Я такое практикую в 4 классе по окружающему миру, когда проходим историю России или знакомство со странами. Но даю не материал учебника, который очень скуден, а дополнительные сведения.
Помню эти страшные дни, когда при новой программе еще были старые учебники, т.к. новые печатали до начала ноября. В старших классах приходилось очень много писать, что уж никак не делало уроки интереснее: работать по теме урока было некогда.
Диктую дополнительную информацию. Бывает биографию писателя, которая дана в учебнике записываем в виде таблицы ,т.е "скелет". Дома учащиеся читают и пересказывают, опираясь на конспект.
Конспектировать учу, а под диктовку пишем только материал, которого нет в учебнике. Чаще всего прошу найти дополнительный материал по теме в интернете. На уроке дети проводят обмен мнениями - очень полезно при изучении биографии писателя или критической литературы.
Люблю опорные конспекты. Помните, как у Шаталова... В таблицах систематизируем материал часто. Диктую иногда вопросы к диктанту или зачёту. Но сейчас и в этом необходимость отпадает: в Дневник.ru выкладываю файлы.
Иногда под диктовку проводим словарную работу, и на уроках информатики тоже необходимо грамотно писать термины и названия. Еще практикуем следующее: дети из некоторого набора слов пытаются составить определение, потом, то определение, которое близко к правильному под диктовку записываем в тетрадь. Ничего плохого в диктовке не вижу.
Даю лишь минимум под диктовку(то, что отсутствует в учебнике) и очень редко. Знаю свою коллегу, которая таким образом держит дисциплину в классе (дети заняты, и нет проблем). Переписывают учебник из урока в урок.
Уважаемые коллеги, спасибо за комментарии! Очень важно для меня, что Ваше мнение полностью соответствует моему. Я тоже даю под диктовку только ту информация, которой нет в учебнике. Действительно, лучше больше времени потратить на обсуждение материала, на выполнение практических заданий.
А я диктанты на уроках физики практикую, только это не письмо под диктовку, а ответы на вопросы (формулировки законов, правила, определения, формулы...)