Вообще это работа психолога (профессионала). Зайдите на любой сайт по психологии. Там очень много специальных программ (и для начальной школы в том числе). Мы работаем по программам (адаптации, их 6) департамента образования Ярославской области. В Ярославле очень сильный психологический блок (автоматизированные системы диагностики). Нам подарили эти психологические комплекты на ВВЦ в Москве. Мы очень довольны.
Всё-таки большую часть времени в школе дети проводят с учителем, а не с психологом. Поэтому вся работа ложится на плечи классного руководителя. Прежде всего нужно наладить игровую форму работы, но при этом не заигрываться. У нас часто учителя совместно с детьми разрабатывают "Законы дружбы", правила общения. Красиво их оформляют и вывешивают в классе.
Цитата (korolevairin22)
за целый год ребята привыкнут к школе
Здесь часто приходится сталкиваться с обратным эффектом. Дети , привыкшие к школе ставят себя в противовес тем, кто пришёл из детского сада или домашним детям, ходят "королями". На этом фоне случаются конфликты. Конечно, для каждого класса нужно искать индивидуальный подход. Что хорошо для одних, не годится для других.
У нас помещения для первоклассников состоят из учебной и игровой комнат. Игровая - такая же как в ДС. Плавный переход от игры к учению достигаем через программу Цукермана "Введение в школьную жизнь". Работает социальный педагог, психолога у нас нет и конечно учитель.
Очень хорошо, когда есть психолог. Не многие сельские школы могут этим похвастаться. У нас объясняют тем, что нет на это финансирования т.к. небольшое количество детей в школах.
У нас в школе вот уже 5 лет работает ГКП "Дошколёнок" (я проработала в ней 3 года). Принимаем детей с 4,5 лет, две группы , одна группа - дети 4,5 - 5,5 лет, 2 группа 5,5 - 6,5 лет. Три года назад я набирала 1 класс - все дети из "Дошколёнка", кроме 8 детей (1- домашний, 7 детсадовских). С детьми из "Дошколёнка" и домашним ребёнком проблем не было, а вот детсадовские то драку устроят, то спорят, то клички придумывают, а самое главное у них не было усидчивости, постоянно переспрашивали задания.
Взяла первый класс. Адаптация идёт очень тяжело. Многие дети имеют явные отклонения, хотя считается, что класс отборный. Многие погружены в себя или заняты общением друг с другом. На уроке до некоторых не достучишься. Такого сложного класса ещё не было.
В моём классе многие дети из одной группы детского сада, некоторые целый год учились в нулевом классе, им, конечно, легче. Играйте с детьми. В игре коллектив сплачивается.
Можно привлекать пятиклассников,чтобы они провожали первоклассников утром в класс от гардероба (у нас родителей дальше турникета не пускают,а классы находятся на 2 и 3 этажах), играли с малышами на перемене и помогали им приготовиться к уроку. И учителю облегчение. И пятиклассникам значимость.В конце 4 класса мои ученики (г.Екатеринбург) работали над социальным проектом "Помоги первокласснику".