Доброго дня, уважаемые коллеги. Приняв 5 класс после долгих лет работы в старших классах, ощутила некоторые сложности в работе, т.к. требуется выполнять требования ФГОС на всех этапах: подготовка урока, подбор материала. Вопрос: с какими проблемами Вы сталкиваетесь в работе при внедрении ФГОС и каковы их причины возникновения? Как решаете их? Буду благодарна за ответы.
Вопросов, Екатерина Геннадьевна, больше чем ответов. Мы третий год в ФГОС второго поколения. До сих пор не определились с написанием конспектов уроков, с определением целей и задач. Наши дети пришли в 5 класс из ФК ГОС в начальной школе. Было очень трудно. Сейчас попривыкли. Больше даем на самостоятельную работу, на поиск ответов на возникшие вопросы. Применяем парную и групповую работу, самопроверку. Особое внимание развитию критического мышления, умению высказать своё мнение, аргументировать его. Домашнее задание даём дифференцированное, как и контрольные пункты.
В 5 классе больше творческих заданий по выбору, создание на уроке ситуации успеха, занимательная подача материала, совместная деятельность, инновационные приемы на различных этапах урока, постановка проблемы и поиски ее решения - все это интересно, но вот продуктивно ли? Мне кажется, чтобы заниматься по новым стандартам, нужно, прежде всего, иметь в группе не более 15 обучающихся.
ФГОС - это просто оболочка. Обучение ведется по-старому, содержание учебников не изменилось, их лишь раскрасили в разные тона. Да и как добиваться от учеников без объяснения понимания темы, если они с 20-го раза не понимают. Классы разные, учеников много, с каждым на уроке заниматься отдельно нет времени. Я считаю, что это и не нужно. Старая система хоть какие-то знания, но дает.
Больше даем на самостоятельную работу, на поиск ответов на возникшие вопросы. Применяем парную и групповую работу, самопроверку.
Галина Васильевна, а как Вы считаете, данные методы улучшили качество знаний учащихся?
ЦитатаlarNik@1 ()
Старая система хоть какие-то знания, но дает.
Согласна с Вами полностью. Можно "выдрессировать" учащихся для самостоятельного формулирования темы урока и постановки целей. Но если внутренняя мотивация в получении знаний отсутствует, то результат будет стремиться к нулю вне зависимости от того, поставил цель на уроке учитель или сами учащиеся.
Доброго дня, уважаемые коллеги! Рада за каждый отклик на мой вопрос. Дело в том, что я готовлюсь к выступлению на районном методобъединении, а тема вызывает у меня множетво вопросов, а главное были сомнения в правильности моих приемов работы на уроках. Но с некоторым облегчением вижу, что мои проблемы вполне типичные.
ЦитатаGalina1952 ()
До сих пор не определились с написанием конспектов уроков, с определением целей и задач.
Согласна с Вами, Галина Васильевна, что это один из нуднейших момент при составлении плана урока. Тратится огромное количество драгоценного времени на их формулировки, а ведь за то же время можно было бы что-то более важное продумать: задания, представить, как будет выглядит та или иная форма работы в ходе урока... А ведь если каждый день 6-7 уроков ( а на селе это так), умножь-ка 6 планов на 10 минут написания только "шапки" плана! Час в пустоту! А ведь все наши уроки направлены на все те же цели, как раньше писали, воспитательные, образовательные, развивающие. Мне кажется, за словесным изобилием терминов идет подмена понятий, а всё то же самое. Вот она проблема ФГОС: много бумажной волокиты: мало провести качественный урок, надо его ещё зафиксировать, проанализировать работы детей и их в папочки, портфолио и т.д. и т.п. вложить. А зачем? Для кого? Учитель с опытом, мне кажется, даже лишь с учебником, доской и мелом может провести любой урок через 5-10 минут подготовки и без плана.
Обучение ведется по-старому, содержание учебников не изменилось, их лишь раскрасили в разные тона.
Согласна с Вами Лариса Николаевна. Это, на мой взгляд, ещё одна проблема: перестроиться на новый лад, не имея перед глазами новых образцов, имея уже большой опыт работы с традиционной манере, который давал многие годы достаточно неплохие результаты. Почти три года на разных мероприятиях (педсоветах, заседаниях, круглых столах и т.д) по изучению требований ФГОС и путей их внедрения в практику не дали их понимания. В прошлом году в райцентре попала (СЛУЧАЙНО забрела, ожидая другого заседания) на урок литературы своей коллеги. Она учитель начальной школы, работавшая ещё и в 5 классе учителем русского языка и литературы. И я УВИДЕЛА и ПОНЯЛА многие вещи, увидела новизну приемов, увидела результаты: речь учеников, самостоятельную работу на уроке, высочайший темп. Поверьте, такое не отрепетируешь. Это был результат нескольких лет мытарств самого учителя по научению детей так работать. Сказать "Я БЫЛА В ВОСТОРГЕ!" - это мало. Поэтому считаю так:"Покажите нам один раз образцы такой работы по требованиям ФГОС, а мы уже придумаем сотни вариаций!" И кое-что из её методов работы взяла, учусь вместе с детьми.Трудно, но можно. ХОТЯ: надо начинать с первого класса.
В 5 классе больше творческих заданий по выбору, создание на уроке ситуации успеха, занимательная подача материала, совместная деятельность, инновационные приемы на различных этапах урока, постановка проблемы и поиски ее решения - все это интересно, но вот продуктивно ли?
