Воспитательный эффект оценить сразу невозможно. Это отдаленная перспектива. Зона актуального развития. Как можно воспитать на уроке? Можно только создавать условия для этого.
Я тоже так думаю. На уроке мы привлекаем внимание учащихся к нравственным проблемам, общечеловеческим ценностям, побуждаем детей задуматься над этим, сориентировать свое поведение и т.д. Оценить сразу воспитательный эффект невозможно.
Воспитательная цель урока предполагает формирование у обучающихся определенных свойств личности, черты характера. Но воспитать какие-либо качества личности, черту характера в течении одного урока невозможно. На уроке возможно создать ситуации. Помогающие форматированию определенных черт характера.
Конечно, мы всегда ставим для себя такие цели. Но озвучивать их детям совершенно не надо. Смешно было бы говорить, что мы будем сегодня, например, воспитывать патриотизм .. Разве это можно сделать на одном уроке? На это годы и годы нужны.
А следует ли в таком случае указывать воспитательные цели?
Цель так и будет звучать: "Создать условия для..." Более конкретную цель мы ставить не можем, т.к. наши цели должны быть достижимыми. А воспитать ребёнка за один урок никак нельзя.
Может и не в тему мой рассказ. Но это тоже о воспитании на уроке,по-моему. Это было в 1990 году примерно.В классе произошло ЧП - второклассник Максим принёс в школу 25 рублей (тогда это были немалые деньги, зарплаты были 250 рублей) и подарил их однокласснице Марине.На следующий день в школу пришла мама Максима. А Марина сказала,что положила деньги на холодильник дома, и они пропали.Вызвали маму Марины. Всё обсудили и решили,что виноваты все - и мама Максима, и Марина, и я (не уследила). Разделили сумму на 3 части - я и семья Марины отдали маме Максима свои доли суммы. Прошёл примерно месяц. На уроке чтения мы анализировали рассказ "Графин" М.Зощенко о маленьком Володе Ульянове. И так,видимо. страстно я говорила о муках совести и о том,что никогда не поздно сказать правду,что на перемене сразу после урока подошла ко мне Марина с подружками и призналась,куда они дели те самые 25 рублей.Оказывается, подруги пошли в книжный магазин и решили на те деньги купить открытки и календарики.Но кассир посчитала странным,что у детей такая большая купюра и забрала её себе,а девочкам сказала,чтоб пришли с мамой.Но второклассницы побоялись об этом рассказать мамам. В тот же день я сходила с девочками в магазин и деньги нам вернули.Вот вам и воспитательные цели...
Воспитание - часть образования. Процесс, конечно, длительный. Цель ставим одну. Задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие. Задач может быть много. Я еще иногда пишу диагностические.