• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: OlgaNosova  
Форум для учителей » Большая учительская » Общие вопросы, Ваше мнение » Мотивация учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности
sergej59
Дата: Ср, 20.09.2023, 11:38 | Сообщение # 1
Сергей Александрович Карпов
(Физика, химия)
s
Сообщений: 53
Позитив: 1
Разработки | Блог
Знания ученика – это результат его учебной деятельности.
Первый этап учебной деятельности - восприятие информации:
- от учителя;
- из учебника;
- из ответов учеников;
- иные источники информации.
Второй этап - переработка и осмысление полученной информации, в котором можно выделить несколько уровней:
- воспроизведение полученной информации (пересказ своими словами);
- формулирование ответов на вопросы;
- решение задач на основе полученной информации;
- выполнение творческих заданий с получением в процессе выполнения задания новой информации.

Как мотивировать ученика на различные формы учебной деятельности?
Статус: Оффлайн
Chechacko
Дата: Ср, 20.09.2023, 17:10 | Сообщение # 2
Александр Николаевич Игрицкий
(Математика, Физика, Астрономия)
Сообщений: 162
Позитив: 3
Разработки | Блог
sergej59, Вы подробно написали про этапы учебной деятельности, как Вы их себе представляете.
Не могли бы Вы с такой же степенью подробности объяснить ещё два момента:
что такое форма учебной деятельности и как Вы понимаете мотивацию.
Статус: Оффлайн
sergej59
Дата: Чт, 21.09.2023, 05:36 | Сообщение # 3
Сергей Александрович Карпов
(Физика, химия)
s
Сообщений: 53
Позитив: 1
Разработки | Блог
Цитата Chechacko ()
sergej59, Вы подробно написали про этапы учебной деятельности, как Вы их себе представляете.
Не могли бы Вы с такой же степенью подробности объяснить ещё два момента:
что такое форма учебной деятельности и как Вы понимаете мотивацию.


Да именно так я себе их представляю.
Собственно формы учебной деятельности уже перечислены. В укрупнённом варианте это восприятие информации и переработка, осмысление информации.
На этапе восприятия информации:
- активное слушание учителя. Не просто присутствие на уроке во время подачи учителем учебного материала, а заинтересованное слушание, собственно восприятие;
- самостоятельная работа с учебником, активное чтение с пониманием текста;
- активное слушание ответов учеников, участие в обсуждении.
На этапе осмысления и переработки полученной информации:
- воспроизведение полученной информации (пересказ своими словами). Простой пересказ текста это уже переработка и осмысление. При восприятии задействованы (в зависимости от формы восприятия) либо слуховая зона, либо зрительная зона коры головного мозга. При воспроизведении в устной или письменной форме совсем другие зоны.
- формулирование ответов на вопросы более углубленная обработка информации. При этой форме проблема именно в формулировании ответа, собственно ответ уже содержится в воспринятом материале в отличие от задачи.
- решение задач.

Отличие задачи от задания и вопроса в том, что человек не может сразу решить задачу, в ней есть элемент неопределённости, человек на первом этапе решения задачи погружается в состояние «незнания».
Состояние «незнания» сопровождается комплексом отрицательных эмоций. Ситуация незнания неприятна для человека и мозг ищет пути выхода из этого состояния.
А выходов из состояния незнания три:
- отказ от решения задачи;
- поиск готового решения на стороне (списать);
- собственно решение задачи своими силами.
В том случае, когда ученик отказался от решения задачи он выходит из состояния незнания, но небольшой след от этого остается – «я не смог». Та же ситуация и случае поиска готового решения. И в том и в другом случае ребенок не учится решать задачу сам.
Если же задача решена собственными силами мозг на это отвечает всплеском положительных эмоций (радость открытия). В этом случае ребёнок не только получил опыт решения (выхода из негативного эмоционального состояния незнания), более того он захотел ещё раз испытать радость открытия. Таким образом у ребёнка формируется потребность решения задач, формируется творческая личность.
Мотивация решения задач происходит в два этапа:
- перед решением задачи ожиданием получить оценку;
- физиологически в момент решения всплеском положительных эмоций. Так устроен наш мозг - он предназначен для решения задач.

