• Страница 1 из 1
  • 1
Форум для учителей » Предметный форум » Русский язык, литература » Не оставляет равнодушным: к чему мы идем... или пришли? ("Унылая пора"...)
Не оставляет равнодушным: к чему мы идем... или пришли?
Irishka
Дата: Вс, 27.12.2015, 18:37 | Сообщение # 1
Ирина Владимировна Киселева
(русский язык,литература)
I
Сообщений: 520
Позитив: 2576
Разработки | Блог
"Унылая пора". Московские школьники не могут выучить произведения классика...
Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.
Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.
Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.
Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.
На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.
Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.
Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…
Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.
«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение “пастух трубит в рожок”. У детей спросили: “Знаете, что такое рожок?” Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, “когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА”. И все».
Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»
Иоланта Качаева, "Московские новости"

Добавлено (27.12.2015, 18:37)
---------------------------------------------
Знаю, что нельзя копировать полностью текст, но не удержалась. Если перескажу, изменю авторский стиль. Поэтому приношу извинения за нарушение правила общения, но остаться равнодушной к этой статье не смогла.

Статус: Оффлайн
super-777
Дата: Вс, 27.12.2015, 19:05 | Сообщение # 2
Садчикова Юлия Николаевна
(русский язык/литература)
Сообщений: 1620
Позитив: 1131
Разработки | Блог
А стихотворение Плещеева А.Н.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит,
"Зимнее утро" Пушкина:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась...
Дети понять не могут, что такое "сени" и "вечор".  
Да мало ли таких шедевров русской классики! Обидно, что дети мало читают, мало знают, вот и понять не могут.
Статус: Оффлайн
Латышева
Дата: Вс, 27.12.2015, 19:57 | Сообщение # 3
Татьяна Анатольевна Латышева
(учитель начальных классов)
Сообщений: 5266
Позитив: 13764
Разработки | Блог
Учительнице надо было провести большую словарную работу. Очень часто дети не понимают смысла слов из произведений классиков.
Статус: Оффлайн
ромашка5975
Дата: Вс, 27.12.2015, 21:06 | Сообщение # 4
Елена Владимировна Щербакова
(русский язык, литература)
Сообщений: 3967
Позитив: 19336
Разработки | Блог
Как я понимаю Ваши чувства, Ирина Владимировна! Наши дети не знают очень многого. Это не беда, это норма нашей жизни! Перед изучением классической литературы необходима словарная работа обязательно!
Статус: Оффлайн
mina1963
Дата: Вс, 27.12.2015, 21:12 | Сообщение # 5
Мамаева Муминат Абдулвагабовна
(заместитель директора по УВР)
Сообщений: 286
Позитив: 390
Разработки | Блог

Цитата
Перед изучением классической литературы необходима словарная работа обязательно
Полностью согласна, без словарной работы наши дети, конечно, не понимают смысла всего произведения. Мы не только объясняем значение слов, но и переводим на родной язык, приводим примеры. Без этого никак нельзя.
Статус: Оффлайн
Irishka
Дата: Пн, 28.12.2015, 18:54 | Сообщение # 6
Ирина Владимировна Киселева
(русский язык,литература)
I
Сообщений: 520
Позитив: 2576
Разработки | Блог
Цитата ромашка5975 ()
Перед изучением классической литературы необходима словарная работа обязательно!
Без этого нельзя!
Статус: Оффлайн
puchkovasa
Дата: Пн, 28.12.2015, 20:23 | Сообщение # 7
Пучкова Светлана Александровна
(учитель физики)
Сообщений: 532
Позитив: 572
Разработки | Блог
Читают всё больше только смс, да комментарии, а про нормальную русскую классику и не только классику- совсем позабыли. Читают мало- и это страшно.
А про формулировки теорем и законов и говорить нечего
Статус: Оффлайн
Латышева
Дата: Пн, 28.12.2015, 20:55 | Сообщение # 8
Татьяна Анатольевна Латышева
(учитель начальных классов)
Сообщений: 5266
Позитив: 13764
Разработки | Блог
Цитата puchkovasa ()
Читают мало- и это страшно.
Се ля ви! Другое поколение. yes
Статус: Оффлайн
korolevairin22
Дата: Пн, 28.12.2015, 21:06 | Сообщение # 9
Ирина Николаевна Королёва
(учитель начальных классов)
Сообщений: 556
Позитив: 3116
Разработки | Блог
На каждом уроке провожу словарную работу: и на математике, и на русском, и на чтении. Недавно разбирали слово позёмка. Это на уроке русского языка, тема "Состав слова". Варианты детей: подземный поезд, тележка. Пришлось даже видео скачать с позёмкой.
А уж о слове пороша я просто помолчу. По мнению детей это ягода - мороша.
Статус: Оффлайн
dinatutubali
Дата: Пн, 28.12.2015, 23:46 | Сообщение # 10
Тутубалина Дина Алексеевна
(учитель/математика)
Сообщений: 33
Позитив: 423
Разработки | Блог
А у меня дети 8 вида. Изучаем виды треугольников, тупоугольный треугольник. На следующем уроке пытаемся вспомнить слово. Бедный треугольник оказался "тупоголовым" и даже попытался стать "тупорылым". Эти слова дети очень хорошо знают, думаю, благодаря родителям.
Статус: Оффлайн
alenalinger
Дата: Вт, 29.12.2015, 06:59 | Сообщение # 11
Лингер Алена Викторовна
(самопознание)
Сообщений: 96
Позитив: 31
Разработки | Блог
Наверное, это действительно проблема молодого поколения...наши ученики многое не понимают...а порой даже не пытаются.
Статус: Оффлайн
Galina1952
Дата: Вт, 29.12.2015, 13:51 | Сообщение # 12
Поспелова Галина Васильевна
(информатика)
Сообщений: 7333
Позитив: 8992
Разработки | Блог
Цитата Латышева ()
Учительнице надо было провести большую словарную работу. Очень часто дети не понимают смысла слов из произведений классиков.
Да! Именно с этого и нужно начинать! Я в 7-11 классах начинаю объяснение нового материала с новых для учеников слов.
Статус: Оффлайн
WD
Дата: Вт, 29.12.2015, 14:36 | Сообщение # 13
Валериан Дмитриевич Чупин
Сообщений: 3859
Позитив: 371
Разработки | Блог
Вот Вам приобретенные метапредметные, информационные компетенции.
Статус: Оффлайн
Форум для учителей » Предметный форум » Русский язык, литература » Не оставляет равнодушным: к чему мы идем... или пришли? ("Унылая пора"...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Латышева 26118
ромашка5975 25660
DAN64 23514
наталл 22474
Linda 19973
Galina1952 18893
81059 18580
Cerg68 16039
vikusik46 15020
tanyakurova_ 13722
user14398 13205
GOR154 12059
Natali19 9441
Школьница 8744
lubovsai 8736
КОММЕНТАРИИ
Анатолий Николаевич, мне приятно, если данная игра окажется для Вас полезной. Вс...
Альбина Геннадиевна, рада быть полезной. Успешной Вам работы с детьми.
Спасибо за шикарную игру, Надежда Георгиевна.
Лидия Петровна, благодарю за внимание и поддержку! Всегда рада Вас видеть!
Татьяна Анатольевна, благодарю за внимание к работе и позитивный комментарий.Все...
Зоя Андреевна, спасибо, что зашли на мою страничку.Спасибо за добрые слова.
Наталья Николаевна, благодарю за интерес к работе.Всего наилучшего!
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?)

Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора [email protected]


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети