны. А для этого им надо подбрасывать интересные задания, учить учиться, чего многие из детей и не умеют
Для развития познавательной активности я использую стратегии РКМ.
Что за стратегии подробнее, пожалуйста.
ЦитатаNadezhda57 ()
Интересная идея, Любовь Владимировна! У Вас есть какие-то критерии по оцениванию, или балл получаешь независимо от сложности?
За каждое задание начисляется разное количество баллов (от 1 до 5 в зависимости от сложности) потом суммируются и перевод в отметку. На отлично, 50, на хорошо, 40 и т.д.
Использую игровые моменты и очень часто. Так же очень часто при объяснении нового материала предоставляю возможность детям самим анализировать примеры на доске, выполнять задания, а в конце урока -делать выводы. Иногда дети сами формулируют правило из всего изученного и своих выводов. А я направляю их в правильное русло.
Стараюсь не сообщать тему урока в готовом виде. Вопросы "зачем, почему, с какой целью?" дано то или иное задание помогают ребятам сделать самостоятельные выводы о теме и целях урока, тем самым стимулируя к активности на протяжении всего урока.
Это стратегии развития критического мышления. Так, на стадии вызова я использую приём или стратегию "ассоциации", кластер, пятистишие. А ещё мне нравится приём "лови ошибку".
Я завтра даю мастер-класс по использованию стратегий критического мышления на уроке музыки. Как получится, не знаю, надеюсь, что всё пройдёт хорошо. Предполагаю использовать ассоциации, мозговой штурм, ажурную пилу... а впрочем, подробнее расскажу завтра после мастер-класса!
Александра Михайловна, мы ждём с Вами встречи! А я сегодня с учителями провела семинар-практикум по использованию стратегий критического мышления. Было, к сожалению, всего 3 человека. У остальных уроки и куча дел. Надеюсь, завтра на Вашем мастер-классе нас будет гораздо больше! Успехов Вам!
Людмила Дмитриевна, Вас с почином. Жаль, не смогла побывать на Вашем семинаре, сами знаете, работа у меня такая. Надеюсь, съёмка была? Вот и посмотрю в записи, что было, с какими стратегиями знакомились. Что не понятно, спрошу.
Мне нравится использовать технику формативного оценивания "Пирамида знаний" - после изучения нового материала можно предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.
Эту работу я, в основном, провожу в группах - каждая группа получает "пирамиду" и заполняет нижнюю строчку, затем группы меняются "пирамидами" и оценивают запись техникой формативного оценивания "Светофор" (кстати, подходят к этому очень серьёзно). Затем на полученной пирамиде делают вторую запись и снова обмениваются пирамидами (соответственно оценивают) и так далее. Эффект от проделанной работы потрясающий.