Задача учителя давать ребёнку посильные задачи. А так как класс разноуровневый, задачи должны быть различного уровня сложности. Для каждой задачи баллы за её решение.

Задачи на уроке могут быть и не связаны с темой урока. Важно перевести ребёнка в состояние озадачивания, незнания с последующим решением задачи и радостью открытия.
Статус: Оффлайн
Chechacko
Дата: Сб, 23.09.2023, 23:09 | Сообщение # 4
Александр Николаевич Игрицкий
(Математика, Физика, Астрономия)
Сообщений: 162
Позитив: 3
Разработки | Блог
Цитата sergej59 ()
Собственно формы учебной деятельности уже перечислены. В укрупнённом варианте это восприятие информации и переработка, осмысление информации.

Не могу согласиться с тем, что перечисленное Вами в любом варианте - укрупненном или детальном относится именно к формам и именно учебной деятельности. Я не склонен здесь и сейчас вдаваться в подробности особенностей деятельности человека, называемой познанием, в обсуждение форм познания и основных этапов и результатов каждой из форм познания - первичного чувственного и основного для человека - рационального.
И ещё .
Мне кажется, лучше не злоупотреблять использованием такого исключительно многопланового термина как информация. Или, используя его, дать ему необходимую дефиницию.
Если появятся вопросы, готов пояснить.
Статус: Оффлайн
sergej59
Дата: Пн, 25.09.2023, 05:40 | Сообщение # 5
Сергей Александрович Карпов
(Физика, химия)
s
Сообщений: 53
Позитив: 1
Разработки | Блог
Цитата Chechacko ()
Мне кажется, лучше не злоупотреблять использованием такого исключительно многопланового термина как информация. Или, используя его, дать ему необходимую дефиницию.

«Обучение – это целенаправленное, регулируемое информационное воздействие на мозг с целью реализации его функциональных возможностей, то есть развития, совершенствования мышления, памяти, речи и т.д.» (Вершинин В.И.).

О формах представления информации в процессе обучения:
1. Конкретно чувственная. Вся информация воспринимается через органы чувств, но конкретно чувственная в той форме и остается (вижу, слышу, осязаю, обоняю)
2. Абстрактно - образная (рисунки, схемы). Эта форма информации наиболее приближена к естественной конкретно-чувственной.
3. Абстрактно- знаковая (тексты, формулы, уравнения, графики). Следует различать устную и письменную форму представления информации – они поступают в разные участки мозга. Тест услышанный и текст прочитанный это разное. Инструкция, данная в устной форме привычней чем прочитанная.

В различных формах восприятия и обработки участвуют разные участки головного мозга. На этапе обработки информации в любой форме между различными участками мозга, а собственно, между информацией, материализованной в разных участках мозга, устанавливаются нейронные связи. Чем больше форм представления информации, чем больше связей между участками мозга, тем лучше усвоение материала.

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М. Монтень.

Цитата Chechacko ()
Не могу согласиться с тем, что перечисленное Вами в любом варианте - укрупненном или детальном относится именно к формам и именно учебной деятельности. Я не склонен здесь и сейчас вдаваться в подробности особенностей деятельности человека, называемой познанием, в обсуждение форм познания и основных этапов и результатов каждой из форм познания - первичного чувственного и основного для человека - рационального.

Очень хотелось бы узнать ваше мнение (точку зрения) на эту тему.

Добавлено (25.09.2023, 09:58)
---------------------------------------------
Добавлю.

Цитата Chechacko ()
первичного чувственного и основного для человека - рационального.


Конкретно-чувственное для человека первично (Первая сигнальная система по Павлову).
Вторая сигнальная система (по-вашему, рациональное, по-моему, абстрактное) имеет ценность для человека если она не оторвана от первой - конкретно-чувственной.
Статус: Оффлайн
Chechacko
Дата: Пн, 25.09.2023, 17:50 | Сообщение # 6
Александр Николаевич Игрицкий
(Математика, Физика, Астрономия)
Сообщений: 162
Позитив: 3
Разработки | Блог
Сергей Александрович!
Изначально я написал о многоплановости термина информация. В ответ Вы приводите рассуждение народного учителя СССР и России Бориса Ивановича Вершинина о том, что такое образование по его мнению как учителя физики.

