Научить учеников критериально оценивать очень сложная и большая работа. Каждый раз нужно придумывать что- то новое, так как дети начинают друг другу завышать или наоборот понижать оценки в связи с взаимоотношениями между ними.
Уже не первый год совместно коллегами участвую в эксперименте «Технологии текущего оценивания учебных достижений в структуре накопительной системы оценки в старшей школе». Суть этой технологии в том, что каждая усвоенная тема, каждое действие ученика имеют свою « цену», оговоренную заранее. В старшей школе (10-11 класс) полностью разработаны лекции и семинарские занятия. В соотвествии с ними разработаны критери оценивания каждого вида работы - ответ на семинаре, работа в группе, творческая работа и т.д. Если хотите более подробно, могу могу отправить пример оценивания.
Я тоже использую оценивание по шаблону стихотворений, проектов. Начинаю с первого класса. Сначала много времени уходит на обсуждение критериев и оценивание, потом, когда дети запоминают алгоритм, дело идёт быстрее.