Я практиковала работу с читательскими дневниками в среднем звене. На лето предлагался приличный список, из которого должно быть прочитано не менее 10 книг с краткими записями. А в начале учебного года проводилась читательская конференция с отзывами о самых интересных книгах.
Вот уже три года как мы ведем с учащимися электронные читательские дневники. Прежде всего, они интересны тем, что созданы на сайте Wiki-sibiriada, по технологиям вики. Сначала я, как библиотекарь, познакомилась в рамках мастер-классов, дистанционных курсов с вики-технологиями, затем постепенно подключила учащихся школы.
Мы тоже ведём читательские дневники. На месяц даю одного автора и примерный список его произведений, который можно прочитать. Назначаю дату итогового урока, на котором проверяется материал в виде викторины, конкурсов или как внеклассное мероприятие. К этому же времени дети должны заполнить несколько страничек дневника - сколько их будет, решают сами. За каждую работу они получают от 6 до 12 баллов. Такая работа носит соревновательный характер. Кроме этого не обязательно рисунок рисовать, можно найти картинку в Интернете и распечатать её, раскрасить. Сейчас очень много детей, которые хорошо разбираются в ИКТ, для них есть читательский дневник в электронном виде. Сначала ведём общий дневник, а потом заводим индивидуальный тем детям, у кого уже более 2 страничек. Требования к ведению читательского дневника. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Автор (1 б.) Название (1 б.) Жанр: стихотворение, сказка, рассказ, басня (1 б.) Тема (о чём книга?) Это произведение о ... (одно-два слова) (1 б.) Герои (1 б.) Подбор иллюстраций из Интернета, либо нарисовать самостоятельно (1 б.) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: Вырази своё мнение с помощью вопросов: 1.Что удивило? развеселило? 2. Что (кто) заставило задуматься? 3. Что (кто) чей поступок огорчил? 4. На какого героя хотел быть похожим и почему? (3 б.) Подбор пословицы и поговорки (3 б.) Таким образом решаются сразу несколько проблем.
С ужасом вспоминаю время, когда мой ребенок учился в начальных классах и вел этот дневник. Почему с ужасом? Потому что нужно было нарисовать картинку к прочитанному произведению, а художественных способностей у нас с ней нет совершенно. Вот помучились то!
Мне нравится система работы по продуктивному чтению. В читательских дневниках можно использовать прием антиципации. Ученик познакомиться с названием книги, произведения и запишет, о чём, по его мнению, будет это произведение. После чтения можно сделать вывод - сумел ли он предугадать. Далее ребёнок может написать, какие знания он приобрёл, прочитав это произведение. Можно использовать этимологические словари и также записывать в читательский дневник, что для себя нового открыл ученик, пользуясь справочниками и словарями.
Ведем с ребятами читательские дневники. Рисовать, писать сочинения не заставляю. Дети пишут то, что впечатлило, оставило след в душе. Хорошо получается. Старших заставляю писать темы и проблемы. Тоже пишут, потому что впереди сочинение. У них дневник получается шпаргалкой.
Интересно читать размышления учителей: "Не любила в детстве вести читательский дневник". Скажите ему "спасибо", благодаря этому умению, вы воспитали в своем характере нужные качества, обязательные для профессии учителя.
А я читать люблю, но вот дневник заполнять в школьные времена для меня было каторгой.
Трудно сказать, насколько он нужен или не нужен... Вспоминаю свои школьные годы, своего учителя литературы, которая нас так увлекла чтением, что мы запоем всем классом читали одни и те же книги (не из-под палки), а потом обсуждали, спорили. Что она делала. Вроде бы ничего особенного, но к слову, вроде бы вскользь упоминала какое-то произведение не из программы, удивлялась, что мы его не читали, и шла дальше. И вот эти её ироничные "не читали?", "м-да", "ну, что ж, не всем дано быть умным читателем" нас заводили больше всего. И это при всём при том, что класс по дисциплине был не из лучших, но зато запоем читающий...
В 1 классе мы заполняем "Замок чтения". Высокий замок, состоящий из разных "кирпичиков" в которые вписываются прочитанные книги. Прочитал, кирпичик раскрасил в понравившийся цвет. Первоклассникам это нравится.
Надежда Андреевна, а я и сейчас записываю названия, авторов полюбившихся книг. Свое впечатление. Не скажу, что это читательский дневник, но записная книжка точно. Может, как-то по-другому назвать этот дневник, чтобы у детей и их родителей не возникала отрицательная реакция?