Цитата sergej59 ()
«Обучение – это целенаправленное, регулируемое информационное воздействие на мозг с целью реализации его функциональных возможностей, то есть развития, совершенствования мышления, памяти, речи и т.д.» (Вершинин В.И.).


Я не очень понял, почему Вы привели именно этот текст. В нём есть единственное слово, имеющее отношение к информации - информационное (воздействие...).
По моему мнению это слово в длинном предложении является совершенно лишним. Приводимое понимание Вершининым, что такое обучение, только выиграет, если бесполезное слово опустить.
...
Монтеня читал.
...
Относительно рационального и абстрактного.
Относительно двух форм познания этого мира - чувственной и рациональной. Это не моя, а общепринятая терминология. Абстрактной формы познания мира нет.

Добавлено (25.09.2023, 17:54)
---------------------------------------------

Цитата sergej59 ()
Очень хотелось бы узнать ваше мнение (точку зрения) на эту тему.

Сформулируйте, пожалуйста, что конкретно Вас интересует
Сразу отвечу.
Статус: Оффлайн
sergej59
Дата: Вт, 26.09.2023, 10:26 | Сообщение # 7
Сергей Александрович Карпов
(Физика, химия)
s
Сообщений: 53
Позитив: 1
Разработки | Блог
Цитата Chechacko ()
Я не очень понял, почему Вы привели именно этот текст. В нём есть единственное слово, имеющее отношение к информации - информационное (воздействие...).
По моему мнению это слово в длинном предложении является совершенно лишним. Приводимое понимание Вершининым, что такое обучение, только выиграет, если бесполезное слово опустить.

В определении Вершинина Б.И. центральные слова «целенаправленное, регулируемое воздействие на мозг». Все чему научается человек – это результат изменений, происходящих в коре головного мозга. А что может воздействовать на мозг? Борис Иванович, а вслед за ним и я, называем это информацией. Согласен, что термин не однозначен, но нельзя сказать, что он непривычен и непонятен в контексте обучения. В контексте обучения информация – это то, что воздействует на мозг.
«Под информацией понимаются любые сведения и данные, являющиеся объектом передачи, хранения и переработки, а под обучением - целенаправленный процесс внешнего управления познавательной деятельностью ученика, ведущей к усвоению им информации, образованию и развитию его познавательных сил» (всезнающий интернет по запросу «информационная теория обучения»).

Вам не нравится слово информация предложите своё, что по-Вашему воздействует на мозг?

В нейронауках (науках о мозге) понятие информации прочно заняло свое место. Один пример. Учебное пособие «Нейрофизиология» О. И. Дорогина, Глава 3. Передача информации в ЦНС.

Цитата Chechacko ()
Относительно рационального и абстрактного.
Относительно двух форм познания этого мира - чувственной и рациональной. Это не моя, а общепринятая терминология. Абстрактной формы познания мира нет.


«Абстрактное мышление — один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими». (Викепедия). А мышление важнейший способ познания мира наряду с восприятием.

Согласен, что вначале познание мира конретно-чувственное (видим, слышим, осязаем). И, извините не могу без слова информация, конкретно чувственная информация поступает в правое полушарие. Например. Человек воспринимает движение материальных тел, они различаются. Чем различаются? Правое полушарие немое оно не ответит на этот вопрос, там даже вопросы не формулируются. В левом полушарии в процессе обучения формируются абстрактные понятия: траектория, скорость, равномерное, ускоренное движение. В основе понятия - конкретно-чувственная информация, к которой привязываются слова и посредством слов другие формы кодирования информации рисунки, формулы, уравнения, графики – это абстракции. Они хранятся и обрабатываются в левом полушарии в процессе абстрактного мышления. Тем самым создается осмысленная научная картина мира, разве это не познание?

Добавлено (26.09.2023, 10:33)
---------------------------------------------
Цитата Chechacko ()
Сформулируйте, пожалуйста, что конкретно Вас интересует
Сразу отвечу.


