На самом деле, вопрос очень щекотливый. Ребёнку нужно показывать его ошибки и недоработки, иногда наказывать. Коллеги, расскажите, пожалуйста, как вы оцениваете слабоуспевающих при безотметочной системе.
А мы в школе начинаем ставить отметки своим деткам со второго полугодия второго класса. Я считаю, что это поздновато. По - моему, к концу первого класса дети уже готовы к тому, что их работа в школе оценивается. Конечно этот оценочно - отметочный вопрос очень сложный и очень спорный. Я думаю, что "оценка" и "отметка" это разные вещи. Хочу поделиться своим опытом, может быть кому - то пригодится. Я начинаю оценивать своих первоклашек с первых дней школьной жизни. У нас разработана целая "накопительная" система. Попытаюсь объяснить. 1. за работу на уроке (обратите внимание - не за правильно выполненое задание, а именно за работу, т.е. когда ребёнок слушает учителя, ребят, старается, пусть не всё получается, но он работает) - ребёнок получает смайлик, который мы наклеиваем на специальную закладочку (обычный прямоугольник из цветного картона) 2. накопив пять смайликов - ребёнок получает облачко 3. накопив пять облачков - ребёнок меняет их на солнышко 4. накопив пять солнышек - ребёнок меняет их на вырезанную пятёрку, которая остаётся у него У каждого ребёнка есть свой конверт, который он может украсить так, как ему хочется. В этом конверте детки хранят свои "оценки". Облачки, солнышки и пятёрки я вырезаю из цветного галографического (блестящего) картона. Дети охотно принимают условия такой игры. И ещё в этой сиситеме есть такой плюс. Оценку на уроке может получить любой ребёнок, даже самый слабенький, если он будет работать и стараться на уроке. А они все начинают стараются. Начиная со второй четверти, я постепенно начинаю вводить и другие формы оценивания.
Хочется вспомнить богатейший опыт Ш.Амонашвили. Не ставил он оценки, а результаты какие были. Потому что воспитывал он, прежде всего, познавательную активность, желание учиться не ради оценки, а ради обогащения знаниями. Кстати, в Финляндии до 10 лет тоже безотметочная система обучения
МЫ тоже оцениваем со 2 полугодия 2 класса. Хотя вижу, что мои второклашки уже сейчас готовы и хотят получать отметки. Стараюсь ставить только положительные отметки. А "2" только в экстренных случаях, чтобы не обесценились отметки и малыши стремились к лучшему. Иначе, если "2" вообще не ставить, то ребенок подумает: " ну и что, что плохо?...и что. что не готов? ну и что, что не знаю"..
У меня 2 класс . В ноябре прибыл ученик с другого района. (У нас есть реабилитационный центр для детей из неблагополучных семей. Его забрали из семьи за то, что ребенок был заброшен родителями.) Первый класс не знаю как посещал, но он пришел ни писать, ни читать, ни считать не умея. Ребенка перевели во второй. ПОЧЕМУ????? .. ведь понятно же, что не зная букв и не умея элементарного- он будет просто сидеть еще год. Почему нельзя было оставить его на повторный курс и сначала изучать с ним письмо и буквы? Кому это нужно? Ведь губим ребенка- пока я с ним буквы учу и учу писать- он упустит программу второго класса. Т.е ребенок обречен на отставание. А мне как быть? Я бы время уделила своим слабеньким- помочь у кого проблемы. А мне приходится терять время и исправлять недоработки своих коллег. (а недоработка в том, почему коллеги допустили, что ребенок не посещал школу и тем самым отстал от своих сверстников). И как быть? Оставлять или не оставлять на дублирование курса?
А мы оцениваем первоклассников по четвертям: 1 четверть клеим листья на деревья, 2 - украшаем ёлочки, 3 - наполняем цветами корзины, 4 - звезды в космосе. Все листья, цветы, ёлочные украшения, звезды определенного цветы в зависимости от оценки. Всю четверть все висит в классе на стенде, а в конце вкладываем в портфолио. Но я бы предложила разрешить в 1 полугодии 1 класса ставить только "5", а во 2 полугодии добавлять "4". Тогда дети не будут бояться "2", а начнут стремиться выполнить работу на "5".