Задача на части, звучит так: "В лесу ребята собрали подберезовики, подосиновики и опята. Всего - 163 гриба. Подосиновиков оказалось на 3 больше, чем подберёзовиков, а опят в 3 раза больше, чем подберёзовиков. Сколько ребята собрали подберёзовиков?"
Подскажите, пожалуйста, как грамотно объяснить решение этой задачи без ввода "х", работая только со схемой. Как объяснить, что из 163 нужно вычесть 3 гриба, чтобы затем разделить 160 на 5 равных частей и найти одну? Как обосновать действие вычитания? Заранее спасибо.
В вопросе спрашивается о подберезовиках, то именно их обозначаем за определенный отрезок. Подосиновиков на 3 больше, чем подберезовиков, то и схеме чертим такой же отрезок как у подберезовиков + 3. Опят в 3 раза больше, чем подберезовиков, то чертим таких же 3 отрезка. На чертеже видно, 5 одинаковых отрезков и + 3 гриба. 163 - 3 = 160 этим действием получаем число, которое составляют 5 одинаковых отрезков.
Мы в УМК "Гармония" так же решаем такие задачи. Очень важно научить ребёнка строить схему и разбираться в ней. Тогда любая подобная задача будет выполнена самостоятельно.
Я много раз уже убедилась, что для большинства задач схема намного лучше, чем простая краткая запись.
Поэтому по нашему УМК краткая запись практически не используется. И когда мы встречаемся с методистами и разработчиками ПНШ, те постоянно нам об этом говорят.