В своем сообщении Вы упоминали о «деятельности человека, называемой познанием», «формах познания и основных этапов и результатах каждой из форм познания - первичного чувственного и основного для человека – рационального». Вот об этом применительно к школьному обучению было бы интересно услышать Ваше мнение и обсудить продуктивно.
Статус: Оффлайн
Chechacko
Дата: Чт, 28.09.2023, 01:54 | Сообщение # 8
Александр Николаевич Игрицкий
(Математика, Физика, Астрономия)
Сообщений: 162
Позитив: 3
Разработки | Блог
Цитата sergej59 ()
А что может воздействовать на мозг? Борис Иванович, а вслед за ним и я, называем это информацией.
Цитата sergej59 ()
Вам не нравится слово информация предложите своё, что по-Вашему воздействует на мозг?
Я никогда не говорил, что мне не нравится слово информация. Вполне цензурное, миленькое, но уже безнадежно заезженное словечко. Предлагать свое полагаю излишним, особенно учитывая мою слабость к инфернальной лексике. Не в слове дело. Дело в том, о чем очень точно сказал Ежи Лец: "  В каждом  слове есть мысль, чего не скажешь о каждом предложении". Любое воздействие в основе своей есть воздействие физическое. Преобразование мозгом физического воздействия на рецепторы может выявить в сигналах то, что может в ряде особых случаев рассматриваться как информация, но для этого мозг должен быть "умным".
Статус: Оффлайн
sergej59
Дата: Чт, 28.09.2023, 11:30 | Сообщение # 9
Сергей Александрович Карпов
(Физика, химия)
s
Сообщений: 53
Позитив: 1
Разработки | Блог
Согласен.
Остается вопрос как же тогда человек становится умным? Каким образом глупый ребёнок, ничего не понимающий, становится умным?
Если ближе к нашей работе, каким должно быть воздействие учителя, учебного материала, что бы мозг становился умнее?
Вопросы скорее риторические. Каждый учит как умеет. Как его научили и в основном это объяснительно-иллюстративный метод. Что и в каком объеме учитель должен объяснять на уроке, а что ученики должны получать в результате самостоятельной мыслительной деятельности?
Парадоксальная ситуация - чем лучше учитель объяснил, тем меньше ученику нужно думать самому.
Статус: Оффлайн
Chechacko
Дата: Пт, 29.09.2023, 14:11 | Сообщение # 10
Александр Николаевич Игрицкий
(Математика, Физика, Астрономия)
Сообщений: 162
Позитив: 3
Разработки | Блог
Цитата sergej59 ()
Парадоксальная ситуация - чем лучше учитель объяснил, тем меньше ученику нужно думать самому.

Никак не могу согласиться с Вашим умозаключением. По моим соображениям из Вашей посылки может и не следовать Ваш же вывод, поэтому я считаю Ваше высказывание ложным, поэтому никакого парадокса для меня здесь нет. Позволю себя высказать в известном смысле противоположное утверждение: чем лучше объясняет учитель, тем больше желания думать самому. Я говорю о сильных учениках.
Статус: Оффлайн
sergej59
Дата: Пн, 02.10.2023, 11:49 | Сообщение # 11
Сергей Александрович Карпов
(Физика, химия)
s
Сообщений: 53
Позитив: 1
Разработки | Блог
К этому умозаключению я пришел не сам, а после знакомства с системой обучения
Вершинина Б.И.
«Учитель должен быть не источником информации, а, в первую очередь, режиссёром умственной деятельности учеников. Его главная обязанность – организовать учебный процесс так, чтобы наиболее эффективно «работала» память ученика совместно с мышлением, речью, эмоциями при высокой концентрации внимания». «Объяснение урока учителем – отдых мысли ученика» (Б.И. Вершинин).
Чем лучше учитель объяснил, тем меньше ученику нужно думать самому, а ведь мы декларируем, что в процессе обучения развиваем мышление. Информация,составляющая содержание изучаемой темы, должна загрузиться. Пути два – со слов учителя или из учебника. Информация, и в том, и в другом случае по сути одна, а вот деятельность учеников разная, в первом случае пассивное слушание (если слушают), во втором случае активная самостоятельная работа на осмысление, понимание прочитанного.