Нина Максимовна. и у меня возникают такие сомнения: продуктивны ли все эти "бантики" на уроке? Может быть в плане развития умения работать в группе, распределять обязанности, работать с предоставляемым материалом это и полезно, но явно не для всех, некоторые за спиной более ативных ребят потихоньку отсиживаются и получают сними отметки. Ведь не все ребята могут сказать, что участник их группы не достоин хорошей отметки - это пововд для конфликта. Но всё же стали звучать такие слова: "Это моя любимая работа!" - у кого-то это письменная работа по шаблону с заполнением пробелов, у кого-то кластеры, у кого-то иллюстрации к произведениям. Это меня радует. Если хоть один-два ребенка запомнит Дубровского и Троекурова, не будет путать Лермонтова и Гоголя - уже достижение в некоторых классах. Может я и не права. Но пытаюсь расти..
Больше даем на самостоятельную работу, на поиск ответов на возникшие вопросы. Применяем парную и групповую работу, самопроверку.Особое внимание развитию критического мышления, умению высказать своё мнение, аргументировать его. Домашнее задание даём дифференцированное, как и контрольные пункты.
Ваши слова меня всерьез заинтересовали, Галина Васильевна. Парную и групповую работу провожу часто, и я и ребята тоже научилсиь и на группы делиться, и обязанности распределять, и проекты защищают. Может, и не совсем идеально, но всё же очень стараются. А вот работу по развитию критического мышления (не в теории, а на практике, на детях) я бы хотела увидеть. И каким образом Вам удается разрабатывать дифференцированные задания (я так понимаю, разноуровневые?): это дополнительные материалы? - боюсь времени не будет на жизнь хватать.. И что такое контрольные пукты? Можно ли где-то увидеть ваши разработки? Как это работает? Насколько в этом деле задействованы компьютер, интернет, др.техника? У нас с этим проблема серьезная: в школе один кабинет информатики, он задейтсвова, а в кабинете у меня только мой личный ноутбук, который каждый день ношу домой и на работу..
А вот работу по развитию критического мышления (не в теории, а на практике, на детях) я бы хотела увидеть.
Екатерина Геннадьевна, я даю задание составить тест из 5-6 вопросов по новому материалу с 4 вариантами ответов. Но это для сильных детей.
ЦитатаVOLZANKA ()
И каким образом Вам удается разрабатывать дифференцированные задания
Екатерина Геннадьевна, при подготовке заданий контрольного пункта разрабатываю работы трёх уровней. Первый на "3" при выполнении всего задания, второй - на "4", третий - на "5". Ученики сами выбирают для себя уровень работы.
ЦитатаVOLZANKA ()
И что такое контрольные пункты?
Это самостоятельные, практические, контрольные работы, тесты...
ЦитатаVOLZANKA ()
Можно ли где-то увидеть ваши разработки?
Я - информатик, выкладывала работы по программированию. Задачи разных уровней сложности.
ЦитатаVOLZANKA ()
Как это работает? Насколько в этом деле задействованы компьютер, интернет, др.техника?
Работаем по-разному, и на листочках, и в тетрадях, и на компьютерах. У меня же информатика.
при подготовке заданий контрольного пункта разрабатываю работы трёх уровней. Первый на "3" при выполнении всего задания, второй - на "4", третий - на "5". Ученики сами выбирают для себя уровень работы.
Галина Васильевна, благодарю Вас за подробные ответы! Я тоже готовлю задания, обговаривая, что такое-то количество на такую отметку. Но вот что часто пугает учителей, моих коллег в школе: подготовка дифференцированных заданий требует больше времени, чем просто дать готовое упражнение из учебника. Возможно, постепенно нарабатывается некая система их подготовки и это может происходить быстрее... И в итоге не учитывается интерес ребенка: я СКАЗАЛ выполнять, а ученик ОБЯЗАН выполнить, а в итоге -"двойки", предположения, что ученик ЗПР, перевести на другую программу и т.п. Вот мне и видится проблема в перепрограммировании самих учителей.
задание составить тест из 5-6 вопросов по новому материалу с 4 вариантами ответов. Но это для сильных детей.
Это интересная идея. Не пробовала. В ближайшее время попробую. Я детям так и объявляю обычно: сегодня у нас урок-эксперимент, давайте попробуем новый вид работы. Иногда получается неожиданно приятный результат. Даже если что-то получается не по замыслу, принимаю как полезный опыт. Спасибо детям, они идут со мной.
Это интересная идея. Не пробовала. В ближайшее время попробую.
Могу поделиться ещё одной идеей: вызванному ученику первый вопрос задаю я, а следующие - одноклассники. В этом случае проверяется подготовка к уроку, умение ставить вопросы. Оценивают ответ тоже ученики.
Добавлено (26.11.2016, 20:03) --------------------------------------------- larNik@1, Нет сейчас уже старая система не результативна, уже 3 и 4 четверти 5 класса по старой системе интерес у учеников пропадает: 5-7 человек уже все прочитали и им нужен 6 класс, человек 5 отстающие, они не понимают материал, нужна для определенной группы своя траектория развития, но для это нужен класс не более 17 человек и техника, то же электронный учебник.
Уважаемые коллеги, спасибо за все ответы. Онипозволяют понять, что мы не одиноки в своих трудностях. Проблемы есть у всех, т.к. дело новое, трудное, ибо по большей части состоит в преодолении привычного стиля работы, перебарывать себя не всегда легко.
Могу поделиться ещё одной идеей: вызванному ученику первый вопрос задаю я, а следующие - одноклассники. В этом случае проверяется подготовка к уроку, умение ставить вопросы. Оценивают ответ тоже ученики.