Где пригодится - это они сами определяют. Сам человек делает свои знания полезными или бесполезными. Это в целом. По каким конкретно темам (информатики) интересует ответ?
Знание об устройстве файловой системы позволит ориентироваться в восстановлении нужных файлов, которые были случайно удалены, исправлять некоторые проблемы с загрузкой операционной системы. Программирование (алгоритмизация) развивает операционное мышление, чего не делает даже математика. Умение грамотно выстраивать план действий для решения задачи и следовать ему дорогого стоит. Обучение программированию может дать довольно раннюю профориентацию. Сейчас многие сайты предлагают курсы по программированию и позволяют довольно быстро получить профессию, а так получается, что ученики многое уже знают, и им легче всё осваивать - любой язык, любую программу. Пользовательские компьютерные приложения иногда предполагают программирование в том или ином виде: формулы табличного процессора, например. Знания в области программирования позволяют приблизительно понимать внутреннюю работу программ и поэтому более эффективно их использовать, а также справляться с неполадками - просто потому, что знающему человеку в голову приходит больше подходящих идей. Тема систем счисления позволяет получить общее представление о записи чисел. Если в начальной школе человек задавался вопросами "С какой стати у нас именно десять цифр? Кто это придумал?", то вот ему ответ. Правда, через несколько лет это становится догмой, и звучит вопрос "Не десять цифр - что это за бред? Кто это придумал?". Другие системы счисления, особенно 2СС, 8СС и 16СС, нужны и в программировании, и их понимание полезно в некоторых пользовательских приложениях.
Владение IT - это вторая грамотность, у которой очень много аспектов. Вклад в её формирование вносят очень многие темы. Поэтому информатика - достаточно фундаментальная штука. Ну, и школа, дающая общее образование, в принципе не обязана давать знания, которые прямо сразу же можно применить. Но она и это делает - даёт практические навыки. Так что пусть выберут какой-нибудь другой предмет для претензий. Понятно, что вряд ли пригодятся все темы без исклчения. Но чтобы информатика в целом не пригодилась, это надо если не уйти в монастырь, то сознательно игнорировать многие жизненные возможности, которые она открывает.
Во-первых, не факт, что он на врача действительно выучится и даже вообще на него поступит.
Во-вторых, запасная специальность всегда нужна хотя бы в общих чертах.
В-третьих, пример из жизни. У меня есть знакомый анестезиолог-реаниматолог, который пытается изучить программирование для доработки программы, созданной его коллегой. Программа сильно завязана на специфику работы, и за них её никто не напишет. Больница это финансировать не будет. Ссылки на форуме запрещены, но пост о них можно найти по Google-запросу "яплакал искусственное кровообращение", по первой же ссылке. Там на первом же скриншоте приведена подобная программа.
В-четвёртых, второй пример из жизни. В вузе у нас было 4 семестра физики. Оборудование для лабораторных работ часто отсутствовало, было непригодно для использования, или же некоторые вещи типа радиоактивных изотопов студентам бы не доверили. И преподаватель кафедры сам создал программный комплекс "Виртуальная лаборатория физики", эмулирующий все лабораторные работы курса, включающий все необходимые объекты и инструменты, позволяющий выполнять все положенные действия, имитирующий погрешности измерений для их последующей обработки. Были созданы две версии комплекса - для DOS и для Windows, и они предлагались на продажу в другие учреждения. Преподаватель вроде бы не программист по профессии, а собственно доцент-физик.
Примеры показывают открывающиеся возможности, которые информатика даёт всем, независимо от основной специальности. Уникальность - от того, что очень немногие действительно ими пользуются, а не от того, что врач и преподаватель оказались в каких-то особо удачных условиях. Уникальность тут скорее привлекать должна - за её счёт люди получают преимущество перед другими.
Слабым ученикам, возможно, нужна более общая мотивация. Вряд ли они слабы только по информатике, тут дело не в темах.
Galina1952, на вопрос по конкретной теме можно ответить примерно так, как я написал. Если ученик вообще слабый, то ему не поможет и такой ответ, и я бы с ним поговорил отдельно. Не только по одной теме (которая ведь быстро закончится), а о предмете вообще. Ну, хотя бы несколько минут после урока, если он того желает.
Если ученик вообще слабый, то ему не поможет и такой ответ, и я бы с ним поговорил отдельно. Не только по одной теме (которая ведь быстро закончится), а о предмете вообще. Ну, хотя бы несколько минут после урока, если он того желает.
И что Вы ему ответите на его вопрос о двоичной системе счисления, например?
Galina1952, двоичная система нужна при измерении количества информации. Без неё не объяснить тему количества информации, а оно отражается на действительности: место для файлов на флешке, на компьютерном диске, в памяти телефона хотя бы раз заканчивалось почти у каждого, а файлы по сетям "почему-то" передаются за разное время.
Без знания двоичной системы трудно стать хорошим компьютерщиком в почти любой специализации. Не надо торопиться с тем, что, мол, я не собираюсь становиться программистом. У компьютерщиков самый ранний вход в профессию.
Двоичная система нужна не только компьютерщикам, но и электронщикам. Арифметика на низком машинном уровне реализуется двоичной арифметикой, а та - на ещё более низком уровне - логикой. Логику мы ведь тоже изучаем - вот и связь тем заодно.
Кроме того, двоичная система позволяет закрепить знание некоторых разделов математики за счёт обобщения.
Наконец, в книге Д. М. Златопольского "Занимательная информатика" есть целая глава - "Двоичная система - не только в компьютере!" с множеством примеров задач. Это задачи не очень-то из повседневной практики, но интересные - на тренировку мозга. Если человек собирается жить в "повседневности", то ему это не надо. Если собирается сделать жизнь интересной, то надо.
Речь веду именно о тех, кто собирается "жить в "повседневности"
Задачу учителя вижу как раз в том, чтобы отговорить их от этого. Можно всю жизнь прожить с начальным образованием. Прожить на самом минимуме, даже никогда не узнать об имеющихся возможностях. И даже никогда не захотеть о них узнать. И даже не видеть в этом проблемы. А я вижу.
Сейчас сам выучишь, потом детям своим поможешь, подскажешьчто и как. "Им легче будет, "- так говорила уже ) А в передаче не так давно по телевизору слышала, что может все знания и не нужны. А вот то как при этом развивается мозг, как работают серые клеточки!-неоценимо. В старости спасет от деменции. Ну или: "Это будет в контрольной!"-вот и пригодится)