К 7 классу ученики уже достаточно хорошо читают и понимают прочитанное. На первом этапе изучения темы я предлагаю ученикам самостоятельно изучить её дома. После самостоятельного изучения с различной степенью понимания - обсуждение изученного в классе. Ученики по желанию рассказывают учебный материал и САМИ приводят формулировку закона так как они его поняли.  В зависимости от ответа проводится корректировка знаний путём системы вопросов и только в исключительном случае, если ученики не поняли – объяснение учителя. Но в этом случае объяснение учителя попадает на уже подготовленную почву.
Статус: Оффлайн
Chechacko
Дата: Пн, 02.10.2023, 18:42 | Сообщение # 12
Александр Николаевич Игрицкий
(Математика, Физика, Астрономия)
Сообщений: 162
Позитив: 3
Разработки | Блог
Сергей Александрович!
Я абсолютно не знаком с работами Б.И.Вершинина. Всё, что я знаю о нём, я просто нашёл в интернете. Полученные сведения никак не вдохновили меня на изучение его творчества. У меня нет к Вершинину ни вопросов, ни замечаний. Просто после работ Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега мне что-то не читаются другие.
Вот несколько его мыслей.
Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.
Неправильное знание хуже, чем незнание.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
Статус: Оффлайн
sergej59
Дата: Вт, 03.10.2023, 10:09 | Сообщение # 13
Сергей Александрович Карпов
(Физика, химия)
s
Сообщений: 53
Позитив: 1
Разработки | Блог
Спасибо за наводку. Нашел в интернете и начал читать книгу Адольфа Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».
Статус: Оффлайн
Chechacko
Дата: Вт, 03.10.2023, 10:18 | Сообщение # 14
Александр Николаевич Игрицкий
(Математика, Физика, Астрономия)
Сообщений: 162
Позитив: 3
Разработки | Блог
Всегда пожалуйста!
Если можно, давайте продолжим обсуждение физических вопросов.

Добавлено (03.10.2023, 10:19)
---------------------------------------------
До встречи в соседней теме.
Статус: Оффлайн
Chechacko
Дата: Чт, 26.10.2023, 16:57 | Сообщение # 15
Александр Николаевич Игрицкий
(Математика, Физика, Астрономия)
Сообщений: 162
Позитив: 3
Разработки | Блог
Вопрос на засыпку к уважаемым модераторам.
К Новому Году предмодерацию закончите??

Добавлено (27.10.2023, 11:36)
---------------------------------------------
Есть пожелание утвердить официально срок предмодерации, равный одному месяцу.
За это время все забудут, о чём, собственно, шла речь, и никакого обсуждения не будет. Всем будет хорошо и спокойно.

Статус: Оффлайн
WD
Дата: Пт, 26.01.2024, 17:30 | Сообщение # 16
Валериан Дмитриевич Чупин
Сообщений: 3859
Позитив: 371
Разработки | Блог
Цитата Chechacko ()
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
Задача – планируемыйрезультат речи. Задача направлена к разуму, задача убеждает, Сверхзадача
побуждает к действиям, сверхзадача обращена к сердцу, эмоциям слушателей.
Главная целевая установка - убедить и побудить к действиям, к качественной учебе,
а не просто изложить тему.
Статус: Оффлайн
laraglazkova
Дата: Пн, 22.04.2024, 11:06 | Сообщение # 17
Глазкова Лариса Ивановна
l
Сообщений: 22
Позитив: 0
Разработки | Блог
Сообщение на предмодерации...
Статус: Оффлайн
Форум для учителей » Большая учительская » Общие вопросы, Ваше мнение » Мотивация учебной деятельности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
ТОП ФОРУМЧАН
Galina1952 7333
81059 5494
Латышева 5266
наталл 4107
ромашка5975 3967
WD 3859
ВЕП 3351
Вл@диМир 3342
Школьница 3227
psolovev 3115
GOR154 2844
OlgaNosova 2617
Djanetta79 2589
Михалыч2 2409
ninaloginova 2376
КОММЕНТАРИИ
Ольга Куприяновна, благодарю за актуальный и полезный материал!
Ольга Куприяновна, спасибо за красочные шаблоны!
Ольга Куприяновна, оригинально, доходчиво сделан методический материал.
Ольга Куприяновна, благодарю за оригинальные тематические шаблоны! Творческих Ва...
"Пожарник" - это человек, ПОСТРАДАВШИЙ от пожара. А тот, кто тушит пож...
Большая благодарность за красивые презентации! Удобны в работе! Желаю дальнейшег...
Евгения Геннадьевна, спасибо за Ваш неоценимый вклад в работу! Ваши материалы по...
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)

Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети