Одним из направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание , которое осуществляется, как правило, через классные часы и беседы. Достаточно ли таких форм работы ? Являются ли они эффективными? Судя по сюжетам в новостях о процветании неофашизма, вандализма , мы многое делаем не так. В чём же наша ошибка?
Разговоры на классных часах - это не воспитание в прямом смысле. Обязательно должны быть социально- значимые дела. Помните тимуровцев, например? А сейчас дети все привыкли выторговывать.. "А что мне за это будет?" Сплошные проблемы с этим воспитанием)))
В большинстве случаев "патриотическое воспитание" у нас не основано на высших ценностях. Недостаточно говорить ребенку или взрослому "Ты должен!". Пока мы не поймем, почему нам это важно, мы не займемся никакими социально-значимыми делами.
Для успешного воспитательного процесса необходима система действий: - Возрождение и сохранение существующих семейных традиций и ценностей. Становление и развитие личности происходит, прежде всего, в семье. Каждый ребенок и взрослый должен знать свои корни, историю жизни предков, их вклад в развитие Отечества. И если ребенок с детства слышал рассказы о жизни своих дедов и прадедов, подкрепленные фотографиями, письмами, наградами и иными вещественными источниками, то он никогда не поверит ни в один миф, предлагаемый даже самым публичным и официальным источником. - Важнейшим каналом социализации индивида и развития личности является школа. Современная школа призвана обеспечить сотрудничество и диалог учителя и учеников, тесное взаимодействие и взаимное стремление к достижению общей цели: познанию истины и конкретных исторических фактов, которые должны стать достоянием большинства членов современного общества, и прежде всего молодежи. Одним словом, нынешнее образование должно использовать деятельностные подходы в обучении и воспитании на основе учета возможностей и потребностей личности ребенка. - Особые требования к педагогу. Современный учитель должен обладать всеми возможными компетенциями для успешной педагогической деятельности, уметь применять разнообразные педагогические средства и технологии, способные пробудить у детей интерес к отечественной и мировой истории, стремление к поиску, открытиям, желание стать активным членом социума. Таким диалогом для педагогов нашей школы и для меня лично стала педагогика сотрудничества, которая предусматривает формирование активности, любознательности, творчества учащихся, умения в любой сложившейся ситуации принять правильное решение; на основе исторического опыта России прививать нравственные ценности, побуждающие совершать добрые поступки, не оставаться равнодушным к проблемам окружающих людей, родного края, страны. С первой школьной ступени до окончания девятого класса в нашей школе реализуются совместные проекты, связанные с разными сферами деятельности семьи: экономика и творчество, досуг, семейные традиции и ценности, история семьи. Данные проекты направлены на активное вовлечение родителей в педагогическую практику. Под руководством учителей и при содействии родителей ребята создают семейные летописи, открывают неизвестные страницы истории своего рода и семьи.
В своё время мы не стесняясь проводили встречи учащихся с бойцами ОМОН прошедшими Чечню. Конечно, уговорить их встретиться с детьми было очень трудно. Но, то что они рассказывали о друзьях. о братстве, о героизме, о том что есть РОДИНА.... Конечно в рассказах они учитывали возраст школьников. Смотрел на мальчиков и видел насколько им это необходимо. После встречи некоторые стали даже подражать походке выступившего перед ними снайпера. И знаю еще случай патриотического воспитания. Обратились в одну из школ с предложением встретится трудным подросткам с парнем занимающимся реставрацией и созданием копий боевого русского оружия средних веков. Он кузнец, участник фестивалей. Там натурального веса кольчуги, тяжелые мечи, щиты ....Он готов был сам всё это привезти и даже пригласить (с согласия родителей) себе помощников. Чтобы не шлялись с пивом по улице, а хорошим делом занялись.Причем это всё для учащихся и школы бесплатно. Результат обращения удивительный. Из школы пообещали перезвонить и благополучно забыли. Никто никак не среагировал. Зато в последующие три недели деток (6-9 классы) из этой школы сводили на выставку бабочек, диназавриков, красивых камушков, съездили в аквопарк, сходили погулять в парк, организовали посиделки в кафе...Тоже патриотическое воспитание однако.
На протяжении 10 лет учителя наших школ вместе с детьми и родителями (в селе две школы) 8 мая в 22.00 организуют и проводят акцию "Свеча в сердце" у мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам. Собирается огромное количество народа (до тысячи человек). У памятника звучат литературно-музыкальные постановки, подготовленные детьми, выступают ветераны (последние года три уже нет, к сожалению). Равнодушных или безразличных нет. Напротив, дети сами предлагают помощь в проведении мероприятия. Такая акция, считаю, несет большой патриотический потенциал. По ряду известных причин акция 8 мая 2020 года впервые за 10 лет не состоится.Очень жаль.
Почему, как только речь заходит о патриотическом воспитании, так сразу - бойцы ОМОН, снайпер, боевое оружие, ветераны? Почему - не любовь к природе и забота о ней? уважение ко всем окружающим людям? не искусство? не культура поведения?
Цитатаsolomonins ()
деток (6-9 классы) из этой школы сводили на выставку бабочек, диназавриков, красивых камушков, съездили в аквопарк, сходили погулять в парк, организовали посиделки в кафе...Тоже патриотическое воспитание, однако.
По-моему, именно это и есть патриотическое воспитание.
Почему - не любовь к природе и забота о ней? уважение ко всем окружающим людям? не искусство? не культура поведения?
Соглашусь полностью со всем перечисленным Вами, Лариса Павловна! Но, по-моему, патриотическое воспитание - это в первую очередь, любовь к своей Родине, к её традициям, праздникам, обычаям и обрядам!
В нашей школе создана группа волонтеров"Парус надежды", в которой все учащиеся школы принимают активное участие. Помощь пожилым, рейды "Уютная территория" и др. На практике дети понимают, как важно быть воспитанным человеком, любить свою Родину.
по-моему, патриотическое воспитание - это в первую очередь, любовь к своей Родине, к её традициям, праздникам, обычаям и обрядам!
И это тоже! Любовь к Родине - через традиции, обычаи. Но никак не стрельба, бросание гранат, марширование. Но государство лучше знает, что ему нужно...
Цитатаelfedper ()
рейды "Уютная территория"
Это уборка пришкольной территории? Дворников нет? Вы живёте в сельской местности?
Мне тоже показалось странным...В нашей школе дворники замечательно справляются со своими должностными обязанностями - вокруг школы всегда безупречно чисто. И давно все привыкли, что этим занимаются специализированные службы, а не дети!